Коммерческое право

10. Конституционные основы коммерческого права рф

Основным источником коммерческого права признается Конституция РФ, так как она закрепляет основные институты и принципы коммерческого права.

Конституция РФ - основной закон государства, который имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативные акты не должны противоречить Конституции.

Конституция РФ содержит, положения, являющиеся фундаментом коммерческого права: 1) о едином экономическом пространстве на территории России; 2) о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств; 3) о поддержке конкуренции; 4) о свободной экономической деятельности; 5) о равной защите частной, государственной и иных форм собственности; 6) о праве граждан на судебную защиту нарушенных прав и т. д.

Коммерческое законодательство - совокупность комплексных нормативных актов, т. е. нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих предпринимательскую деятельность. Специализация коммерческого законодательства заключается в правовом регулировании отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, с ее осуществлением и публичной организацией (управлением). Особенности правового регулирования этой деятельности воплощены в нормах частного и публичного права. Как основу рыночных отношений Конституция РФ закрепляет право на ведение предпринимательской деятельности, для которой человек использует свои способности и свое имущество. С целью обеспечения правомерных, цивилизованных условий становления и развития рыночных отношений Конституция РФ устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобро- совестную конкуренцию. Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. При этом субъект экономического права может создавать предприятия под свои риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. В условиях рыночной экономики претерпело изменения право человека на труд. Это право изложено в новой редакции, закреплено право на защиту от безработицы и установлен запрет принудительного труда. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы. Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью соответствует положениям об этом в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан. Свобода в действиях собственника земли весьма относительна, поскольку п. 3 ст. 36 Конституции РФ определяет условия и порядок пользования землей.

11. Источники коммерческого права рф и коммерческое законодательство

Источник права - внешняя форма выражения права, т. е. совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права. Источники коммерческого права - нормативные акты, в которых выражены особенности правового регулирования отношений, возникающих между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Особенности правового регулирования предпринимательской деятельности находят выражение в Гражданском кодексе РФ и ряде специальных нормативных актов, например Федеральном законе «Об акционерных обществах».

Коммерческое законодательство - совокупность комплексных нормативных актов, т. е. нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих предпринимательскую деятельность. Специализация коммерческого законодательства заключается в правовом регулировании отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, с ее осуществлением и публичном организацией (управлением). Особенности правового регулирования этой деятельности воплощены в нормах частного и публичного права. Один из важнейших вопросов - это вопрос о нормативно-правовом режиме предпринимательства, т. е. о соответствии нормативно-правовых форм (законодательства) общедозволительному режиму предпринимательства. Основная закономерность: чем меньше нормативно-правового регулирования коммерчес ких отношений, тем больше возможностей для саморегулирования этих отношений. Правовой режим предпринимательства проявляет себя в структуре коммерческого законодательства. Классификация нормативно-правовых актов коммерческого законодательства может быть проведена по различным основаниям: 1) по юридической силе; 2) по масштабу их действия; 3) по их назначению.

Источник права в российском законодательстве - государственная воля, выраженная в акте компетентного органа. Источниками коммерческого права являются: 1) Конституция РФ; 2) кодексы РФ; 3) федеральные законы РФ; 4) указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм; 5) постановления Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов; 6) государственные стандарты на продукцию, услуги, строительные объекты, устанавливаемые Госстандартом и другими компетентными органами; 7) акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ; 8) акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; 9) акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

12. Федеральные законы как источники коммерческого права рф

Закон - нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательным органом власти (парламентом, конгрессом, верховным советом, собранием и т. д.). Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило крупному, вопросу общественной жизни. По содержанию закон обычно регулирует наиболее важные общественные от- ношения.

Признаки закона: 1) юридический акт (притом акт-документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон - всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения, закон - источник права); 2) акт строго определенных, высших органов власти в государстве (как правило, представительного высшего органа страны - в России Федерального Собрания, представительных высших органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т. е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета); 3) нормативный акт, обладающий высшей юридической силой (т. е. акт самого высокого юридического ранга, все иные акты «ниже» закона, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить); 4) нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы (т. е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нор- мы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам). Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов: 1) от индивидуальных актов - актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным вопросам, например назначение на должность, поручение передать имущество; 2) от интерпретирующих актов (актов толкования) - актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы. Законы в демократическом государстве занимают первое место среди всех источников права, являются основой всей правовой системы, законности и правопорядка.

