Шпаргалка по педагогике

108. Смысл метода требования, метода приучения

Требование - это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявления у него определенных качеств.

По форме предъявления различаются прямые (императивность, определенность, конкретность, точность) и косвенные (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т. д.) требования. Требование-совет - это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Требование-игра - это требование в игровом оформлении. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные (осуждения и угрозы) требования.

Приучение - это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно на ранней стадии. Условия Правильного применения приучения следующие.

1. Ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и его воспитанников. Толка не будет, пока воспитанник не поймет, что это ему необходимо.

2. Приучая, надо четко и ясно формулировать правило, но не давать казенно-бюрократических указаний.

3. На каждый отрезок времени должен быть выделен оптимальный объем действий, посильных для воспитанников.

4. Показывайте, как выполняются действия, каковы результаты.

5. Лучше использовать последовательно-параллельную схему приучений.

6. Приучение требует постоянного контроля.

7. Значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме.

109. Определение поощрения, соревнования

Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.

Эффективность поощрения зависит от следующих правил.

1. Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.

2. Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива.

3. Поощрение должно начинаться с ответа на вопросы – кому, сколько и за что.

4. Поощрение требует личностного подхода,

5. Поощрение требует соблюдения справедливости. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с воспитанниками.

Соревнование - это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Организация соревнования - трудное дело, требующее знания психологии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований, среди которых выделяют следующие:

1) организация соревнования - основа его эффективности.

Определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей;

2) должны быть установлены направленность и содержание соревнования.

110. Сущность метода наказания

Наказание ~ это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания, связанные с:

1) наложением дополнительных обязательств;

2) лишением или ограничением определенных прав;

3) выражением морального порицания, осуждения.

Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, выделяются следующие:

1) сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им;

2) не рекомендуется применять групповое наказание;

3) если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан;

4) наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым;

5) употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника;

6) при решении вопроса, за что наказать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых – выработать определенные положительные качества;

7) основа для применения метода наказания - конфликтная ситуация;

8) не допускайте превращения наказания в орудие мести;

9) наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

111. Сущность субъективно-прагматического метода

Субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть воспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно. Педагоги используют напряженную общественно-экономическую ситуацию в воспитательных целях. Они подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим социально-экономическим положением человека. В этой связи воспитание приобретает обостренно-личностную направленность, когда воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы.

Конкретные модификации субъективно-прагматического метода следующие:

1) контракты, которые заключают воспитанники с воспитателями, где четко определяются обязанности сторон;

2) личные карточки самосовершенствования, которые составляются воспитателями и родителями;

3) дифференцированные группы по интересам;

4) мониторинг, т. е. непрерывное наблюдение за поведением, социальным развитием воспитанника;

5) тесты воспитанности, социальной зрелости, соревнования, конкурсы;

6) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания.

112. Технология воспитания и главные факторы воспитания

На практике теория осуществляется с помощью технологии. В производственном процессе технология - это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. Технология - концентрированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и результат внедрения научных достижений. Воспитательный процес можно рассмотреть как производственный. В школе, как и на производстве, предполагается наличие определенной материальной базы, соответствующей специфике тех задач, которые стоят перед нею. На осуществление этих задач направлен воспитательный процесс - аналог производственного процесса. Проникнув в педагогический лексикон, понятие технологии вызвало к жизни новые направления в педагогической теории и практике. Простая и ясная процедура на производстве, технология в школе приобретает такие сложные и неожиданные признаки, что говорить об адекватной производственной технологии воспитания невозможно.

К числу главных факторов воспитания относятся:

1) сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или противодействовать ему;

2) условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды);

3) средства массовой информации и пропаганды;

4) уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (воспитательные системы, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат);

5) нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;

6) индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

113. Требования к осуществлению комплексного подхода

Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования.

1. Воздействуют на воспитанников по трем направлениям – на сознание, чувства и поведение.

2. Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания и самовоспитания личности.

3. Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп, - непременное условие комплексного подхода.

4. Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе.

5. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управления им.

114. Структура и схема анализа воспитательных дел

Воспитательное дело - это вид организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел. В любом деле выделяются следующие этапы:

1) целеполагание (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей);

2) планирования;

3) организации и подготовки;

4) непосредственного осуществления дела;

5) анализа достигнутых результатов.

Существует апробированная схема анализа воспитательного дела, заключающаяся в последовательных ответах на вопросы:

1. Все ли позиция подготовки и проведения воспитательного дела нашли отражение в плане.

2. Отвечало ли содержание программы намеченной цели.

3. Отвечал ли намеченной цели, задачам и требованиям уровень организации.

4. Все ли запланированные меры в достаточной степени были подкреплены ресурсами.

5. Какие фрагменты, части дела удались лучше, почему.

6. Выдержано ли воспитательное дело во времени.

7. Кто и почему срывал сроки.

8. Представляло ли воспитательное дело систему или же было набором мало связанных между собой фрагментов и частей.

9. Был ли эффект новизны.

10. Отвечала ли эмоциональная окраска воспитательного дела его замыслу.

11. Удовлетворяет ли качество дела, отношение к нему участников, над какими вопросами оно заставило их задуматься.

12. Какой оценки заслуживает каждый член коллектива, принимавший учасгие в воспитательном деле.

13. Каким было поведение участников.

14. Почему возникли случаи отрицательной реакции части учеников на те или иные педагогические действия.

15. Отчего нужно отказаться.

16. Что нового ввести в следующие воспитательные дела.

115. Сущность эстетических и экологических воспитательных дел

Эстетические (художественные) дела - общее название дел, доминирующая цель которых - формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению. Главные задачи эстетического воспитания - формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей. Критерием эстетической воспитанности считается овладение эстетической культурой. Эстетическая культура как составная часть культуры духовной предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но также в любом проявлении жизни. Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим. Основной смысл экологических воспитательных дел - конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности человека - земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел.

116. Компьютерная диагностика воспитанности

Диагностирование воспитанности - это исследование классного руководителя, которое дает ему информацию об уровне воспитанности классного коллектива в целом и каждого воспитанника в частности. Главная задача воспитательного диагностирования - установление реального состояния сформированное моральных л социальных качеств учеников, определение критических и рискованных аспектов. На основе диагностирования разрабатываются стратегия и тактика управления воспитательным процессом, программа воспитательных дел. Диагностирование помогает определить, сколько времени и усилий понадобится классному руководителю для того, чтобы достичь заданного уровня сформированное определенных качеств.

Технология диагностирования воспитанности должна отвечать ряду важных требований. Она должна быть:

1) доступной для массового применения воспитателями всех уровней квалификации;

2) экономной - требовать минимума времени и усилий;

3) надежной - давать максимально обоснованные выводы;

4) информативной - результаты диагностирования должны давать ответы на широкий круг вопросов;

5) наглядной - выводы фиксируются в виде графиков, сравнительных срезов, чтобы их можно было анализировать, сравнивать изменения, накапливать.

Страница 13 из 14« Первая...1011121314