Материя (от лат. material - «вещество») - философская категория для обозначения некой пространственной телесности, «мертвое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировоззрения она оформилась как материализм, а в сфере науки – как естествознание.
Это объективная реальность, которая существует независимо от сознания и отражается в нем. Материя - это бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, взаимодействий и форм движения.
Материя существует во множестве конкретных форм, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом более общей системы. Поэтому было бы неправильно понимать «материю как таковую» как некоторую неизменную первичную субстанцию вне ее конкретных форм.
Сущность материи раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодействия, познание которых и означает познание самой материи. Чем более сложной является материя, тем более разнообразны и дифференцированны ее взаимосвязи и свойства.
На высшем уровне сложности в связи с появлением разумных существ некоторые из свойств материи, такие как сознание, кажутся необычными, непохожими на нее и на первый взгляд представляются не связанными с ней. Утверждение безусловности такого представления, неспособность раскрыть связь сознания с материей постоянно приводили к возникновению различных монистических и дуалистических учений.
В диалектическом материализме Противопоставление материи и сознания условно, Оно имеет смысл только для постановки и решения основного вопроса философии, а за его пределами утрачивает абсолютное значение, поскольку сознание, общественные идеи и так далее могут выступать в отношении какого-либо материального процесса как нечто определяющее его и в этом смысле первичное.
Активная преобразующая деятельность общества приводит к тому, что в окружающем нас мире определенная группа материальных объектов (средства производства, здания, продукты химического синтеза, предметы потребления и т. п.) по своему происхождению и форме организации в какой-то мере зависит от сознания человека, поскольку в них воплощается человеческий замысел.
По мере развития науки и техники все более будет расширяться множество материальных объектов, свойства, формы организации и даже происхождение которых будут зависеть от преобразующей сознательной деятельности людей.
Философское понимание материи как объективной реальности конкретизируется и дополняется естественно-научными воззрениями на строение и свойства материи. Но было бы неправильно отождествлять материю как философскую категорию с теми или иными воззрениями на строение материи, так как они изменяются в зависимости от новых открытий науки, в то время как философское определение материи остается незыблемым.
Точно так же ошибочно отождествлять материю как философскую категорию с каким-нибудь конкретным ее видом, например с веществом.