11. Становление и развитие отечественной философии

Самобытность развития философии России связана с тем, что здесь меньшее место было уделено проблемам гносеологии, познанию в целом, а на первый план вышли социально-антропологическая и нравственно-религиозная проблемы. Временем появления философии в России в ее современном значении, по словам исследователей, можно считать 1755 г. - год основания Московского университета, т. е. эпоху Просвещения. Однако и до этого периода философия в России существовала. В развитии русской философии можно выделить следующие этапы. «Подготовительный период», или «пролог» (XIV-XVIII вв.) В. В. Зеньковский (1881-1962) указывает на сборник «Диоптра» (1305 г.), в котором уже выдвигаются и обсуждаются философские вопросы. До эпохи Петра Великого в русской философии решение проблем было проникнуто духом мистического реализма и интуитивными озарениями. Философствующий человек этого периода реализует свои мысли в собственных деяниях и поведении. Наиболее крупной фигурой до XIX в. является Г. С. Сковорода (1722-1794), который в рамках христианской философии ставит общефилософские проблемы гносеологии, антропологии, метафизики и этики, намечая в то же время пути свободной, отделенной от религии философии.

Период до 70-х гг. XVIII в. характеризуется развитием светской культуры в России под влиянием идей европейского Просвещения и связан с разработкой социальных учений. В это время живут и действуют такие мыслители, как В. Н. Татищев, М. М. Щербатов, А. Н. Радищев, в трудах которых превалирует социальная и нравственная проблематика. В этот период выступает и М. В. Ломоносов (1711-1765), с одной стороны, как крупнейший ученый и натурфилософ, а с другой - как поэт, ученый и мыслитель.

Период XVIII-XIX вв. характеризуется наиболее бурным развитием философии в России. В это время под влиянием духовных академий получает дальнейшее развитие христианская философия, а под влиянием Московского университета - светская.

После войны 1812 г. в Москве возникают философские кружки и работают такие мыслители, как В. Ф. Одоевский и П. Я. Чаадаев.

Обсуждение перспектив развития России выливается в философскую дискуссию между западниками и славянофилами (А. С. Хомяковым, И. В. Киреевским, К. С. и И. С. Аксаковыми). В этот период творит А. И. Герцен.

Начало XX в. характеризуют как «вторичное рождение» философии России.

Оно представляет собой этап классического развития философии, отличающийся созданием больших систем, которые охватывают все стороны бытия и человеческого существования. Здесь прежде всего следует отметить творчество В. Л. Соловьева, разрабатывающего вопросы метафизики (гносеологию, антропологию и эстетику; космологию).

После революции в России наступил догматический период бесконечной интерпретации трудов классиков марксизма, а позже марксизма-ленинизма и сталинизма.

Все же необходимо отметить, что и в этих условиях философия в нашей стране развивалась параллельно мировой философии, в ней обнаруживаются те же течения и тенденции.