Творчество Тютчева во многом носит философский характер. Поэт считал, что весь мир заключает в себе какую-то истину, которую человеку определить очень сложно. По мнению Тютчева, слова не могут в полной мере показать и рассказать тайны вселенной, мироздания.
Но, несмотря на это, мир людей и мир природы тесно переплетены и являют собой одно целое. Природа очеловечивается поэтом:
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездумный лик:
В ней дума, в ней есть свобода,
В ней любовь, в ней есть язык.
Для мировосприятия Тютчева также характерно восприятие мира как двойственной субстанции. Идеальное и демоническое – вот два начала, которые находятся в постоянной борьбе. Невозможно существование жизни, если отсутствует одно из начал, ибо во всем должно быть равновесие. Так, например, в стихотворении «День и ночь» два этих состояния природы противопоставляются друг другу:
Дей – сей блистательный покров –
День – земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человека и богов.
День у Тютчева наполнен жизнью, радостью и безграничным счастьем. Совсем иной характер носит ночь:
И бездна нам обнажена,
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами:
Вот отчего нам ночь страшна.
Две этих стихии космоса поэт именует «хаосом». Вся жизнь, все существование основано на борении светлого начала и темного, но одержать победу в таком противостоянии просто невозможно. В этом самая главная жизненная истина. Однако подобная борьба происходит не только в природе, в космосе, но и в душе самого человека. Он, «как сирота бездомный», находится на перепутье и стремится к истине, существующей как и в светлом, так и в темном начале.
Таким образом, философия Тютчева тесно связана с «глобальным», поэт не видит существования обычного, конкретного без большого и великого. В философской лирике Тютчева, «самой ночной души русской поэзии», открывается вся прелесть окружающего мира как божественного космоса.