шпора по международной экономике

9. Отрицательные влияние ПЗИ на принимающие страны.

Отрицательное влияние ПЗИ на принимающие страны может происходить в следующих направлениях: индустриальное господство, технологическая зависимость, нарушение экономических планов, Культурные изменения, вмешательство ТНК в деятельность правительства принимающей страны.

Используя технологический трансферт, ТНК могут предоставлять помощь в экономическом развитии принимающей страны, но могут оставить его зависимой от внедряемой технологии. Большее того, ПЗИ могут оказывать содействие “отплыву умов” из принимающих стран в исследовательские центры стран базирования. Много стран одним из условий ПЗИ выдвигают требование размещения исследовательских центров на их территории. Много из потенциальных экономических требований от ПЗИ часто не реализуются. Прилив капитала может в более отдаленной перспективе сопровождаться его отливом, который естественно наносит ущерб принимающей стране.

Вместо стимулирования внутренней конкуренции и содействия предпринимательству, транснациональные корпорации с их преимуществом в производстве продуктов и маркетинговых способностях подавляют конкуренцию. ТНК могут не выполнять обязательств  использовать местных поставщиков, а использовать собственных поставщиков со своих внутренних рынков. Экстерриториальность ТНК, то есть распространение государством собственных законов на иностранные предприятия своих компаний, усложняет контроль принимающей страны над бизнесом в ее границах.

10. Перспективы и проблемы ПЗИ в экономику Украины.

По подсчетам Министерства экономики Украины, необходимость в ин­вестициях для скорейшего реформирования экономики страны составляет се­годня более 40 млрд. долл.

Наиболее привлекательными для западных инвесторов регионами на се­годня являются Киев, Донецкая обл., Одесская обл., Закарпатская обл., Днеп­ропетровская обл.

Объемы ПЗИ в Украину могли бы существенно вырасти в условиях ста­бильности украинских рынков, законодательства, политики и валюты, т.е. в ус­ловиях предсказуемости экономического и социально-политического развития Украины.

Кроме этих серьезных макроэкономических проблем, специалисты Ор­ганизации промышленного развития при ООН (ЮНИДО) определили и ряд важных микроэкономических проблем, возникающих при инвестировании. Это незнание или нежелание руководителей предприятий Украины работать по ус­тановившимся в мировой практике правилам, отсутствие опыта работы с ино­странными инвесторами, а также нежелание руководителей предприятий идти на материальные затраты в процессе привлечения инвестиций.

С целью разрешения этих проблем, в Украине принята специальная про­грамма поощрения иностранных инвестиций. Основная цель этой программы - поощрение вложения иностранного капитала в приоритетные отрасли эконо­мики Украины за счет предоставления льгот и страховых гарантий по наиболее эффективным инвестиционным проектам, усовершенствование системы право­вого регулирования иностранного инвестирования, развития инфраструктуры международного бизнеса и других предпосылок иностранного инвестирования.

Задача программы - обеспечить за счет привлечения иностранных инве­стиций дополнительные источники финансирования:

•   прогрессивных структурных преобразований в экономике Украины;

•   развития мощного экспортного потенциала;

•   повышения технического и качественного уровня производства;

•   уменьшения потребностей предприятий Украины в энергоносителях и сы­рье;

•   ликвидация существующих диспропорций и дефицитов на рынке Украины.

В этой программе особо выделяются приоритетные сферы для ино­странного инвестирования.

В программе особо выделяются ряд требований к ПЗИ:

1. Инвестиция должна содействовать созданию новых рабочих мест на предприятиях, в которых осуществляются иностранные инвестиции.

2. Инвестиция должна сопровождаться внедрением современных или перспективных ресурсосберегающих и экологически безопасных видов техно­логий.

3. Инвестиция должна ориентироваться на наиболее рациональное ис­пользование сырьевой базы Украины.

4. Инвестиция должна содействовать снижению энергопотребления на единицу изготовляемой продукции.

5. Продукция предприятия с иностранными инвестициями должна быть конкурентоспособной на международных рынках.

Соответствие ПЗИ выдвигаемым требованиям осуществляется Агентст­вом международного сотрудничества и инвестиций на основании заключений независимых экспертов.

Поощрения иностранных инвестиций находит выражение в программе и в ряде мероприятий, направленных на создание надежных правовых гарантий.

11. Платежный баланс страны и его структура.

