Вопрос 33

Наука — это сфера человеческой деятельности, целью и содержанием которой является познание мира как единой системы на основе экспериментов и рациональных суждений.

Наука зарождается в недрах мифологического сознания и в дальнейшем процессе развития культуры отделяется от него. В ходе исторической эволюции претерпевает изменения и принимает современный облик. Формирование науки начался в глубокой древности и завершился к 16-17 веку. 1. С 1 тыс. до н. э. до 16 века. Период преднауки, возникают первые философские представления о природе. 2. 16-17 век. Эпоха научной революции, заложены основы современного естествознания, обретает собственную методологию, оформляется как особая самостоятельная область деятельности. 3.18-19 века. Классическая, образуется множество отдельных научных дисциплин, создаются фундаментальные теории в различных науках. 4.20 век – Постклассическая, на пороге века – научная революция.

ТИПЫ науки – естественные и общественные. Е. изучают природу двумя видами знаний – эмпирическим, которое добывается в опыте, и теоретическим – которое строится умственным путем. О. изучают человеческое общество, технические появились в 18 веке, так как до этого знания только накапливались, математические – рассматриваются не конкретные явления и процессы, а абстрактные мыслительные образования.

Социокультурные ориентиры – истина – главная качественная характеристика. Польза – главная цель.

Наука — это стихия человеческой активности и свободы. Французский философ Ж.-П. Сартр неоднократно подчеркивал мысль о том, что человек должен быть свободным для того, чтобы этой свободой «сделать себя». Добавим, что не только себя, но и свое дело. Вместе с тем научная деятельность, как и всякая другая, имеет определенные нравственные нормы, допускающие, что для ученого в его научном поиске является приемлемым, а что нет.

Проблема нравственной ответственности ученого за свою деятельность имеет глубокие исторические корни. Но именно сегодня в силу огромного влияния науки на все сферы жизни людей, на их элементарное выживание эта ответственность многократно усиливается. Деятельность современного ученого должна соизмеряться с принципами гуманизма и нормами общечеловеческой морали.