Шпаргалка по экологии

55. Заповедное дело России

Заповедник - наиболее удобное место для сохранения отдельных объектов и явлений природы, требующих повышенной охраны: исчезающих видов животных, растений и неживых тел природы. В соответствии с этим заповедники имеют и вторую функцию - сохранение экологического разнообразия, одним из существенных составляющих которого является генофонд животных и растений.

В первые годы создания заповедников они рассматривались как резерваты для нуждающихся в особой охране исчезающих видов.

Так были созданы: Байкальский заповедник - для сохранения и умножения соболя, Воронежский - бобра, Хоперский - выхухоли, Астраханский - осетровых рыб и редких птиц, Таймырский заповедник - песца и перелетных птиц.

Иногда основанием для организации заповедника служат уникальные явления природы, например гейзеры на Камчатке; уникальное сочетание минеральных месторождений.

С восстановлением своей численности охраняемые виды расселяются не только по всему заповеднику, но и на смежных территориях. Например, в Воронежском заповеднике при его создании было несколько пар бобров.

За 60 лет существования с его территории было расселено более чем в 70 областей России около 5 млн бобров.

Весьма существенна роль заповедников как водоохранной территории. Они являются своеобразными природными «резервуарами» чистой питьевой воды. Заповедники рассматривают и как природные комплексы, изъятые из хозяйственного оборота, и как научно-исследовательские учреждения, выполняющие научные, охранительные, культурно-просветительские и иные функции.

В 1997 г. в России насчитывалось 95 заповедников 2 общей площадью 310, 27 тыс. км., что составляет 1, 53% всей территории нашей страны. Самые крупные из них - Таймырский и Усть-Ленский, площадь каждого из них около 1, 5 млн га. Уникальны по разнообразию растительного и животного мира нетронутые человеком уголки природы в Тебердинском, Алтайском, Кроноцком, Воронежском и других заповедниках России. Для сглаживания влияния прилегающих территорий, особенно в зонах с хорошо развитой инфраструктурой, вокруг заповедников создают охранные зоны, где хозяйственная деятельность строго ограничена. Существуют еще биосферные заповедники, которые входят в состав ряда государственных природных заповедников и используются в качестве фонового заповедно-эталонного объекта при изучении биосферных процессов. В России имеется одиннадцать биосферных заповедников, которые работают по согласованной программе ЮНЕСКО и ведут постоянные наблюдения за изменениями природной среды под влиянием антропогенной деятельности.

56. Состояние природной среды и здоровья населения России

Россия относится к числу наиболее экологически неблагополучных стран мира. Природные экосистемы во многих районах нашей страны уже значительно учтены, и лишь обширность территории, которой еще не затронута хозяйственной деятельностью, спасает нашу природу от полной деградации.

Неблагоприятная экологическая ситуация в России явилась результатом длительного доминирования в народном хозяйстве ресурсоемких отраслей и энергоемких технологий в производстве, сырьевой ориентации экспорта, отсталых методов природопользования, несовершенной природоохранной политики.

В одной из глав Проекта государственной стратегии устойчивого развития России, которая озаглавлена «Характеристика экологической напряженности и хозяйственная емкость экосистем России», отмечено, что экологическая ситуация в России усугубляется из-за ограниченности финансирования природо-восстановительных мероприятий.

По данным специалистов-экологов, основной ущерб, который наносится хозяйству России в результате ухудшения окружающей среды, включает в себя:

1) разрушение «человеческого капитала» страны (ухудшение здоровья населения, снижение продолжительности жизни, увеличение смертности). По существующим оценкам 15% территории России с населением около 30 млн человек относится в настоящее время к территориям с особо неблагоприятными экологическими условиями;

2) истощение ресурсной базы экономики - 75% поверхностных вод потеряли питьевое значение, около 30% подземных вод, пригодных к эксплуатации, также опасно загрязнены. 250 тыс. гектаров земли занято складированием 5 млрд тонн отходов, накопившихся в ходе производства и потребления.