Международные расчеты по операциям внешней торговли и движению капитала опосредствуются валютными отношениями. Все эти операции отра­жаются в ПБ страны, который представляет собой систематическую запись всех сделок с внешним миром. ПБ - объем и соотношение сумм платежей, произведенных данной страной за границей, и сумм поступающих из-за грани­цы за определенный период времени (год, квартал и т.д.). Превышение посту­плений над платежами - активное сальдо ПБ, а превышение платежей над по­ступлениями - пассивное сальдо.

ПБ , как и любой другой , имеет две стороны: статьи кредита и статьи дебета. Статьи кредита - плюсовые статьи - отражают операции «экспорт­ного типа», по которым страна получает иностранную валюту. Статьи дебета -минусовые статьи - отражают операции «импортного типа», по которым иностранная валюта расходуется. Кредит показывает приток иностранной ва­люты, т.е. ее предложение, дебет - расход иностранной валюты, т.е. спрос на нее.

ПБ состоит из трех частей:

-   «счет текущих операций»;

-    «счет движения капитала»;

-    «счет официальных резервов».

Первая часть ПБ - «счет текущих операций» - включает такие статьи: на стороне кредита - товарный экспорт, экспорт услуг, чистые доходы от инве­стиций; на стороне дебета - товарный импорт, импорт услуг, чистые денежные переводы.

Вторая часть - «счет движения капитала» - отражает на стороне кредита приток капитала в страну (поступления: получение займов, иностранные инве­стиции), а на стороне дебета - отток капитала (платежа: покупка иностранных материальных и финансовых активов).

Третья часть - «счет официальных резервов» - служит для урегулируе­мости «несбалансированности» ПБ по текущим операциям и движению капи­тала, а также для поддержания необходимого курса национальной валюты.

ПБ говорит о состоянии, официальных резервов иностранной валюты, по­зициях национальной валюты и способности страны платить по своим обязательствам. В конечном счете в ПБ отражается состояние национальной эконо­мики и ее место в системе мирохозяйственных связей.

12. Подсистемы мирового хозяйства.

Современное мировое хозяйство явл. сложной социально-экономической системой. Эта система формировалась постепенно и в том виде, в котором мы сейчас наблюдаем мировое хозяйство начало складываться на конце 19 – начала 20 ст. Мировое хозяйство относят к сложным системам или метасистемам, поскольку его составные элементы тоже являются системами. Такие составные элементы характеризуют основные  процессы, явления, отношения, которые функционируют в масштабах системы мирового хозяйства. Современное мировое хозяйство разделяют на такие основные подсистемы: экономическую, технологическую, правовую, социально-культурную. В зависимости от критериев в классификации, можно выделить и другие подсистемы, которые составляют структуру системы мирового хозяйства. Каждая подсистема в свою очередь тоже явл. системным объектом, имеет собственную логику, особый механизм функционирования.

Экономическая подсистема представляет собой совокупность международных экономических отношений, которые функционируют в границах мирового хозяйства. Структуру экономической подсистемы составляют такие элементы или международные экономические отношения как: международная торговля, международное движение факторов производства (капитал и рабочая сила), мировые валютные отношения. Экономическая подсистема системы мирового хозяйства и явл. предметом нашего исследования. Технологическая подсистема – это совокупность технологических стандартов, которые определяют определенный уровень развития производства на данном этапе общественно-исторического развития цивилизации. Правовая подсистема – это сведения норм современного гражданского, патентного, финансового и других прав, которые регулируют экономические отношения между субъектами мирового хозяйства. Социально-культурная подсистема – это одна из найсложнейших сфер, которая объединяет этнические, языковые, философско-религиозные и тому подобные параметры поведения человека, традиции, что сложились в обществе, стереотипы, согласование человека, вкусы и преимущества потребителей, определенный уровень менталитета общества  на данном историческом этапе. Все подсистемы мирового хозяйства равноправные и равнозначные, не имеют какой-то одной доминирующей подсистемы, любая из подсистем влияет на все другие и в свою очередь все другие подсистемы влияют на нее. Таким образом современное мировое хозяйство явл. сложной системой, целостность которой определяется механизмом взаимодействия его подсистемы. Поэтому мировое хозяйство явл. многомерной метасистемой. Многомерность метасистемы мирового хозяйства имеет важный практический аспект. При исследованные любой подсистемы мирового хозяйства необходимо учитывать влияние на нее всех других подсистем. Так на пример: изучая механизм той экономической подсистемы следует иметь в виду, какие экономические процессы не являются изолированными, а находятся под влиянием технологической, правовой, социально-культурной подсистемы.

