Вопрос 34

. Техника выходит за пределы пространства культуры. Конечно, ни человек, ни общество, ни человеческая деятельность, ни техника без культуры не мыслимы и невозможны. Техника продолжается культурой и постоянно получает из пространства культуры стимулы для развития. Во-первых, культура определяет цели, ради которых люди обращаются к технике, применяют и совершенствует ее, во-вторых, культура хранит и накапливает знания, необходимые для создания и совершенствования техники.

Она образует культурную среду обитания человека – ту искусственную, артефактную,, вторую природу,, .Она представляет собою средство приложения достижений культуры, она создает инструментарий культуры – средства и способы деятельности в сфере культуры, она выступает как культурный код – как одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации.

Социокультурные черты техники 1.она есть средство преобразования среды, природы и самого человека. Эта черта нашла отражение еще в мифотворчестве.( Прометей, Дедал и Икар, строительство Вавилонской башни) 2.выступает посредником между человеком и природой, задающим тип отношения между ними (христианская концепция природы как пассивного объекта использования и воздействия). 3.она есть средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники.
Как социокультурная ценность техника может рассматриваться, по крайней мере, в трех аспектах: 1) как объект — это приборы, инструменты, машины, имеющие определенную значимость для жизнедеятельности человека, сберегающие его ресурсы; 2) Как знание (техническое) — умения, правила, теории; 3) Как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования, результатом которого является увеличение предметного, вещного мира. По сути, техника как процесс составляет основу искусственной среды, создаваемой человеком, основу ноосферы.
Социокультурный смысл техники как степени развития человека (личности) состоит в том, что, во-первых, техника расширяет человеческие возможности, создает условия для развития его способностей, а во-вторых, служит средством реализации природных задатков.

Изучением столь сложного многоаспектного феномена, как техника, занимаются различные науки (не только технические, но и общественные – история, культурология, социалогия).Представление складывается под влиянием культурных традиций и парадигм, в свете которых воспринимаются, трактуются и оцениваются факты личного жизненного опыта.

В первобытной культуре техника в духе мифологического мышления наделялась магическими свойствами. В античные времена люди стали смотреть на технику как на творение разума. Для античной культуры было характерно преклонение перед его волшебной силой. В религиозной культуре средневековья техника предстала как одно из установленных по замыслу Бога условий человеческого бытия. Эпоха Возрождения дала мощный толчок не только развитию исскуства, но и прогрессу в области техники.

В духовной атмосфере западноевропейской культуры 19-в. зарождается зловещий образ техники как враждебной людям силы. В Россию, где крестьянство до 20 в. составляло основную массу населения, народный образ техники формировался как отражение нехитрых хозяйственных и бытовых приспособлений. С эпохи Петр 1 развитие промышленности в России сопровождалось ввозом западной машинной техники.

Уже в 19в. и в западной, и в русской дореволюционной культуре развивается борьба двух тенденций техницизма(технофилии) и антитехницизма (технофобии).Техницизм изображает технику как благо, антитехницизм – как зло. Эти два противоположных образа техники сосуществуют в мировой культуре и поныне, выражаясь в общественном мнении, в искусстве и философии.