По оценкам экспертов-экологов, негативные факторы экологической обстановки в России достигли катастрофических размеров, например 70% населения России (более 100 млн человек) проживает на территории с загрязненной атмосферой в 5 - 10 ПДК сильнодействующих ядовитых веществ. Постоянное загрязнение атмосферы промышленными выбросами, а также выхлопными газами от автотранспорта приводит к выпадению кислотных дождей, что сказывается на ухудшении качества плодоовощной продукции, а в конечном счете ведет к отрицательному влиянию на здоровье людей через потребляемые овощи, зелень, фрукты. Все это в результате вызывает рост числа онкологических, легочных, кишечных и сердечнососудистых заболеваний, так как снижается иммунобиологическая защита организма от постоянных неблагоприятных воздействий со стороны окружающей природной среды.

57. Прогноз влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу

При составлении прогноза влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу проводится специальная экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза - оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей, т. е. на все компоненты биосферы. Экологическая экспертиза или прогноз хозяйственной деятельности человека на биосферу предусматривают оценки хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия экологической безопасности и системе рационального природопользования. В России работы по экологической экспертизе основываются на Федеральном законе «Об экологической экспертизе» (1995 г.).

Объектами экологической экспертизы являются:

1) проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации будущих хозяйственных сооружений;

2) нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов и новых производств в целом.

Субъектами экономической экспертизы являются:

1) законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;

2) специализированные правительственные организации;

3) специализированные неправительственные организации.

Экологическая экспертиза основывается на ряде Принципов:

1) принципы презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности;

2) принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду как части биосферы хозяйственной деятельности и ее последствий;

3) принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу по намечаемой хозяйственной деятельности;

4) принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы по предстоящей хозяйственной деятельности.

Прогноз влияния хозяйственной деятельности на биосферу, как правило, производится с использованием базы данных, накопленных экологами в течение нескольких десятков лет по всем видам хозяйственной деятельности. Только при наличии заключения экологической экспертизы местными органами власти выдается разрешение на ведение какой-либо хозяйственной деятельности. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы. Финансирование экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика.

58. Методы контроля за качеством окружающей среды

Существуют различные Виды методов контроля за качеством окружающей среды. По методам исследований - химический, биологический, физический и другие. По используемым методам - наземный, авиационный и космический. Контроль за качеством окружающей среды производится с целью выявления ее загрязнения и состояния ее вообще по всем параметрам. По территориальному признаку контроль за качеством окружающей среды бывает локальный, региональный и глобальный.

Локальный контроль обычно проводят применительно к отдельным объектам, например лесным, водным, горным, которые чаще всего подвержены интенсивным антропогенным воздействиям. Его конечная цель состоит в обеспечении такой стратегии хозяйствования, при которой концентрации приоритетных загрязняющих веществ антропогенного происхождения не выходят за допустимые пределы, т. е. ПДК (предельно допустимые концентрации). Разновидность локального контроля - импактный контроль - осуществляется, как правило, в особо опасных зонах и местах. Региональный контроль - слежение за процессами и явлениями в пределах значительного по площади района, который, как правило, отличается от соседних по природным условиям.

Глобальный контроль за качеством окружающей среды проводится с целью получения информации о биосфере в целом или об отдельных биосферных процессах, в частности об изменении климата, состоянии озонового экрана и т. п. Конкретные цели глобального контроля, а также его объекты определяются в ходе международного сотрудничества в рамках различных международных соглашений и деклараций.

В ряде случаев проводится Фоновый контроль за состоянием окружающей среды с целью определения фонового загрязнения. Как известно, природный фон - это естественная концентрация или степень воздействия природных веществ и явлений на что-либо в окружающей среде. В настоящее время существует мировая сеть станций фонового контроля, которая охватывает все типы экосистемы: наземные и водные (морские и пресноводные). Эта работа осуществляется под эгидой Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). На территории России в одиннадцати биосферных заповедниках расположены станции комплексного фонового контроля; они являются частью глобальной международной наблюдательной сети. Наземный контроль проводится, во-первых, для уточнения данных, полученных с космических или авиационных аппаратов, а во-вторых, для наблюдений, которые не могут быть осуществлены другими методами. Авиационный контроль ориентирован в основном на региональные или локальные явления.

