В творчестве И. А. Бунина отразилось время, в которое ему довелось жить. В произведениях этого писателя зафиксировались не только исторические и бытовые детали России начала 20 века. Бунин в своем творчестве сумел передать колорит эпохи, настроения, царящие в душах людей, их взгляды, их мировоззрение.
В этом отношении показательны рассказы «Чистый понедельник» и «Господин из Сан-Франциско».
Название рассказа «Чистый понедельник» (входит в сборник «Темные аллеи», 1944) имеет конкретный характер: его центральное событие происходит в понедельник на первой неделе Великого поста. Но это название носит и обобщенный смысл: в рассказе возникает картина последнего праздника довоенной московской жизни. Зыбкая эмоциональная атмосфера повествования, характеризующее настроения времени, создается благодаря тому, что рассказ ведется от лица героя, поглощенного «странной любовью» в «странном» городе. Его возлюбленная «загадочна, непонятна». О будущем герой старается не думать, настоящее же вызывает у него только беспомощные вопросы: «И зачем, почему надо так жестоко мучить меня и себя». Рефрен, который повторяется в первых строках рассказа, усиливает странные ощущения героя – ощущения сна наяву.
В рассказе судьба героев получает не только психологическую, но и философско-историческую мотивировку. За крайностями их внешней жизни проглядывает какая-то русская тоска, поиски смысла жизни, раздумья над судьбой России, что было так характерно для людей того времени. Таинственность происходящего оказывается тесно переплетена с основными настроениями времени - роковыми предчувствиями.
В рассказе есть конкретные временные рамки – конец масленицы и наступление Великого поста. Это реальное время приобретает в «Чистом понедельнике» символическое звучание. Стремление к очищению характерно не только для героини рассказа, которая уходит в монастырь. Оно было свойственно всем мыслящим людям начала 20 века.
Наряду с поисками смысла жизни, духовного самосовершенствования, умонастроения начала 20 века характеризовались тревогой, депрессией, растерянностью, ощущением неминуемой беды, кризиса. Это в полной мере отразилось на судьбе героя-рассказчика. Его роковая любовь закончилась крахом, оставив лишь разочарования и боль.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» раскрывает кризис западноевропейской цивилизации, постигший ее в начале 20 века. Это произведение было написано Буниным в 1915 году, когда писатель уже жил в эмиграции. Писатель видел, что буржуазное общество бездуховно, что развитие технического прогресса в нем идет в ущерб духовному, внутреннему развитию.
Герой рассказа – некий господин из Сан-Франциско - становится символом бездуховного буржуазного мира. Он – пустышка, не имеющая души и видящая цель своего существования лишь в услаждении тела. Этот господин полон снобизма и самодовольства. Он считает себя «хозяином» положения, потому что у него есть деньги.
Собираясь путешествовать по Старому Свету, господин из Сан-Франциско тщательно разрабатывает маршрут, все планирует и просчитывает. Но судьба все решает иначе. В жизнь и этого героя Бунина вмешивается фатум. Сначала утлый пароходик с символичным названием «Атлантида» едва справился с бурей, которая обрушилась на него в океане, а затем, на отдыхе, герой умирает от удара.
Все планы этого человека нарушаются, его самодовольство и самоуверенность ничего не значат и ничего не стоят. В зыбком и неустойчивом мире нет опор и основ, которые гарантировали бы стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Нельзя обезопасить себя и быть в чем-то уверенным. В подтверждение этой мысли тело богатого господина доставляется домой в трюме, всеми забытое и ненужное. Никакой авторитет и никакие деньги не смоги обеспечить герою достойного завершение его жизненного пути.
Произведения Бунина наполнены настроениями тревожности, нестабильности, приближающейся трагедии, скорой смерти. Герои его произведений, люди своего времени, и их судьбы в полной мере отражают эти настроения.