Просмотров: 3361
Экологическое законодательство это – совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права. Основываясь на этих критериях, совокупность законов можно разделить на две группы: законодательство об окружающей среде и природоресурсное законодательство. Объектом первой группы является окружающая среда в целом, во втором – отдельные природные ресурсы.
Законодательство об окружающей среде в представлено лишь некоторыми актами, например: З «Об охране окружающей природной среды»; ФЗ «Об экологической экспертизе»; ФЗ «О континентальном шельфе» и т. д.
Более широкое место занимает природоресурсное законодательство. Природоресурсное законодательство это – совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных ресурсов: Земельный кодекс; ФЗ «О животном мире»; Водный кодекс, Лесной кодекс и т. д.
Просмотров: 10426
Платность является одним из принципов природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей.
Является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов.
Стимулирует природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят.
Законом «Об охране окружающей природной среды» устанавливаются два вида платежей – за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды.
Плата за пользование природными ресурсами регулируется соответствующими природоресурсными законодательными актами. Например, за пользование землей находящейся в собственности или временном пользовании взимается земельный налог.
Плата за пользование природными ресурсами также предусмотрена за пользование недрами, водами лесным фондом за пользование животным миром.
Плата за загрязнение окружающей среды это один из важных принципов направленных на экономическое стимулирование предприятий принимать меры по снижению загрязнения окружающей среды.
Закон предусматривает два вида платежа за загрязнение окружающей среды. Плата за:
Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
Просмотров: 2174
Мониторинг – это система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и ее изменений.
Основные положения о мониторинге сформулированы в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды».
Данные мониторинга природной среды служат основой для ведения кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений.
Информация в области мониторинга загрязнения окружающей среды предоставляется потребителям бесплатно или за плату. Другим потребителям этой информации информация предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку.
В государственной системе мониторинга участвуют: Государственный комитет по охране окружающей природной среды; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды; Государственный комитет по земельной политике; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство сельского хозяйства и природопользования; Государственный комитет по рыболовству; Федеральная служба лесного хозяйства; Министерство здравоохранения.
Просмотров: 2470
Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В законодательстве об окружающей природной среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т. д.
Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле слова понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и др. объектами собственности.
Находящиеся в собственности природные ресурсы используются собственником свободно, по своему усмотрению. Но это право не абсолютное. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами, т. е. собственник имеет право свободно пользоваться принадлежащими ему природными ресурсами, если это не наносит вреда окружающей природной среде.
Собственник обязан в законодательном порядке обеспечить рациональное использование принадлежащих ему природных ресурсов
Просмотров: 3058
Под источником экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в области взаимодействия общества и природы. Чтобы служить источником экологического права документ должен отвечать следующим требованиям: иметь объективно выраженную форму – закон, указ Президента, постановление Правительства и т. д.; должен быть принят уполномоченным органом; должен быть официально опубликован.
Источникам экологического права присущ ряд особенностей. Источники экологического права относятся к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях.
Еще одна особенность данной отрасли в том, что экологические нормы могут относиться к разным отраслям права.
Экологическое законодательство это – совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права. Основываясь на этих критериях, совокупность законов можно разделить на две группы: законодательство об окружающей среде и природоресурсное законодательство. Объектом первой группы является окружающая среда в целом, во втором – отдельные природные ресурсы.
Просмотров: 3560
Экологическое правонарушение – противоправное, виновное деяние совершаемое право-, дееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее иные права и законные интересы субъектов экологического права.
Экологические правонарушения подразделяют на проступки и преступления. Первую группу составляют менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми. Эти экологические правонарушения влекут за собой следующие виды ответственности: дисциплинарную; материальную, административную, гражданско-правовую ответственность.
Вторую группу образуют деяния за которыми следует уголовная ответственность.
Просмотров: 4017
Государственным кадастром природных ресурсов называется свод экономических организационных и технических показателей, характеризующих качество, количество природного ресурса, состав и категории пользователей.
Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, определяется его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Государственные природные кадастры служат основой при принятия решения о предоставлении природного ресурса в пользование.
Кадастры ведутся по отдельным видам природных кадастров и по территориям. В соответствии с экологическим законодательством ведется государственный земельный кадастр, государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный лесной кадастр, государственный водный кадастр, государственный кадастр животного мира, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. Как особую разновидность кадастра редких находящихся на грани исчезновения видов животных и растений, можно рассматривать Красную книгу РФ.
Наряду с кадастрами отдельных природных ресурсов и объектов, экологическое законодательство предусматривает ведение территориальных кадастров природных ресурсов и объектов.
Просмотров: 1946
Если в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями, то они могут принимать нормативно правовые акты. Эти полномочия определены рядом законодательных актов, в том числе ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Этот закон относит к ведению местных органов самоуправления обеспечение санитарного благополучия населения, регулирования и планирования застройки территорий и т. д. ФЗ «Об охране окружающей природной среды» также определяет ряд предметов ведения органов местного самоуправления: разработку экологических программ, учет и оценку состояния окружающей среды и природных ресурсов на подведомственной территории и д. р.
Перечисленные направления деятельности органов местного самоуправления осуществляются посредством принятия нормативных правовых актов.
Самый низкий уровень актов – локальные нормативные акты, принимаемые на предприятиях. Выделяют локальные акты общего характера и специальные акты.
Акты общего характера – коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка.
Специальные акты – планы организационно-технических мероприятий по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и д. р. Действие эколого-правовых нор, содержащихся в локальных нормативных актах, ограниченно рамками предприятия и иного формирования.