Рассматривая проблему смысла человеческого бытия, необходимо вспомнить определение, данное немецким философом конца XIX - начала XX в. Э. Кассирером - человек прежде всего животное символическое, живущее в новой, созданной им самим реальности - символическом универсуме, состоящем из бесчисленного множества символических нитей, на которые опирается каждый из составляющих эти нити символов. Символ многозначен, бесконечен и бездонен, не столько концентрат знания, сколько указание, обозначение определенной направленности, «план, проект или программа жизнедеятельности» (М. Бахтин).
Содержание смысла не сводится к значению понятия, т. е. к простому представлению предмета в знании. Смысл выражает не значение, а значимость.
Значение отвечает на вопросы: что это; что это такое? Смысл - на вопросы: для чего; для какой цели?
Смысл не только указывает, но и имеет в самом этом указании некую цель. Человек поэтому, будучи «символическим животным», всегда есть смысложизненное существо. Смысложизненность есть его подлинная природа. Совокупность жизненных смыслов личности составляет его мировоззрение. И хотя мировоззрение не строится по системе взаимообосновывающего знания, составляющие его смыслы выстроены в иерархию в соответствии со значимостью содержащихся в них целей. Это означает, что они по значимости и ценности одновременно как локальные, так и генеральные. Отнесение к генеральным, а затем и локальным смыслам есть оценка. Безоценочное понимание, говорил М. Бахтин, невозможно.
Встреча с великим как с чем-то «определяющим, обязывающим и связывающим» - это высший момент понимания, и более того, совершенно необходимое условие жизнедеятельности каждого человека.
Для тех, кто не знает, «чего он хочет и что он должен», характерны особые психогенные неврозы, требующие особых методов лечения, устраняющих экзистенциальный смысложизненный вакуум.
Это подтверждают исследования по психологии лиц, совершавших уголовные преступления, алкоголиков, безработных, людей, совершавших самоубийство или покушавшихся на него, и ряда других категорий.
Сказанное о Смысложизненной природе человека позволяет понять все значение проблематики смысла жизни человека. Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не о том, почему, а о том, для чего живет человек. С незапамятных времен он занимал человека. «Есть, - пишет известный французский моралист и философ Альбер Камю в эссе «Миф о Сизифе», - только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит наше бытие или наша жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Сама постановка этого вопроса свидетельствует о том, что он рождается из сомнения в существовании такого смысла. Сомнение же предполагает, что сама действительность, возможно, разорвана, непоследовательна и абсурдна».