Международное частное право

19. Различные аспекты правового статуса физических лиц в российском международном частном праве

Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.

Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, ею личным законом является российское право.

При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом.

Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности.

Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.

Права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом.

Опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство.

Обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) определяется по личному закону лица, назначаемого опекуном (попечителем).

Признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву

.

20. Режимы правового статуса иностранцев в России. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в России (имущественные, семейные, трудовые и иные права)

В данном вопросе раскрываются и режимы статуса лиц без гражданства, так как он не имеет отличий от статуса иностранного гражданина.

Можно выделить два возможных режима статуса иностранных граждан и апатридов - национальный и ограниченный национальный.

Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства (апатрид) – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. То есть по общему правилу иностранным гражданам и апатридам предоставляется национальный режим.

В нормативных актах также используются и закрепляются следующие понятия:

- законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

- временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

- временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

- постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

21. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в России (имущественные, семейные, трудовые и иные права)

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на государственной или муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Замещение иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации, ограничено особым порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных, создаваемый в соответствии со ст. 26 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50% и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм.

22. Понятие «двойное гражданство» в Российской Федерации

На основании Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (Двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» дает следующие понятия, касающиеся регулирования данного института международного частного права:

- гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

- иное гражданство - гражданство (подданство) иностранного государства;

- двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» гласит, что иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50% и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм.

Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (с изм. и доп. от 31 мая 2002 г.) закрепил следующие положения:

Граждане Российской Федерации и лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом (свидетельством), подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

23. Различные аспекты правового статуса юридических лиц в международном частном праве. Правовое положение и деятельность иностранных юридических лиц в России

Статус юридического лица в МЧП определяется нормами права, применяемыми для регулирования отношений с данным лицом. Данный закон в теории называют личным законом юридического лица, или личным статутом юридического лица. Одна из функций коллизионных норм - регулирование отношений по определению личного статута юридического лица.

В теории и практике МЧП существует несколько способов определения критерия, применяемого к регулированию квалификации личного закона юридического статута.

Личный статут юридического лица напрямую и непосредственно связан с национальностью юридического лица. Способы определения личного закона юридического лица являются одновременно способами определения национальности юридического лица:

- критерий места регистрации (учреждения);

- критерий места нахождения административных органов юридического лица;

- критерий фактического управления деятельностью юридического лица;

- критерий места деятельности юридического лица.

В нашей правовой системе статус юридического лица и, следовательно, личный закон юридического лица регулируются следующим образом.

Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет, что организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (действующая редакция): «Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях».

24. Ограничение дееспособности, безвестное отсутствие и объявление умершим в коллизионном праве России

Право, подлежащее применению при определении гражданской дееспособности физического лица, определено в ч. 3 ГК РФ.

Гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом.

Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности.

Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.

Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

Дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения.

Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения.

Дело об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами может быть возбуждено на основании заявления родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства.

25. Транснациональные корпорации в международном частном праве

Транснациональная компания в теории МЧП подразумевает транснациональность капитала данного субъекта частноправовой деятельности. То есть капитал не принадлежит лицам одной страны.

Среди источников МЧП можно назвать Хартию экономических прав и обязанностей государств (12 декабря 1974 г.), Конвенцию о транснациональных корпорациях (Москва, 6 марта 1998 г.).

Каждое государство имеет право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры по обеспечению того, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства. Каждое государство должно с полным учетом своих суверенных прав сотрудничать с другими государствами в деле осуществления данного права.

Так, стороны Конвенции о транснациональных корпорациях признают под понятием «транснациональная корпорация» юридическое лицо (совокупность юридических лиц):

- имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более сторон;

- образованное юридическими лицами двух и более сторон;

- зарегистрированное в качестве корпорации в соответствии с Конвенцией.

В Конвенции о транснациональных корпорациях Понятие «транснациональная корпорация» включает в себя различные транснациональные структуры, в том числе финансово-промышленные группы, компании, концерны, холдинги, совместные предприятия, акционерные общества с иностранным участием и т. п.

