Понятия и виды трудовых споров

Трудовой спор - Это разногласия об осуществлении или установлении субъективных прав, разрешаемых юрисдикции. Органами в соответствии с законом. Тр. сп. Называют поступившие на разрешение юр. органа разногласия субъектов тр. права по вопросам применения тр. законодательства или об установлении новых условий труда. Условия возникновения - Это обстоятельства, кот. непосредственно или опосредованно влияют на тр. отношения, вызывая нерегулируемые разногласия между работниками и работодателем. Условия могут быть двух видов: производственного характера и правового. Причины тр. споров - это те негативные факторы, кот. вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективен.

Трудового права или исполнении тр. обязанности. Причиной могут являть два фактора: 1. отставание индивидуального сознания общественного, отклонения от норм общественной морали. (у руководителей в бюрократизме, работники в прогулах, пьяное состояние, групповой эгоизм.)2. незнание или плохое знание тр. законодательства как отдельными руководителями организаций, так и многими работниками, т. е. низкая правовая культура. Руководитель плохо знает тр. законодательство и незаконно увольняет работника и т. д. Обе причины нередко объединяются в действиях одного должностного лица, что обостряет спор. Вид труд. спора- определить его подведомственность, порядок его разрешения. Классифицируются они по трем основаниям: По спорящему субъекту: На индивидуальные и коллективные. Споры о переводе, повышении, увольнении - это индивидуальные, в них оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его интересы; а споры профоргана или тр. коллектива с администрацией - это коллективные, в них защищаются и самоуправление тр. коллективов и жизненные интересы. Они возникают из трех правоотношений: 1. правоотношение Коллектива с администрацией, включая вышестоящий орган; 2. из правоотношения профоргана с администрацией;3. из новых появившихся в последние годы, социально-партнерские правоотношений представителей работников на федеральном, отраслевом и др. уровнях. По характеру спора: на два вида: 1. споры о применении норм тр. законодательства, установленных им, коллективным или труд. Договорами о правах и обязанностях, они возникают из всех правоотношений сферы тр. пр. В таких спорах защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профкома.2. споры об установлении новых или изменении существующих соц эконом. условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Они возникают из 4 правоотношений: из трудового - об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда (новых графика отпусков); из правоотношения профоргана с администрацией ( о распределении жилья); из правоотношения тр. кол-ва (его органов) с администрацией; профсоюзов как представителей работников с представителями работодателей на различных уровнях социально-партнерских отношениях. По правоотношениям из кот. может возникнуть спор: из трудовых правоотношений (их большинство); из правоотношения по трудоустройству; по надзору и контролю за соблюдением тр. законодательства охраны; по подготовке кадров и повышению квалификации; по возмещению материального ущерба работникам предприятия; по возмещению предприятием вреда работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права на труд; профоргана с администрацией по вопросам труда, быта, культуры; тр. коллектива с администрацией; из социально-партернских отношений на всех уровнях. Классификация необходима, что определить кому подведомственен этот спор.