Вопрос 23

В обыденном представлении понятие “культура” существует прежде всего как показатель образованности, воспитанности, следование нормам этикета и как система культурных институтов и учреждений (театров, библиотек, музеев и т. п.), с третьей. Однако во вненаучных взглядах на культуру происходит смешение и подмена понятий. В них объединяются понятие “культурность”, область социального бытования культуры и т. п. Одно из самых первых научных определений культуры было основано на разграничении сферы природы и сферы культуры. Под первой понимали мир, существовавший и существующий вне желаний, воли, деятельности человека, тогда как вторая сфера возникает и существует благодаря и в связи с человеком, будучи созданной им искусственно. В современной науке отношения между природой и культурой носят более сложный, не столь прямолинейный характер, и зависимость развития культуры от антропогенного фактора ставится под сомнение. В античную эпоху сформировался ряд понятий, так или иначе связанных с современным пониманием культуры. “пайдейя”- воспитание и образование. Калокагатия, обозначавшая человека красивого, т. е. гармонично развитого в физическом отношении и обладающего внутренней духовной красотой, а также твердого умственно. Собственно слово “культура” возникает в древнеримскую эпоху. Этимологически слово “культура” восходит к латинскому colere, означавшему “возделывание, обработка”, в более поздней форме которого - cultus - появляется новое значение “почитание”. Новое, расширенное понимание слова “культура” встречается у римского оратора и философа Цицерона, который видел в термине “культура” смысл cultura animi, т. е. “возделывание, воспитание души”. Классическое понимание смысла этого термина сформировалось в эпоху Просвещения и стало синонимом интеллектуального, нравственного, эстетического, то есть разумного, совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. В этом значении понятие “культура” смыкалось с понятием “цивилизация”. Современное понимание культуры в целом отлично от обозначенного выше классического подхода и определяется как неклассическое. Родоначальниками такого взгляда на культуру, с известными оговорками, можно назвать романтиков и представителей “философии жизни” (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Романтики впервые отошли от понимания всеобщего и абстрактно-разумного характера культуры, перенеся акцент на индивидуальные формы проявления и существования культуры. В современной науке не существует целостного и универсального понимания феномена культуры. Определений понятия “культура” на сегодняшний момент их около 400. Этнографический. Эдуард Тайлор Культура - как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев, верований, привычек, присущих человеку как члену общества. Деятельностный. Э. Маркарян видит в культуре (внебиологически выработанный способ деятельности(. Аксиологический, или Ценностный. Культура как система материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за свою историю. Социологический. Здесь культура предстает как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях. Психоаналитический. Культура есть узаконенная система норм, запретов, табу, окружающих человека в обществе, определяющих его жизнь и отделяющих его от собственной животной природы. Идеалистический. Культура как высшее проявление человеческого духа. “Реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств” (М. Хайдеггер). Имагинативный (imaginatio - воображение). Я. Голосовкер в работе “Имагинативный абсолют” полагает, что культура есть высший человеческий инстинкт, удовлетворяющий неполноценно реализованные потребности человека с помощью иной, имагинативной, воображаемой реальности, иначе говоря, посредством создания иллюзий. В рамках культурологической науки особый интерес представляют два блока определений, которые сводятся к пониманию феномена культуры. Первый блок, который условно можно назвать “феноменологическим”, фиксирует дуальную (двойственную) природу культурных явлений, обращая внимание на то, что любой элемент культуры с необходимостью становится результатом отношения субъективности человека к миру объективных реальностей. Второй блок определений констатирует двойственную природу культуры, выявляет в качестве сущностной черты ее духовность. С этой точки зрения, более понятной становится оппозиция культуры и цивилизации, вновь приобретают смысл понятия “варварства” и “бескультурья”, восстанавливается в своих правах категория “творчества”.