78. Русский космизм

Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достиг Космизм. Основоположники: В. И. Вернадский (1863-1945) и К. Э. Циолковский (1857-1935).

В. Циолковский - ученый, изобретатель, основоположник космонавтики, он не считал себя верующим и отвергал наличие двух начал во Вселенной - материального и духовного.

Рассматривая материю, В. Циолковский выдвигал три начала или принципа: время, пространство и сила. Эти понятия являются прежде всего элементами суждений и оттого вполне субъективны. Без материи не существует ни времени, ни пространства, ни силы, и наоборот.

Главное для В. Циолковского - учение о монизме материи. Его материя (а значит, и атом) действует по законам не только физического, но и психологического мира; нельзя допустить, чтобы чувствительной признавалась только часть Вселенной, т. е. собственно живая материя. Но из этого вовсе не следует, что человек чувствует и познает мир, как и все остальное. Чувствительность Вселенной находит выход в двух измерениях: количественном и качественном.

С этой точки зрения все тела - живые и мертвые - обладают одинаковой по качеству, но различной по количеству степенью раздражительности.

Так как «атом всегда жив», ему свойственно чувство радости и страдания, более того, к его сущности относится и само «я» - сознание или разум. Разум, основанный на «эгоизме атома», доводится до совершенства в человеческих существах. По мнению В. Циолковского разум должен стремиться не только к самосовершенствованию, но и к совершенствованию окружающего мира. Это своего рода суд, но «суд не страшный, а милостивый и выгодный для несовершенных»: ведь после их безболезненного естественного умирания без потомства они впоследствии вновь оживают для лучшей жизни. В конечном счете преобразится не только все человечество, но и сущность атома, который перестанет источать импульсы несовершенства. Атомы будут соединяться только в разумных и сознательных существах, либо же в телах, усовершенствованных разумом.

Фундаментальное открытие В. Вернадского - осознание того, что современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере.

Биосферу В. Вернадский определил как область Земли, охваченную живым веществом (совокупностью живых организмов).

Важнейшим признаком разнородности биосферы служит то, что в живом веществе процессы протекают иначе, чем в косной материи, особенно если рассматривать их в аспекте времени. В живом веществе они идут в масштабе исторического времени, а в косном - в масштабе геологического.

Первая роль в деле полного заселения биосферы человеком принадлежит развитию научной мысли и неразрывно связанному с этим успеху техники передвижения и мышления, возможностям мгновенной передачи мысли на расстояния. Человечество все более становится неделимым и единым. Все это свидетельствует о переходе биосферы в ноосферу.

На этой стадии человечество как единое целое охватит весь земной шар и окончательно решит вопрос о лучшем устройстве жизни. Оптимистический идеал ноосферы наводил В. Вернадского на понятие о новой этике для нового человечества, связанного с научным прогрессом.