Особенности правового регулирования предпринимательской деятельности находят выражение в ГК РФ и ряде специальных нормативных актов, например в Федеральном законе «Об акционерных обществах». Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

13. Гражданский кодекс рф как источник коммерческого права

Источник права - внешняя форма выражения права, совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права. Источники коммерческого права - нормативные акты, в которых выражены особенности правового регулирования отношений, возникающих между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности.

Гражданский кодекс Российской Федерации - основной законодательный акт, объединяющий нор- мы частного права. Гражданский кодекс РФ включает в себя те нормы частного права, которые наиболее полно отражают особенности регулирования предпринимательской деятельности. Правила гражданского законодательства распространяются на соответствующие отношения между следующими лицами: 1) российские граждане; 2) юридические лица; 3) публично-правовые образования. Вместе с тем правила гражданского законодательства применяются также к гражданским правоотношениям с участием: 1) иностранцев; 2) лиц без гражданства; 3) иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 ст. 2ГКРФ). В частности, при известных условиях они могут применяться к договорам российских субъектов права с иностранными контрагентами. Условия и порядок такого применения регулируются нормами международного частного права. Гражданский кодекс существенно повысил роль законов в регулировании коммерческих отношений, установив в своих нормах прямые отсылки к конкретным законам. Тем самым, во-первых, исключено регулирование соответствующих отношений подзаконными актами; во-вторых, сфера прямой законодательной регламентации существенно расширена; в-третьих, предусмотрено создание системы согласованных конкретных законов, опирающихся на единую законодательную базу, к принятию которых обязан сам законодатель. Гражданское право включает в свой состав ряд специальных норм, рассчитанных на применение исключительно к отношениям с участием предпринимателей.

К ним, в частности, относятся правила об имущественно правовом статусе предпринимателей, коммерческом представительстве, особенностях возникновения и исполнения обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности. Однако специфика выступления в имущественных отношениях профессиональных участников (предпринимателей, коммерсантов) не исключает, а предполагает применение к этим отношениям общих положений гражданского права, например о юридических лицах, вещных правах, сделках, обязательствах и т. д.

14. Подзаконные нормативно-правовые акты как источник коммерческого права рф

Нормативно-правовой акт - одна из основных, наиболее совершенных внешних форм права. Нормативно-правовые акты - это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы. Нормативно-правовые акты - основной источник права во всех правовых системах мира. Нормативно-правовые акты государства издаются на основе, в соответствии и во исполнение законов, т. е. имеют подзаконный характер. Поэтому нормативно-правовые акты по юридической силе можно классифицировать на законодательные и подзаконные. Указы Президента РФ занимают главенствующее место среди подзаконных актов, ибо Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». В отличие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, указы Президента РФ могут носить и ненормативный характер. Нормативные указы Президента РФ - подзаконные акты. Они издаются в пределах, установленных Конституцией РФ и законами. Юридическая природа указов Президента обусловливается прежде всего тем, что это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина. Нормативные указы, как и законы, следует различать в зависимости от того, каким президентом они изданы и на какой территории они действуют. На этом основании указы подразделяются на два виды: 1) указы Президента РФ; 2) указы президентов республик, входящих в состав [ Российской Федерации. Наиболее важными среди всех остальных подзаконных актов являются постановления Правительства Российской Федерации. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть и состоит из Председателя правительства, заместителей Председателя правительства и Федеральных министров. Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов Президента РФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, и им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов исполнитель- ной власти. К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы, инструкции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств (комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав РФ. Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер. Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере коммерческого права формально обладают наименьшей юридической силой. Само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня - законе, либо президентском указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК РФ), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Таким об- разом, нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти не только республик, но и всех иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической силой на своей территории. Они обязательны к исполнениювсеми гражданами.

15. Обычай делового оборота как источник коммерческого права рф

Источник права внешняя форма выражения права, т. е. совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права. Источники коммерческого праванормативные акты, в которых выражены особенности правового регулирования отношений, возникающих между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Регламентация коммерческих отношений осуществляется не только нормативными актами. Важное значение в регулировании коммерческих отношений имеют обычаи делового оборота. Обычай делового оборота - сложившеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе или нет (ст. 5 Гражданского кодекса).

