В их произведениях нашел отражение процесс борьбы между сторонниками неограниченной монархии и тенденции сочетания учреждений приказного аппарата с органами сословного представительства (в центре и на местах).
А. Курбский (15281583) выражает взгляды, которые были оппозиционными взглядам феодалов во главе с царем. В истории политико-правовых учений А. Курбский выступает как мыслитель, давший обстоятельную критику единоличных форм правления и тиранических политических режимов.
А. Курбский рассматривает проблему идеального правителя. Он должен обладать чертами, которые дают возможность оценивать его деятельность по реальным результатам социально-политической практики строительства государства. Особое внимание А. Курбский уделяет управлению государством и осуществлению правосудия. А. Курбский приходит к выводу, что наилучшая концепция государственного устройства - ограниченная монархия с устанавливаемым выборным сословно-представительным органом. Высшие властные полномочия осуществляются монархом и парламентарными правительственными органами. Их главная задача - контроль за соблюдением законности в государстве.
При А. Курбском возникает практика заочного осуждения (без личного присутствия на суде). Совершенной беззаконностью он считает принцип коллективной ответственности, применяемый в практике опричнины. Он выступает против жестоких, унижающих достоинство наказаний.
Противоположная позиция сформулирована Иваном IV (Грозным). Иван Грозный (15301584) видел законность в утверждении правомерности неограниченной монархии. В своей политико-правовой теории большое внимание уделяет происхождению и сущности власти.
Он говорит о наследственном происхождении власти как единственно законной. Царский трон наследуется не путем наследия, а исключительно путем божественного провидения. Сущность власти определяется божественным промыслом, следовательно, к царю нужно относиться как к Богу. Иван IV не признает никаких ограничений при реализации властных полномочий: каждый подданный должен находиться в его безраздельной власти, в том числе и вельможи.
Недопустимы никакие коллегиальные начала во власти. Высший суд принадлежит царю. Степень вины и меру наказания определяет не закон, а царь.
Ответственность за содеянное царь несет не перед подданными, а только перед Богом, но и наказание ложится не на подданных, а на царя. Методы реализации власти - «страх и гроза». Самое главное - устрашение своих подданных.
Политическое учение Ивана IV было направлено на оправдание его собственных действий, направленных на создание тиранически-политического режима.