Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836) основан на реальных исторических событиях. В ней описывается восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1772 – 1775). Одной из ведущих проблем произведения является проблема взаимоотношения народа и дворянства.
Все события романа даны глазами дворянина Петра Гринева. Он решительно осуждает «народное» восстание и самого Пугачева. Гринева ужасают те методы, которыми не гнушается пугачевская «шайка»: насилие, грабежи, убийства.
Безусловно, все дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, - отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья».
Другую позицию дворянства выражает Алексей Швабрин. Из трусливых, корыстных и карьерных соображений он нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева. Но не пользуется и там уважением, потому что самозванец видит в нем того, кто он есть на самом деле: подлого и трусливого человека.
В своем романе Пушкин вовсе не противопоставляет народ и дворянство. Пугачев испытывает симпатию к Гриневу, видя в нем смелого и благородного человека. Он помогает Петру, потому что считает, что была нарушена справедливость. То есть понятия чести и долга не чужды и этому, народному, герою. Да и сам Гринев не страдает снобизмом и заносчивостью: он отдает свой тулуп «неизвестному мужику», выведшему их во время метели, его дядька Савельич становится герою вторым отцом, близким и дорогим человеком.
Кроме того, вся семья Мироновых – это тоже представители народа. «Старинные люди», как называет из автор, вышли из народа и остались близки ему. Неслучайно, Гринев влюбляется и женится именно на Маше Мироновой, чьи корни глубоко народны.
Таким образом, Пушкин в своем произведении сближает дворянство и народ, показывая, что два этих класса имеют общие корни, единые моральные и нравственные представления. По мнению Пушкина, конфликт заключен вовсе не в противопоставлении народа и дворянства, а во взаимоотношениях народа и власти.
Стоит обратить внимание и на композицию романа. Всему произведению предшествует общий эпиграф, взятый из народного творчества, что подтверждает мысль писателя о родственности народа и дворянства. Это пословица: «Береги честь смолоду», которая определяет жизненный путь героев «Капитанской дочки», а также авторское отношение к описываемому в романе.
Кроме того, каждая глава предваряется эпиграфом, взятым как из классической литературы, так и из фольклора. Этот прием также подтверждает мысль Пушкина о близости дворянского и крестьянского сословий. Каждый эпиграф является своеобразным введением в главу, которое в сжатом виде сообщает основной сюжет, мотив, действие. Так, например, главу 4 «Поединок» предваряет эпиграф из Княжнина: Ин изволь, и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!
Или 7 главе «Пугачевщина» предшествует эпиграф из народной песни:
Вы, молодые ребята, послушайте,
Что мы, старые старики, будем сказывати.
Таким образом, эпиграфы как единица художественной структуры романа помогает Пушкину раскрыть свое понимание проблему взаимоотношений народа и власти в России.