13. Положительное влияние прямых зарубежных инвестиций на принимающие страны.

Положительное влияние ПЗИ на принимающие страны может происходить в следующих направлениях: накопление капитала, технологические и управленческие знания, региональное и отраслевое развитие, внутренняя конкуренция и предпринимательство, платежный баланс, труд.

ПЗИ влияют и на платежный баланс. Замещение импорта внутренним производством, доходы от экспорта, субсидирование импорта технологии и менеджмента – все это оказывает содействие расширению торговой части платежного баланса принимающей страны. ПЗИ могут не только уменьшить зависимость от импорта данного продукта за счет увеличения внутреннего производства, а и оказывать содействие получению дохода от его экспорта.

14. Последствия ПЗИ для инвестирующей страны.

Большинство аспектов ПЗИ, которые касались принимающей страны, с таким же успехом могут быть отнесены и к инвестирующей стране.

1. Зарубежные прямые инвестиции означают дополнение к ВНП инве­стирующей страны за счет прибылей и отчислений, перечисленных филиалами.

2. Во многих случаях, внутрифирменные трансферы создают дополни­тельные экспортные возможности.

3. Многие страны содействуют ПЗИ, рассматривая их как средство сти­мулирующее рост, расширение экспортных рынков и служащее другим целям, включая политические.

4. Главный отрицательный момент касается занятости. Многие органи­зации указывают не только на открытую потерю работы, но также на воздейст­вие на импорт И экспорт. Наиболее спорным являются инвестиции в предпри­ятия в развивающихся странах, продукция которых идет на экспорт в материн­скую страну.

5. Еще одна важная проблема относится к технологическому преимуще­ству. Некоторые критики утверждают, что создав за границей предприятия или совместные предприятия с зарубежными партнерами, страна может потерять свои конкурентные позиции на мировом рынке. Это особенно справедливо, ко­гда получатель (реципиент) может упустить время и не вложить средства в раз­витие новых технологий.

15. Принципы Ямайской валютной системы.

Основное отличие Ямайской валютной системы от Бреттон-Вудской за­ключается в следующем:

1. Изменился носитель мировых денег. Если Бреттон-Вудская система использовала в качестве конечного средства расчетов золото и резервные ва­люты, то новая валютная система опирается на СДР - коллективную валюту МВФ и Евро - коллективную валюту ЕС. Эти виды валюты стали элементом в структуре международной ликвидности.

2. Новая валютная система разрешает как фиксированные, так и пла­вающие валютные курсы или смешанный вариант.

3. Наличие замкнутых валютных блоков, которые, с одной стороны, яв­ляются участниками мировой валютной системы, с другой - внутри них суще­ствуют особые отношения между странами - участниками.

4. В Ямайской валютной системе права МВФ по надзору за валютными курсами расширены. МВФ выработал основные принципы, которых должны придерживаться страны - члены МВФ при проведении курсовой политики, с тем чтобы международная валютная система в целом функционировала эф­фективно. Суть этих принципов сводится к следующему:

а) валютный курс должен быть экономически обоснован. Страны долж­ны избегать манипулирования валютным курсом в целях недопущения необ­ходимого регулирования платежного баланса или получения несправедливых конкурентных преимуществ;

б) осуществлять интервенцию в целях сглаживания значительных хао­тичных краткосрочных курсовых колебаний;

в) при проведении интервенции учитывать интересы других стран. Были также разработаны основные критерии для определения, выполня­ет ли страна эти принципы.

16. Проблемы конвертируемости национальной валюты и пути ее решения.

Важным элементом реформирования экономики является стабилизация финансовой системы, а также денежного обращения и кредита посредством разрешения проблемы конвертируемости национальной валюты.

Конвертируемость или обратимость национальной денежной единицы -это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обме­нивать ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства госу­дарства в процесс обмена.

Степень конвертируемости обратно пропорционально объему и жестко­сти практикуемых в стране валютных ограничений.

Под ограничениями понимаются любые действия официальных инстан­ций, непосредственно ведущие к сужению возможностей, повышению издер­жек или появлению неоправданных затяжек в осуществлении валютного об­мена и платежей по международным сделкам.