Признаки обычая делового оборота. 1) правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Так, в международных контрактах нередки ссылки на «Инкотермс», делающие эти правила частью договора, что служит основанием для того, чтобы руководствоваться ими. Из ст. 431 ГК РФ следует, что при толковании договора принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая обычаи делового оборота; 2) правило поведения, не предусмотренное законодательством. Оно применяется, если не противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора; 3) правило поведения, применяемое исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Обычаи делового оборота - это разновидность обычая вообще. Так, в ст. 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота.

Вопрос о нормативно-правовом режиме предпринимательства, т. е. о соответствии нормативно-правовых форм (законодательства) общедозволительному режиму предпринимательства разрешается на федеральном уровне. Основная закономерность: чем меньше нормативно-правового регулирования коммерческих отношений, тем больше возможностей для саморегулирования этих отношений. Предпринимательство относится к той сфере общества, где определяющим является саморегулирование. Нормативно-правовые формы должны определять лишь необходимые требования, предъявляемые к предпринимательству, оставляя простор для собственного усмотрения предпринимателя. Правильное определение нормативно-правового режима позволяет установить общее направление развития законодательства и наиболее адекватно отразить объективно существующую систему права, выработать концепцию того или иного проектируемого нормативного акта, использовать соответствующий юридический инструментарий (правовые средства, конструкции, механизмы).

16. Правовой обычай как источник коммерческого права рф

Правовой обычай исторически был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства.

Обычай - правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) - это сборники правовых обычаев. Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями: 1) носит локальный характер, т. е. применяется в рамках сравнительно небольших общественных групп людей; 2) отличается определенностью правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения; 3) нередко выражается в пословицах, поговорках, афоризмах. Обычай по природе своей носит консервативный характер, закрепляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики. Нередко обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие обычаи в целях социальной безопасности и личного благополучия граждан государство вполне оправданно запрещает. Государство к различным обычаям относится поразному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. Более или менее длительное существование правовых обычаев можно ожидать лишь в некоторых сферах правового регулирования, например при регулировании внешней торговли, отечественное законодательство допускает использование в юридической практике обычаев. Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни. Обычаи, противоречащие государственно-властвующей политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, в Уголовном кодексе России есть статьи, запрещающие такие пережитки родового быта и феодально-байского отношения к женщине, как калым за невесту, похищение ее.

Правовой обычай - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе и применяется, если не противоречит обязательным для участников отношения положениям законодательства или договору.

В международном праве обычай - не только форма выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых обязательных юридических правил поведения государств в тех вновь появляющихся областях межгосударственных отношений, которые требуют правового регулирования. Он является современным и активно функционирующим источником права. Концепция обычая в том виде, как она применяется в международной практике и рассматривается в доктрине международного права, имеет мало общего с представлениями об обычае, основанными на особенностях этого источника во внутренних, национальных системах права.

17. Возможность применения иностранного права при разрешении вопросов, относящихся к коммерческой деятельности

Одна из форм регулирования коммерческих отношений в Российской Федерации - нормы международного права. Нормы международного права применяются к соответствующим отношениям в результате их трансформации, т. е. преобразования в нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации, издания актов о применении международного договора или издания иного внутригосударственного акта (ст. 2, 5,6 Федерального закона «О международных договорах РФ»).

Международные договоры РФ применяются к отношениям, возникающим между предпринимателями или с их участием в процессе осуществления предпринимательской деятельности непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Как источник коммерческого права международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее законодательством. В случае, когда такой международный договор предусматривает иные правила, нежели национальное законодательство, применению подлежат правила этого договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, абз. 2 п. 2 ст. 7 ГК РФ). При этом международные договоры применяются к коммерческим правоотношениям непосредственно, если только из самого договора не следует необходимость издания для его применения внутригосударственного акта. Например, Конвенция ООН о договоpax международной купли-продажи товаров 1980 гг. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве российского права. Нормы международного права в сфере предпринимательства имеют весьма существенное значение. Их вес постоянно возрастает, что объясняется стремлением России войти в мировую экономику, стать равноправным членом мирового сообщества. В настоящее время Россия является участником многих международных договоров. С учетом их, а также других международных переговоров, к которым Россия намерена присоединиться, разрабатывается и при- меняется современное российское законодательство, и в частности Гражданский кодекс. Во внешнеэкономической коммерческой деятельности источниками прав являются также правовые акты тех государств, на территории которых осуществляется коммерческая деятельность, и международные правовые акты. Так, возможность применения торгового обычая зафиксирована в различных арбитражных регламентах, в том числе в Регламенте Международного коммерческого арбитражного суда при торгово-промышленной палате РФ, в Арбитражном регламенте Европейской экономической комиссии ООН 1966 г., и Арбитражном регламенте Комиссии ООН по праву международной торговли 1976 г.

