Вопрос 28

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Строгой разграничительной линии между мифологией и религией нет. Многие ученые полагают, что уже самые древние мифы можно считать первой исторической формой религии. Штернберг выделял 3 ступени развития религии в первобытные времена. АНИМАТИЗМ - вера в одушевленность природы, вера в духов и богов, Анимизм – вера в существование души, как особого, бестелесного начала, которое может отделяться от тела и сохраняться после его смерти. Другие ученые предпочитают не называть древнюю мифологию религией., полагая, что этого имени заслуживают только развернутые и систематизированные мифологические системы. О древнегреческой и древнеримской мифологии говорят как о религии. В Европейской традиции мифологические верования в существование многих богов чаще всего характеризуют как примитивную, языческую культуру.

В первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни, а совершение культовых обрядов еще не выделялось в самостоятельный вид деятельности. По мере усложнения общественной жизни начинают выделяться специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы ит. д.

Основные элементы религии – 1.Вера в бога или богов. 2. Эмоциональное отношение к Богу. ( сходство человека и Бога делает возможнымобщение с ним). 3. Вероучение – священные тексты, в которых излагается содержание религиозного верования). 4.Религиозный культ(поклонение Богу выражается в посвященных ему обычаях и ритуалах). 5. Организация верующих. (связь верующих в Бога индивидов в организации).

Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций.

Мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Компенсаторная функция состоит в религиозном восполнении действительности, религиозном утешении, важное значение этой функции заключается в ее психологическом аспекте, который отчетливо проявляется в молитве и покаянии, дающим возможность почувствовать не подавленность, а состояние облегчения; Интегративная функция религии заключается в том, что религия может способствовать стабильности общества, суммируя поведение и деятельность отдельных его членов, объединяя их мысли, чувства и стремления, направляя усилия социальных групп; Дезинтегрирующая Выступая в качестве источника социокультурного единения на базе тех или иных ценностей, нормативных установок, вероучения, культа и организации, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформировавшимся на базе другой ценностно-нормативной системы, вероучения, культа и организации. Регулятивная функция: религиозные идея, установки, культурная деятельность в религиозной организации выступают в качестве регуляторов поведения людей: эту функцию религия способна выполнять, потому что она аккумулировала в себе нравственный опыт многих поколений; Коммуникативная функция: религия служит средством общения, которое проявляется в двух аспектах (общение с Богом, общение друг с другом); Функция помощи - вера помогает человеку преодолеть внутренний дискомфорт, пережить горестные моменты жизни и т. д.