Многие писатели и поэты в своем творчестве обращались к образу Петербурга (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Блок, А. Ахматова), воспевали его. Но только у Достоевского Петербург приобретает несколько иной смысл: это, прежде всего, город, связанный с трагическими судьбами его героев.
Попадая в Петербург Достоевского, мы оказываемся в очень необычном духовном пространстве: жестоком, фантастическом и реальном одновременно. Трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, убогие закоулки, темные комнаты, черные лестницы – вот фон, на котором завязываются конфликты и трагедии многих произведений Достоевского.
В романе «Преступление и наказание» писатель также подробно исследует закоулки этого города. Здесь внутренняя драма героев вынесена на людные улицы и площади Петербурга. Действие постоянно перебрасывается из душных убогих комнат в шум столичных кварталов: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка…».
В то же время городской пейзаж в романе – пейзаж психологический. Он органически связан с внутренним миром героев, с их душеным состоянием. Пейзаж порождает преступный замысел Раскольникова и предопределяет его мучительную внутреннюю борьбу. Писатель показывает, что в Петербурге жизнь приобретает фантастические, уродливые формы. Реальное кажется подчас кошмарным видением.
Многие блуждания главного героя происходят на закате. Это странная, призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в Петербурге. Несоответствующей географическому расположению Петербурга описана летняя жара, которая усиливает вонь распивочных. Лето только усиливает ее гнетущее воздействие на душу.
Описание жары, невыносимой духоты приобретает символический смысл. Человек задыхается в этом городе. В душных, темных комнатах погибают надежды и мечты о счастье. На грани безумия оказывается Раскольников, кончает с собой Свидригайлов, сходит с ума Катерина Ивановна.
Петербург в «Преступлении и наказании» – это город одиночества. Здесь нигде нет теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Такое состояние ломает героев, приводит их к отчаянию.
Достоевский считал, что большой город имеет пагубное влияние на душу человека. Я думаю, что совершенно справедливы слова Н. Бердяева, который говорил, что «город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальчестве. В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы».