Реформа мсу:
Делится на 2 составляющих: 1. Земская реформа, кот была проведена в губерниях 2. Городская
1. В январе 1864 вышло положение « о губернских, уездных и земских учреждениях». В соответствии с ним создавались органы мсу, кот назывались земствами. Эти земства формировались на выборной основе, к выборам допускались все сословия. Все население было разделено на 3 избир группы - курии. 1 курия - землевлад, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвитж-ти от 15000 руб. 2 курия - городская. Сюда допускались гор промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/г 3 - сельская курия. 1 гласный выбирался на каждые 3000 высших кр наделов. Т.о. было обеспечено представит-во дворянского сословия. Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. Структура земских учреждений: это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губ и уездн собрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнит органы - губ и уездн управы. Выбирались на земских собр-х. Права органов мсу: решали проблемы сбора налогов. При этом определ % оставался на местах. Решали вопросы хоз жизни региона. Проблемы культуры, обр-я, соц обеспечения. Губ, земск учрежд-я подчинялись только сенату. Губернатор в деят-ть местн учрежд-й не вмешивался, а только следил за законностью дейтвий. К нач 70-х г на терр России было создано 35 омсу (в 35 губ-х из 59)
Позитивность в реформе:
- всесословность
- выборность
- начало разделения властей
- начало формиров-я гражд с/сознания
Недостатки:
- об-во не было допущено в центр гос учрежд-я, не могло влиять на политику центра
- были предоставлены неравные избир права
- контакты между земствами были запрещены
2. Городская реформа. (1870) Городовое положение:
- создавались городские думы и гор управы во главе с гор головой. Кандидатура гор головы утверждалась губ-тором
- выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 - промышленники и торговцы (1/3 налогов), 2 - средние предприниматели (1/3), 3 - все гор население. Из 707 губ 621 получили реф-му мсу. Компетенции те же, недостатки те же.
Судебная реформа:
1864 - обнародованы новые суд уставы.
Положения:
- ликвидировалась сословная система судов
- было объявлено рав-во всех перед законом
- была введена гласность судопр-ва
- состязательность судопр-ва
- презумпция невиновности
- несменяемость судей
- единая система судопроизводства
- создан суд двух видов: 1. Мировые суды - рассматривали уг и гр дела, ущерб по кот-м не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собр-х и утверждались сенатом.
2. Общий суд - состоял из 3 инстанций: 1 - окр суд (в уездах), 2 - губ суд палата, 3 - сенат. Рассм уг и гр дела ущерб по кот-м был >500 руб Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губ собр-х.
Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды
Военная реформа: 1874 - Устав о воинской повинности
- для поднятия компетентности высшего военного рук-ва воен мин-во было преобразовано в генштаб
- вся страна была разделена на 6 воен округов
- было проведено сокращение армии, были ликвидированы воен поселения
- была отменена рекрутская система набора в армию и введена всеобщая воинск пов-ть. С 21 года. Срок службы составлял 15 лет. Но в в действ армии солдаты служили 6 лет, 7 - для матросов. Были введены льготы по воинск службе: люди с нач обр-м служили 3 года, кто закончил гимназию - 1,5 года, с высшим - неск меяцев. От воинск обяз-ти освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содерж-ии были престарелые родители.
- были отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.
Реформа в обл-ти просвещения:
Была продиктована экономич потребностями. Коснулась всех сфер
Реф-ма нач обр-я: В 1863 вышел устав нач народных училищ, он положил начало созданию системы гос нач обр-я для всех категорий нас-я, т.е. сюда допускались все сословия.
Среднее обр-е: В 1864 вышел устав для гимназий.
- в гимназии был доступ для всех сословий. Г были разделены на 2 вида: 1. Классич гимназии ( для поступления в универ)
2. Реальные гимназии (для высш техн школ).
- программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности
- в этот перидод получает развитие среднее женск обр-е, начинают создаваться женские гимназии.
- женщин начинают допускать в ВУЗы в кач-ве вольных слушателей
Университетское обр-е: Алекс2 предоставил универам болшую свободу. Это было обусловлено новым универс уставом 1863 года. Свободы:
- студ-ты могли создавать студ орг-ции
- получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры
- в универы допускались все вольножелающие
- студ-там предоставлялось право на выбор ректора
- было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та
- создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.
Значение реформ А2:
1. способствовали более быстрому развитию кап отн-й в Р
2. способствовали началу формиров-я в Росс об-ве бурж свобод (свобода слова, личности, орг-ций и т.п.)
3. способствовали формиров-ю гр самосозн-я
4. способствовали быстрому развитию культуры и образов-я в России.
Недостаток: они не ликвидировали систему абс мон-хии, не дали возм-ть об-ву влиять на гос политику. Г-во проводило по-прежнему политику в интересах г-ва.