Обратимость национальной денежной единицы обеспечивает стране долгосрочные выгоды от участия в многосторонней мировой системе торговли и инвестиций, такие как:

•   свободный выбор производителями и потребителями наиболее выгодных рынков сбыта и закупок внутри страны и за рубежом в каждый данный мо­мент;

•   расширение возможностей привлекать иностранные инвестиции и осущест­влять инвестиции за рубеж;

•   стимулирование воздействия иностранной конкуренции на эффективность, гибкость и приспособляемость предприятий к меняющимся условиям;

•   подтягивание национального производства до международных стандартов по ценам, издержкам и качеству;

•   возможность  осуществления  международных расчетов  в национальных деньгах;

•   на уровне народного хозяйства в целом - специализация с учетом относи­тельных преимуществ, оптимальное и экономное расходование материаль­ных, финансовых и трудовых ресурсов.

Украинская гривня является одной из самых неконвертируемых валют в мире, что связано с кризисным состоянием экономики Украины, с затяжным и непоследовательным характером ее реформирования как условия включения в мирохозяйственную систему.

Разрешение проблемы конвертируемости украинской национальной ва­люты и экономические реформы в Украине должны рассматриваться, поэтому, по принципу «встречного движения».

I. Создание предпосылок конвертируемости национальной валюты в хо­де реформирования экономики Украины.

II. Постепенное изменение валютного режима для стимулирования эко­номических реформ.

Создание предпосылок конвертируемости национальной валюты пред­полагает:

1) изменение отношений собственности;

2) становление реальных рыночных отношений;

3) возникновение конкурентоспособных производств и отраслей, особенно ориентированных на экспорт, что поможет противостоять иностран­ной конкуренции на внутреннем рынке и ослабить давление на платежный баланс со стороны свободного импорта и оттока прибыли иностранных участников совместных предприятий;

4) проведение реформы цен и децентрализация ценообразования, с тем, чтобы цены более глубоко реагировали на условия спрос и предложения, а их структура все более приближалась к мировой;

5) осуществление мер по уравновешиванию ПБ, диверсификация экспорта, контроль над ростом задолженности, накопление валютных резер­вов;

6) создание достаточных стимулов для привлечения иностранного капитала;

7) обеспечение современной инфраструктуры денежно-кредитных отношений, недопущение произвольного изъятия в бюджет ресурсов у банков;

8) стабилизация внутренней экономики и финансов, проведение эффективной антиинфляционной политики.

В процессе изменения валютного режима для стимулирования экономи­ческих реформ необходимо выделить два этапа.

1. Этап внутренней конвертируемости - предполагает возможность для граждан и организаций Украины осуществлять платежи за границу и покупку иностранной валюты без каких-либо ограничений. Этот этап непосредственно связан с введением гривни как внутренне конвертируемой валюты.

2. Этап внешней (полной) конвертируемости - предполагает возмож­ность свободного перевода и конвертации средств в данной валюте на счетах иностранцев.

17. Регулирование международных миграционных процессов. МОТ.

Международные миграционные процессы регулируются странами, которые участвуют в обмене трудовыми ресурсами. Контролю и регулированию подлежат социальный, возрастной и профессиональный состав мигрантов, уровень въезда и выезда иностранных трудящихся, функция межгосударствен­ного и внутригосударственного распределения рабочей силы, определение объема и структуры миграционных потоков выполняют министерства труда, внутренних дел и иностранных дел, а также специально созданные государственные и межгосударственные органы.

Важным элементом государственной иммиграционной политики является установление юридического статуса трудящихся-мигрантов, что определяет их социально-экономические, трудовые, жилищные и другие права, закрепленные как в международных соглашениях, так и в национальных законодательствах. Этот статус не дает иностранным работникам политических прав, ограничивает в большинстве случаев их участие в профессиональной деятельности, регламентирует сроки пребывания иммигрантов в принимающей стране. Регулирование международной миграции рабочей силы занимается также Международная организация труда (МОТ). Она функционирует в составе ООН. Цели МОТ: содействовать обеспечению повсюду социальной справедли­вости для трудящихся; разрабатывать международную политику и программы, направленные на улучшение условий труда и жизни; устанавливать международные трудовые стандарты, призванные служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики; осуществлять широкую программу технического сотрудничества в целях оказания помощи правительствам в эффективном проведении такой политики на практике; осуществлять профессиональную подготовку и обучение и вести исследовательскую работу. Одной из наиболее важных функций МОТ является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня и условий труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, службы найма рабочей силы и рабочая инспекция.

Страница 2 из 612345...Последняя »