59. Экономика и правовые основы природопользования

Экономика природопользования - раздел экономики, изучающий главным образом вопросы экономической оценки пользования природными ресурсами и возможных ущербов при этом от загрязнения среды. Задачи экономики природопользования следующие:

1) экономическая оценка используемых природных ресурсов;

2) определение экономического ущерба, наносимого народному хозяйству в результате нерационального природопользования, и величины затрат, необходимых для ликвидации его последствий;

3) выбор наиболее эффективных вариантов использования природных ресурсов и предохранения деятельности, оценка абсолютной эффективности природоохранных затрат;

4) разработка экономических методов управления природоохранной деятельностью, материального стимулирования охраны окружающей среды.

Каждый используемый в процессе хозяйственной деятельности природный ресурс обладает определенной ценностью для человека. Эта ценность отражается суммой экономической и внеэкономической оценок.

Экономическая оценка ресурсов выполняет две функции:

1) учетную (показывает, каким национальным богатством обладает страна, на что можно рассчитывать в развитии производства);

2) расчетную, стимулирующую (создает основу для введения платы за эксплуатацию природных ресурсов с учетом ущерба и его возмещения в случае их нерационального использования).

Правовые основы природопользования заложены в законах и иных нормативных актах Российской Федерации и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей природной среды. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) лежит в основе природоохранного законодательства РФ. Этот закон охватывает все аспекты природопользования и охраны окружающей среды, и нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоречить Конституции РФ и Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды». Закон РФ «О недрах» (1992 г.) регулирует правовые отношения при использовании природных ресурсов - полезных ископаемых. Закон направлен в первую очередь на рациональное использование недр и борьбу с их загрязнением. Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует порядок использования земельных природных ресурсов, а также охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия. Основными правовыми функциями охраны земель являются сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель.

Водный кодекс РФ (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов.

60. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их связь с размещением производства

Природные ресурсы - элементы природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые им в материальное производство (атмосферный воздух, вода, почва, солнечная радиация, полезные ископаемые, климат, растительность, животный мир и т. д.).

Природные ресурсы подразделяются на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые природные ресурсы - ресурсы, количество которых ограничено и абсолютно, и относительно. Исчерпаемые ресурсы могут быть невозобновимыми, т. е. абсолютно не восстанавливающимися (каменный уголь, нефть и большинство других полезных ископаемых) или восстанавливающимися значительно медленнее, чем идет их использование (торфяники, многие осадочные породы). Использование этих ресурсов неминуемо ведет к их истощению.

Наиболее важные Проблемы ресурсопотребления в настоящее время следующие:

1) низкий технологический уровень добычи и переработки сырья (всего в хвостах обогатительных фабрик, в факелах и отвалах теряется около 1/3 всех добываемых полезных ископаемых);

2) структура народного хозяйства с высоким удельным весом ресурсоемких отраслей;

3) недостаточность экономических стимулов к ресурсосбережению;

4) слабость государственной политики в области ресурсосбережения.

Все это является главным источником гигантских перерасходов топлива, сырья и материалов. Электроемкость и энергоемкость ВВП России соответственно в 2,5 и 4,5 раза выше этих показателей в США. Разрыв по отношению к европейским странам и Японии еще более впечатляющий: в 3,5 и 8,8 раза. Еще больше по сравнению с ведущими промышленными странами Россия перепотребляет минерального сырья, в частности железной руды, а из промышленных материалов - стали и цемента. Например, Россия в начале 90-х гг. XX в. потребляла железной руды на единицу ВВП в восемь раз больше, чем в США.

В результате всеобщего перепотребления природных ресурсов Россия тратит только на энергоносители от 25 до 30% ВВП, в то время как США - не более 67%, а европейские страны и Япония - еще меньше.

Возобновимые природные ресурсы по мере их использования постоянно восстанавливаются (животный мир, растительность, почва). Однако для сохранения их способности к восстановлению необходимы определенные условия, нарушение которых замедляет или вовсе прекращает процесс восстановления. Процессы восстановления протекают с разной скоростью для разных ресурсов: для восстановления животных требуется несколько лет, леса – 60-80 лет, почвы - несколько тысячелетий.

61. Эколого-экономическая сбалансированность регионов как государственная задача

Переход к рыночной экономике в стране сопровождался усилением региональной поляризации. Например, по финансово-экономическим аспектам (прибыльность или убыточность производства, денежные доходы населения и т. п.) экономические районы стали делиться на богатые и бедные. К первым принадлежат в основном восточные районы, ко вторым - многие районы европейской части.

