В конце XVII в. проблемой политического устройства занимался Иван Тимофеев (2я пол. XVI - 1я пол. XVII в.) - автор «Временника», произведения о событиях Смутного времени. О его жизни и деятельности известно немного.
«Временник» можно назвать мемуарами человека, который, будучи дьяком, многое видел, многое знал, ибо имел доступ к важным документам, был проницателен и пытлив. Он фиксирует интересные подробности, сцены, жесты, кажется, частные, незначительные, но помогающие живо, зримо представить и понять происходящее. Тимофеев требователен к себе как писателю, стремится к правдивости и достоверности рассказа. Он описывает только то, чего был очевидцем, а если о чем-то знает с чужих слов, по слухам, то всегда указывает на это. Стиль Тимофеева очень витиеват, несколько искусственен. Длинные предложения, обилие сложных слов, образованных по книжным образцам, затрудняют восприятие текста его произведений.
Его политические взгляды соотносятся с периодом Смуты. Сущность власти объясняет божественным предопределением. Единственно возможным типом власти, обеспечивающим порядок в стране, как Россия, является такая царская власть.
Наилучшей формой правления он считает сословно-представительную монархию. И. Тимофеев пришел к выводу, что такие цари, как Иван IV, превысили власть, данную им Богом, уклонились к адамову греху, самовластию. Он отождествляет идею неизбежности иерархической лестницы - каждый занимает то место, которого он достигает по рождению. Царь, по его мнению, является первым феодалом, но княжеско-боярская аристократия имеет право на соправительство с царем.
Он утверждает, что отсутствие представительных форм правления свидетельствует о политической отсталости страны. Считает, что Смута произошла по вине Ивана IV, который без всяких сомнений перестал доверять своему народу и стал прислушиваться к иноземцам. Насилие и страх парализовали народ, так что никто не смог выступить в защиту истины. Ответственность за сложившуюся ситуацию он возлагает на соотечественников всех сословий, которые совершили грех бессловесного молчания.
В своей книге И. Тимофеев поднимает вопросы о необходимости борьбы со злонамерениями власти путем организации тайного совета, который следит за соблюдением в стране законов, так как царь должен быть ограничен в своей власти естественным и установленным законом. Опричнина Ивана IV не признавалась И. Тимофеевым. Создав тайную полицию, тайный совет, он предлагал создать службу, которая следила бы за руководителями государства.