Специализация коммерческого законодательства заключается в правовом регулировании отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, с ее осуществлением и публичной организацией (управлением). Особенности правового регулирования этой деятельности воплощены в нормах частного и публичного праворегулирования внешней торговли отечественное законодательство допускает использование в юридической практике обычаев. Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни. Обычаи, противоречащие государственно властвующей политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, в Уголовном кодексе России есть статьи, запрещающие такие пережитки родового быта и феодально-байского отношения к женщине, как калым за невесту, похищение ее. Правовой обычай - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное  законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе и применяется, если не противоречит обязательным для участников отношения положениям законодательства или договору. В международном праве обычай - не только форма выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых обязательных юридических правил поведения государств в тех вновь появляющихся областях межгосударственных отношений, которые требуют правового регулирования. Он является современным и активно функционирующим источником права. Концепция обычая в том виде, как она применяется в международной практике и рассматривается в доктрине международного права, имеет мало общего с представлениями об обычае, основанными на особенностях этого источника во внутренних, национальных системах права.

18. Основные тенденции развития современного коммерческого права

В условиях становления рыночной экономики происходит известная коммерсализация отношений, ранее входивших в публично-правовую сферу. Так, после отказа от исключительной собственности государства на землю и разрешения совершения многих сделок (купля-продажа, аренда, залог, передача по наследству и т. п.) соответствующие отношения стали предметом коммерческого права (т. е. частноправового регулирования). В настоящее время имеются отдельные попытки реанимации «хозяйственно-правовой идеи» под видом создания особого коммерческого права. Последнее объявляется преемником не только торгового права, несмотря на то, что торговое право всегда было и остается разновидностью частного, а не частнопубличного права. При этом обычно указывается на неприемлемость частноправового подхода, устраняющего всякое государственное вмешательство в экономику, и возможность нового объединения в рамках коммерческого права частных и публичных элементов. Идея коммерческого права, ранее обосновывавшаяся ссылками на специфику социалистического общественного развития, теперь обосновывается ссылками на особенности государственно-регулируемого капиталистического рыночного хозяйства.

Правовое регулирование коммерческой деятельности нуждается как в частноправовом (по преимуществу), так и в публично-правовом воздействии. Уже несколько лет в российском праве происходит существенное реформирование всех его основных отраслей, которое, несомненно, вызвано изменившимся стратегическим курсом экономической и социальной политики. Реформирование ключевых отраслей права затронуло все без исключения его основные институты. Учеными-юристами были разработаны и предложены новые правовые концепции для решения возникших в связи с этим вопросов законодательного характера, которые постепенно легализуются законодательной властью. Важными шагами по формированию коммерческого законодательства стало принятие Торгового устава, составленного в 1887 г. путем соединения различных актов и получившего новую редакцию в 1903 г., которым регулировалась деятельность торговых обществ; а также Устава торгового судопроизводства 1903 г., где определялся порядок организации и деятельности коммерческих судов, где решались споры по торговому обороту. Оба устава утратили силу после революции 1917 г. Постепенно правовой вакуум в сфере гражданского законодательства исчезает. Российский законодатель принимает важнейшие нормативные акты гражданско-правового характера, которые способствуют созданию здоровой основы для развития рыночных отношений. Касается это в равной мере всех институтов гражданского права. Наибольшее преобразование претерпел институт юридических лиц, который в настоящее время является одним из самых сложных, многообразных, требующих от своего исследователя широких познаний не только в области позитивного права, но и в теоретической области, а также хороших знаний истории развития того или иного вида корпорации.

Страница 2 из 1012345...10...Последняя »