Шпаргалка по педагогике

91. Тестирование обученности, достижений, развития

Teст обученности - это совокупность заданий, сориентированных на определение степени усвоения определенных аспектов содержания обучения.

Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:

1) относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;

2) однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;

3) правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;

4) относительно краткими, требующими сжатых ответов;

5) информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;

6) удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;

7) стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования - измерения уровня обученности как можно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

92. Правила составления диагностического тестирования. Предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил.

1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимся.

2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и быть правдоподобными.

3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.

4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

5. Ответы на один вопрос не должны быть подсказками для ответов на другие.

6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

Успех изучения любой темы зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т. д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Бели информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование (предварительный контроль знаний). Он необходим еще для того, чтобы зафиксировать исходный уровень обученности. Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Составление тематического тестового задания требует кропотливого и тщательного труда. Ведь речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Значительную роль при этом играют синтетические, комплексные задания, объединяющие вопросы об отдельных понятиях темы, направленные на выявление информационных связей между ними. Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов или зачетов. Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. Главное требование к итоговым тестовым заданиям одно: они должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

93. Компоненты и диагностика обучаемости учащихся

Обучаемость - это способность учащегося овладеть заданным содержанием обучения. Важнейшими компонентами понятия обучаемости являются следующие:

1) потенциальные возможности обучаемого - индивидуальные характеристики обучаемого (восприимчивость, готовность к умственному труду, способность учиться, успешность познавательной деятельности и др.);

2) действенных знаний;

3) процесса (- ответствен за качество.. ) эффективности познавательного процесса;

4) темпы продвижения в обучение (усвоения знании).

Обучаемость учащихся можно диагностировать по темпам.

1. темп усвоения знаний, умений (Ту). Можно охарактеризовать прежде всего время усвоения эталонного понятия (выполнения эталонного теста), а также произвольного понятия или теста

* Ту = Тф/Тэ х 100%,

Где Тф - фактически затраченное время на полное усвоение эталонного понятия или выполнение эталонного теста конкретным обучаемым;

Тэ - среднестатистическое время выполнения эталонного задания.

2. Темпы продвижения в обучении (Тп). Этот показатель темпа намного полнее характеризует обучаемость, поскольку учитывает более длительный период обучения, на котором влияние данного качества проявляется значительно сильнее

Тп = Ту/Дэ х 100%,

Где Ту - время полного усвоения раздела конкретным учащимся;

Тэ - эталонное время усвоения того же объема учебного материала, установленное экспертным путем или же с помощью теоретических расчетов.

3. Темпы прироста результатов (Тр). Этот показатель характеризует динамику обучаемости и имеет исключительно важное значение для понимания и оперативного учета изменений, происходящих в учебном процессе. Эти изменения носят характер повышения, стабилизации или снижения результативности. Показатель изменения результативности (Тр) выражает отношение последующих достижений к предыдущим значениям показателя обучения.

Тр = Тп/Дд х 100%,

Где Тп - последующее зафиксированное значение показателя обучения (в процентах, относительных: х, баллах);

Тд - зафиксированное значение достигнутого (предыдущего) показателя или среднеарифметическое значение ряда показателей.

94. Процесс воспитания и диагностика воспитанности

Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.

Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

С точки зрения педагогики процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И. Ф.).

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов ни планирование, ни управление процессом невозможны. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может отличаться от него. Выявить степень соответствия, помогает диагностика. Диагностика - это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания.

95. Критерии воспитанности

Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.

Критерии воспитанности условно можно подразделить:

1) на «жесткие» - важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи;

2) «мягкие» - для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь.

Можно выделить две группы критериев воспитанности:

1) содержательные - связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей;

2) оценочные - с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

Можно выделить:

1) общие критерии для диагностики конечных результатов - достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива;

2) частные критерии - для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:

1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

96. Проблемная воспитывающая ситуация

Воспитывающая ситуация - это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств.

В последнее десятилетие передовая педагогическая практика тяготеет к созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно создаются ситуации, когда ребята вынуждены решать поставленные проблемы, а воспитатель может оценить, в каком состоянии находится коллектив и каждый из его членов на данном этапе, а следовательно, правильно построить воспитательный процесс. Выделяются такие виды ситуаций:

1) проверочная;

2) воспитывающая;

3) контролирующая;

4) закрепляющая;

5) не предусмотренная воспитателем, но помогающая;

6) не предусмотренная воспитателем, мешающая или вредная.

97. Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитательного процесса (... воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания.

1. Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику.

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

1) общественная направленность воспитания;

2) связь воспитания с жизнью, трудом;

3) опора на положительное в воспитании;

4) гуманизация воспитания;

5) личностный подход;

6) единство воспитательных воздействий.

98. Принципы связи воспитания с жизнью и трудом, принцип опоры на положительное, принцип гуманизации воспитания

Школа жизни - лучшая школа воспитания. Поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях:

1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами;

2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

В некоторых воспитательных системах связь воспитания с жизнью трактуется суженно - как приобщение воспитанников к труду, посильному участию в общественном производстве. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. Философская основа этого принципа - известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. Принцип гуманизации воспитания требует:

1) гуманного отношения к личности воспитанника;

2) уважения его прав и свобод;

3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформированных требований;

4) уважение к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

5) уважение права человека быть самим собой;

6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

7) ненасильственного формирования требуемых качеств;

8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

9) признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и другим).

99. Правила реализации принципа личностного подхода к воспитанию

Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации; жизненные планы; сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;

3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

5) максимально опирался на собственную активность личности;

6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Страница 11 из 14« Первая...910111213...Последняя »