Корпорация вправе осуществлять на территориях сторон любые виды деятельности, не запрещенные законодательством сторон.

Участниками корпорации могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы, в том числе из третьих стран.

Государственные предприятия могут быть участниками корпорации в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.

Корпорация создается добровольно как на основе межправительственных соглашений, так и иным, не запрещенным законодательством способом. Порядок регистрации корпорации определяется законодательством государства - места ее регистрации.

26. Понятия «национальность» и «государственная принадлежность» применительно к юридическим лицам

На первый взгляд эти два понятия являются синонимами, но при детальном рассмотрении через призму МЧП становятся видны их различия.

Национальность - понятие, которое определяет личный закон (статут) юридического лица. Государственная принадлежность - состояние юридического лица разными теоретиками рассматривается по-разному. В некоторых случаях государственная принадлежность является критерием определения личного статута юридического лица. В других случаях государственная принадлежность юридического лица является основанием применения внутренних законов данного государства при определении норм права, которые определяют порядок учреждения данного юридического лица (без связи с личным законом).

То есть можно сделать вывод о том, что государственная принадлежность является постоянным признаком как физического, так и юридического лица.

Тогда как национальность юридического лица определяется в зависимости от правовой системы той страны, в которой оно осуществляет свою деятельность.

Государственная принадлежность и национальность имеют различное значение для юридического лица. В большинстве стран мира государственная принадлежность, «гражданство юридического лица», не имеет значения для определения правового статуса данного юридического лица, его правоспособности и т. д. Национальность же в некоторых государствах применяется для определения личного закона данного государства, для определения его статуса.

Национальность юридического лица может определяться по различным критериям.

Большое значение понятие «национальность» имеет в морском праве, но в данной сфере данное понятие имеет несколько другое значение. Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом.

Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Между государством и судном должна существовать реальная связь.

Каждое государство выдает соответствующие документы судам, которым оно предоставляет право плавать под его флагом.

27. Границы применения национального режима в отношении иностранных физических и юридических лиц по праву России и праву иностранных государств

Данный институт имеет небольшие различия в российском и международном развитии.

В основном национальный режим ограничивается в связи с возможностью затрагивания большим объемом прав иностранных граждан интересов отечественного государства. Прежде всего это касается политической и социальной сферы, в меньшем объеме, но все же существуют ограничения в экономической сфере.

Границы применения национального режима для иностранных граждан устанавливаются главным образом в соответствии с интересами данного государства или с целью предотвращения злоупотребления иностранцами, апатридами и иностранными юридическими лицами своим правом.

Типовой договор ЮНСИТРАЛ о закупках товаров и услуг признает, что принимающие его государства в некоторых случаях, возможно, пожелают ограничить участие иностранных фирм, в частности чтобы обеспечить защиту некоторых жизненно важных экономических секторов своей национальной промышленности от пагубного воздействия нерегулируемой иностранной конкуренции. Такие ограничения обусловливаются требованием о том, что закупающая организация может ограничивать участие только на основаниях, указанных в подзаконных актах о закупках или в других правовых нормах. Цель этого требования состоит в том, чтобы способствовать открытости и не допустить произвольного и неоправданного ограничения участия иностранных фирм. Возможность исключения поставщиков (подрядчиков) на основании государственной принадлежности, а также положения, касающиеся примата международных обязательств принимающего государства, позволяют также учесть случаи, когда используемые средства получены в результате двусторонней договоренности по оказанию помощи на определенных условиях. Согласно такой договоренности можно требовать, чтобы закупки за счет этих средств осуществлялись у поставщиков (подрядчиков) страны-донора.

В российском праве национальный режим устанавливается по общему правилу для всех иностранцев и лиц без гражданства. Он может быть ограничен только федеральным законом.

В ряде случаев в отношении иностранных субъектов действует принцип наибольшего благоприятствования.

Границы национального режима можно разделить на материально-правовые и процессуальные.

Страница 3 из 712345...Последняя »