Роман «Мастер и Маргарита» - вершинное произведение М. А. Булгакова. За годы работы над «Мастером и Маргаритой» авторская концепция существенно изменилась – от сатирического романа до философского произведения, в котором сатирическая линия является только составляющей сложного композиционного целого. Текст романа насыщен множеством ассоциаций – в первую очередь, с Библией и «Фаустом» Гете, из которого взят эпиграф к роману и имя сатаны – Воланд.
Евангельские истории художественно преображены Булгаковым в главах, представляющих собою «роман в романе» – произведение мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Здесь своеобразно поднимается тема современности и вечности в трех временных категориях: земной, библейской и вечной.
Удивительны имена персонажей. Многие из них – измененные имена Нового и Ветхого Завета: Иешуа, Понтий Пилат, Иуда, Марк Аврелий… Кот Бегемот имеет параллель своего имени в Библии, Азазелло – падший ангел в Ветхом завете. По библейской легенде он научил женщину искусству макияжа. Совсем не случайно именно он передает Маргарите чудодейственную мазь, благодаря которой женщина превратилась в ведьму. Азазелло является также изобретателем зеркала. Эта его способность нашла отражение на страницах книги – он выходит из зеркала в квартире №50.
Нет зла без добра, нет Сатаны без Бога, и Сатана также естественен в мире, как обитель добра. Это основная философская мысль в романе. Поэтому Воланд в этом произведении перестает быть носителем зла. Действия его становятся естественным продолжением и дополнением миропорядка. Более того, у Булгакова Сатану легко воспринять и как ревизора от Бога. Он – исполнитель его воли. Ведь это дьявол выполняет просьбу Левия Матвея от имени Бога – устроить судьбу мастера в новой жизни.
Таким образом, объективно Воланд творит добро, но он и не очень-то стремится делать зло. Самый главный и самый страшный дьявол у Булгакова – это человеческое общество. Воланд – князь тьмы – по сравнению с ним мелкий хулиган. Прибыв на инспекцию в Москву 30-х годов, он практически в растерянности: ему нечего делать, негде творить свое исконное зло. Все уже сделано, остается лишь подбирать какие-то крохи. А людишки так испоганились, что где Сатана не повернется, кого не щелкнет по носу – все негодяй, все мелкий бес, по сравнению с которым и свита Воланда – веселые шалуны.
По мысли писателя, современное ему общество, без помощи дьявола, проделало всю дьявольскую работу по совращению людей во все смертные грехи, по искушению и растлению. Здесь дьяволу уже нечего делать.
Более того, общество лишает своей поддержки и честного художника. И поэтому мастер вынужден уйти под опеку к Воланду. Князь тьмы оказывается единственным могущественным опекуном среди бесправия и морального и физического гнета. Естественно, что и любовь, как и творчество (два наиболее высоких проявления духовности человека) оказываются ненужными в данном обществе. Поэтому мастер и Маргарита вынуждены идти на помощью к Сатане. Маргарита говорит: «Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня».
«Свобода и несвобода» в философском аспекте поставлена в спорах Иешуа и Га-Ноцри с могущественным римским прокуратором Понтием Пилатом, в душе которого происходит борьба человеческого и должностного. Пилат, как государственный человек, вынужден делать то, что расходится с его человеческой совестью, хотя и соответствует идее государственности. Когда-то он был человеком прямых слов и действий, смело водивший воинов на врага с криками: «Руби их! Руби их!». Тогда он не испытывал страха. А вот теперь, дослужившись до большого чина, переродился, стал бояться за свою карьеру.
Власть не только возвышает человека над людьми, но и делает его своим рабом. Душевные человеческие порывы уступают место рассудочному политиканству. Несвобода берет верх над свободным волеизъявлением. А это уже трагедия для сильной личности, погубившая в разные времена многих талантливых царедворцев. И все же в сцене бесед с Иешуа Пилат, понявший, что судить можно только совестью, оказался на высоте. И помог ему в этом Иешуа Га-Ноцри.
Вместе с тем Пилат – неординарный и противоречивый человек. Эта сложность заметно прослеживается в дискуссиях с Иешуа. Прокуратор, будучи умным человеком, прекрасно понимает величие своего собеседника, его талантливость как врача телесного и духовного, которого ни в коем случае нельзя убивать. Но, по сути, Пилат является прямым виновником смерти философа, так как общественное мнение толпы, на которое он переложил свою вину, оказалось сильнее. Зло, совершенное Пилатом, не прошло бесследно: прокуратор обрек себя на вечную иллюзорность существования.
Мастер, Га-Ноцри, Маргарита не могут жить среди людей, в которых сместились все ценности. Нравственные люди, которые стараются идти по жизни в согласии со своей совестью, имеют собственную точку зрения, оказываются за бортом жизни, их заглатывает серая толпа: Иешуа оказывается на кресте, а Мастер – в психлечебнице. Совершенно очевидно, что поэтому Булгаков не принимает и не может принять современной ему действительности, порожденной данным обществом. Это государство для него страшнее самого Дьявола.
Все три временные категории в романе даются Булгаковым в единстве. Где бы мы ни побывали по воле писателя – на Патриарших прудах в Москве, в древнем Ершалаиме или в потустороннем мире Воланда – везде мы ощущаем некое единство в разрешении вечных проблем Добра и Зла, свободы и несвободы, мужества и трусости.