Николай Гумилёв (1886 - 1921) прожил короткую жизнь – всего 35 лет. Но этого было достаточно, чтобы заявить о себе как о выдающемся русском поэте, достойном представителе «серебряного века». Символистам и футуристам Гумилев противопоставил акмеизм. Как создатель нового литературного направления, в первом десятилетии ХХ века он приобрёл широкую известность. Греческое слово «акме» в переводе означало «цвести» и трансформировалось в программе акмеистов как ясность, простота, утверждение реального в жизни.
Свой путь в поэзию Гумилёв начал со сборника «Путь конквистадоров» (1905). Лирический герой раннего Гумилёва – романтический герой. Он видит себя конквистадором-завоевателем, весело идущим, «то отдыхая в радостном саду, то наклоняясь к пропастям и безднам». Он готов к смерти («Я с нею буду биться до конца»), но перед мечтой не отступит («Я лилию добуду голубую»). Завоевать весь мир означает для лирического героя Гумилева увидеть фантастическое озеро Чад, жирафов, баобабы, верблюдов, пиратов, океанские корабли, познакомиться с настоящими капитанами.
Свою поэзию Н. Гумилёв называл Музой Дальних Странствий. Неистребимая жажда странствий владела Гумилевым всю жизнь. Возможно, что рассказы отца, корабельного врача, его дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия Н. Гумилёва. Его романтический герой противопоставляет себя скучной, обыденной жизни мещан. Это герой – странник, вечный искатель. Тема странствия земного перетекает в его творчестве в тему странствия духовного. Важную роль в его творчестве играет тема судьбы поколения и своего собственного пути. Выражением поэтического кредо Н. Гумилева стало стихотворение «Путь конквистадоров»(1905). Лирический герой следует за звездой, идет мимо пропасти и бездны, «райского сада». Он ощущает противоречия жизни, ее дисбаланс. Но вместе с тем лирический герой готов выдумать себе эту звезду даже на краю пропасти. Здесь «Лилея голубая», звезда – это стремление достигнуть заветной цели. Это выражение активной жизненной позиции, оптимизма лирического героя. Недаром впоследствии он напишет: «Сады моей души всегда узорны». Лирический герой Гумилева смело готов идти по выбранному пути, его не страшат опасности.
Влияние на мировосприятие Гумилева оказала экспедиция в Африку, в которой он принимал участие. Африка наполнила его поэзию новым, доселе неизвестным экзотическим миром. Особенно ярко это проявилось в стихотворении «Жираф». Здесь возникает мотив романтических путешествий, экзотики, столь любимой Гумилевым. Но стихотворение интересно не экзотическим жирафом, а исследованием мира души. Лирический герой, повидавший так много чужих земель, пытается развеять грусть своей безмолвной собеседницы. Он восклицает: «Послушай!», но не находит у нее сочувствия. Герои пребывают в разных мирах: героиня живет в реальном мире и не верит сказкам («ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя»). Лирический герой же весь во власти стремления постичь неизведанное, увидеть невиданное.
Первая мировая война и революция 1917 года изменила поэтический мир Гумилева, внесла туда новые темы. Программным стихотворением в творчестве поэта стал «Заблудившийся трамвай» (1919). Это - своего рода метафора жизненного пути Гумилева и человека вообще. Трамвай становится образом эпохи.
Жизнь непредсказуема и тем интересна, стремительна, неуловима, словно чудо-трамвай. Чтобы всё успеть, увидеть все краски жизни, нужно всего лишь сесть на этот трамвай. Но «трамвай» здесь – это и символ России, которая вынуждена переживать не только времена радости и мира, но и времена хаоса, в неизвестность, в «бездну времен»:
Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён…
В этом стихотворении поэт осмысляет будущее России, пережившей революцию 1917 года. В философском плане стихотворение символизирует единство времени и пространства для лирического героя. Фантастическое подчас носит здесь пародийный характер: «голову срезал палач мне». Это своеобразное видение себя в будущем.
В 1918 году выходит его книга «Костер». Это зрелая книга поэта, одна из самых национальных в его лирике. Андрей Рубцов, былинный Вольга, городок с крестом над церковью, и «Мужик» образуют завершенную картину.
Последний сборник поэта «Огненный столп» наполнены философскими размышлениями о земном пути человека, о вечных ценностях, о смерти и бессмертии. Само творчество здесь понято уже не как ремесло, умение писать стихи, а именно как откровение, форма существования, высшее проявление «я».
Жизнь Гумилева окончилась трагически. Против него было сфабриковано дело об измене, и в 1921г. его расстреляли. В поздних стихотворениях он подошел к выработке совершенно иного стиля, предугадывая будущий путь развития больших поэтов. В своем творчестве Гумилев утверждал свободу и бессмертие личности человека: «наша свобода – только оттуда бьющий свет».