32. Массовая культура

Отличительной чертой XX в. благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации было распространение массовой культуры. В таком обширном смысле массовой культуры в XIX в. и ранее не было. Газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, - это все, чем располагали город и деревня.

Массовая культура нужна для того, чтобы осуществлять принцип дополнительности, когда нехватка информации в одном канале связи заменяется избытком ее в другом. Именно так массовая культура противопоставляется фундаментальной культуре.

Массовая культура - это семиотический (знаковый) образ реальности, а фундаментальная культура - это «вторичная моделирующая система», которая, что бы осуществиться, нуждается в языке реальности.

В этом смысле массовая культура XX в. была полной противоположностью элитарной культуры в одном и ее копией в другом.

Для массовой культуры характерны Антимодернизм и Антиавангардизм. Если модернизм и авангардизм стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно ясной, простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангардизме преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, ибо обращена к огромной читательской, зрительской и слушательной аудитории. Можно даже сказать, что массовая культура возникла в XX в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий.

Наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе. Но важно и противоположное. В тоталитарных обществах в культуре практически отсутствует деление на Массовую и Элитарную. Вся культура объявляется массовой, а на самом деле вся культура является элитарной. Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали, и деньги, затраченные на нее, давали прибыль.

Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры может быть примитивной с точки зрения элитарной фундаментальной культуры, но она не должна быть некачественно сделанной, а, наоборот, в своей примитивности она должна быть совершенной - только в этом случае ей обеспечен читательский и, без сомненья, коммерческий успех.

Используя семиотические термины, можно добавить, что жанры массовой культуры должны обладать жестким синтаксисом - внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл. В XX в. массовая культура заменила фольклор, который тоже в синтаксическом плане построен чрезвычайно жестко.

Разновидностью текстов массовой культуры являются Культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе, а в окружающей реальности.