Экономические реформы проходят в разных направлениях, различными темпами. Например, быстрее всего на начальном этапе реформы осуществлялись в старых промышленных районах, в то время как в районах с преимущественно аграрной специализацией, а также там, где наблюдается сильное отставание в развитии, процесс происходил медленнее. Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов является важнейшей государственной задачей.

Как правило, в старых промышленных районах – на Урале, Кузбассе, в центре европейской части России - промышленность работает в основном успешно и стабильно, но экологическая обстановка очень сложная, неблагоприятная по многим факторам. Поэтому эколого-экономическая сбалансированность регионов является очень важной государственной задачей. В целях Эколого-экономической сбалансированности регионов принимаются следующие меры:

1) приближение производств к источникам сырья, топлива, энергии к районам потребления. С учетом этого принципа решается проблема сокращения и ликвидации дальних нерациональных перевозок, снижения затрат труда в целом и по всем стадиям производства, повышения экономической эффективности (особенно в депрессивных регионах);

2) первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов. В условиях развития рыночных отношений этот принцип особенно важен. Для комплексного использования наиболее эффективных ресурсов создаются территориальные производственные комплексы, например Западно-Сибирский ТПК на базе добычи нефти и газа, на базе железных руд формируется ТПК КМА (Курской магнитной аномалии), на основе уникальных угольных ресурсов – Канско-Ачинский и Южно-Якутский ТПК;

3) оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию.

В условиях рынка в процессе размещения и развития производительных сил в регионах остро встают вопросы совершенствования управления природопользованием.

Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает необходимость комплексной системы решения экологических и экономических проблем регионального развития.

62. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности

Разгосударствление подавляющего большинства предприятий, создание различных форм собственности, включая частную, не привели в целом по России к существенному снижению сбросов и выбросов загрязняющих веществ.

В настоящее время в России реализуется экономический механизм охраны окружающей природной среды, соответствующий критериям переходного периода к рыночной экономике. Главная его особенность состоит в ориентации не на плановое централизованное финансирование природоохранной деятельности, а в основном на экономические методы его регулирования и стимулирования. При этом внедряются новые экономические стимулы: плата за пользование природными ресурсами, плата за загрязнение окружающей природной среды, экологические фонды, экологические льготы, экологическое страхование и др. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» определил основные Задачи экономического механизма природоохранной деятельности в России:

1) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

2) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

3) внедрение комплекса мер по экономическому стимулированию (поощрению) охраны окружающей природной среды;

4) реализация эффективной системы штрафов за нарушение природоохранного законодательства и обязательного возмещения вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.

Кроме того, применяется материальное стимулирование природоохранной деятельности - обеспечение выгодности для природо-пользователей природоохранной деятельности. Материальное стимулирование предполагает применение не только мер поощрения, но и наказания.

Меры материального поощрения:

1) установление налоговых льгот;

2) освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;

3) применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

4) применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.

Меры материального наказания:

1) введение специального добавочного налогообложения экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий (т. е. такой продукции, потребление или производство которой опасно для здоровья людей и окружающей среды);

2) штрафы за экологические правонарушения.

63. Правовые аспекты охраны природы

Первым известным законом об охране окружающей среды считается эдикт 1773 г., запрещавший использование каменного угля для отопления жилищ Лондона.

В истории развития экологического законодательства последняя треть XX в. отмечена рядом постановлений, направленных на улучшение экологических ситуаций в отдельных регионах: бассейны рек Волги, Урала, Каспийское море, Байкал и др. В современной России право человека на надежную охрану окружающей природной среды и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреплены Конституцией Российской Федерации 1993 г.

Экологическое право - это совокупность эколого-правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны природы, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Источниками экологического права, образующими экологическое законодательство Российской Федерации, являются следующие Правовые документы:

1) Конституция Российской Федерации;

2) законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны природы;

3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;

4) нормативные акты министерств и ведомств;

5) нормативные решения органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, в частности, устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства принимать участие в охране природы, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру.

Конституция РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов. Основой природоохранного законодательства является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.). Задачами природоохранного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды, укрепление законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Настоящий Закон охватывает все аспекты природопользования и охраны окружающей среды, и нормы других законов в области охраны природы не должны противоречить Конституции РФ и данному Федеральному закону.

Страница 7 из 8« Первая...45678