Новое время продолжило за Возрождением формировать иное отношение к природе и духовному миру человека. Духовный облик эпохи - расширение интеллектуального мира личности - выразился в философских системах английского мыслителя Фрэнсиса Бэкона (1561 - 1626) и французского ученого и философа Рене Декарта (1596-1650). Они с разных ценностно-мировоззренческих позиций разработали свои философские концепции, ядром которых стала методология. Для обоих наука - высшая ценность, основа надежды, символ всемогущества человеческого разума, воплощаемого в технике. А техника расширяет возможности научного познания природы. Оба провозгласили главные принципы философии Нового времени («знание - сила» Ф. Бэкон).
Знание, наука для Ф. Бекона - мощный инструмент социальных изменений. Он отстаивал самоценность научного и философского методов, ослабив традиционно сильную связь между философией и теологией.
Новый подход к природе доказывал, что «ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы». Знание и могущество человека совпадают, поскольку незнание причины затрудняет действие.
Тезис методологии Ф. Бэкона: природа побеждается только подчинением ей.
Истинное знание достигается познанием причин, среди которых материальные, действующие, формальные и конечные.
Физика исследует материальные и действующие причины:
1) наука идет дальше и вскрывает глубинные формальные причины;
2) теология занимается конечными причинами.
Ф. Бэкон критикует схоластику, которая, сосредоточив внимание на изучении силлогизмов самих по себе, занималась формальным выведением одних положений из других.
У истоков и в центре философии Р. Декарта (картезианства) - человек, «я» как «мыслящая вещь» - «вещь сомневающаяся, утверждающая, отрицающая, знающая весьма немногое и многое не знающая, любящая, ненавидящая и чувствующая».
Доказательство могущества разума - в критике притязаний чувственного познания быть абсолютным критерием истинности, в универсальном сомнении в «старых истинах», опирающихся на авторитеты и не отвечающих критериям ясности и самоочевидности.
Определенность философии в том, что «во всем должно сомневаться», не превращать данные органов чувств в истину. Это же относится к достоверности познания, основанного на имени «авторитетов».
Прежде чем довериться данным органов чувств или мнению «авторитетов», надо исследовать творческие возможности интеллекта. В центре внимания - проблемы познания. Универсальное сомнение обусловлено эпохой, которая с трудом расставалась со схоластическими традициями. Ф. Бэкон преодолевал эти традиции с помощью критики «идолов» и строил новое здание на основании опыта и индукции. Р. Декарт боролся с ними с помощью дедукции, основанной на ясных и очевидных истинах. Образец рационалистической методологии Р. Декарта – математика как символ ясности и дедуктивной строгости.
Р. Декарт доказал возможности своей методологии через открытия в математике, физике, физиологии, космогонии. По его мнению, ученый должен заниматься анализом того, каким образом Бог создавал те или иные вещи, и оставлять в стороне вопрос, зачем он это делает.