69. Экологическое сознание и общество человека

На рубеже XX-XXI вв. в мышлении человека и его практической деятельности произошла смена парадигмы - экономические приоритеты заменяются экологическими.

Господствовавший почти до конца XX столетия экономический императив все чаще заменяется экологическим.

Именно от того, сможет ли человечество в ближайшее время добиться разумного сочетания экономических и экологических интересов, зависит его будущее. Тип экологического сознания отражает существующие на данный момент представления о взаимоотношениях человека и природы и определяет поведение людей при их взаимодействии с природой. Выделяют два основных Типа экологического сознания:

1) антропоцентризм;

2) экоцентризм.

Антропоцентризм основывается на представлениях о «человеческой исключительности», противопоставлении человека природе. Основные особенности антропоцентризма следующие:

1) высшую ценность представляет человек;

2) иерархическая картина мира: на вершине находится человек, несколько ниже - вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека;

3) целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей;

4) природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций;

5) дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека;

6) деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимо сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.

Экоцентризм основывается на понимании коэволюции человека и биосферы. Экоцентризм характеризуется следующими основными особенностями:

1) высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы;

2) существует отказ от иерархической картины мира;

3) характер взаимодействия с природой определяется

«экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующего в природе экологического равновесия;

4) природа и все природное воспринимается как полноправный субъект взаимодействия с человеком;

5) развитие природы и человека мыслится как процесс взаимовыгодного единства;

6) деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

В настоящее время единственный способ не допустить перерастания глобального экологического кризиса в катастрофу - это переход от антропоцентрического типа общественного сознания к экоцентрическому.