Вопрос 4

Средневековье сохранило многие достижения античной культуры. При этом политеизму античности оно противопоставило монотеизм, интересу к природному миру - духовность, гедонизму – аскетизм, познанию мира с помощью разума – книжное знание, опирающееся на Библию. Смысл мира заключается отныне только в Боге, а сам мир видится хранилищем символов. Впервые появилось представление о предметах и явлениях мира как о текстах, развившееся в 20 веке до символических теорий культуры. Культура предстает перед человеком как необходимость возделывания собственных способностей. Основная цель культуры – воспитание потребности искать внешнюю поддержку в жизни, стремление опереться на кого-нибудь. Цель жизни – не познание самого себя, а познание Бога, осознание того духовного родства, в котором человек находится с ним. Культура – не воспитание меры, гармонии и порядка, а преодоление ограниченности человека, культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, ее постоянное духовное совершенствование. Вместо циклического представления о времени – Стрела времени Августина Аврелия, движение истории от начала до конца. Появляется понятие исторического прогресса, усложнения культуры, ее развития от низших форм к высшим. Критерием прогресса становится соответствие культуры высшим моральным ценностям. Рождение европоцентризма (идея исключительности).

Возрождение – отношение к человеку как к гармонично развитой личности. Рождение гуманизма – веры в силы и способности человека, он такой же творец как и Бог. В мировоззрение вновь проникает идея о человеке как творце культуры. Культура – это сущностная характеристика человека. Возвращается к рационализму, к признанию факта духовной самостоятельности человека. Отныне человек судит о мире на основании собственного понимания и разумения. Разум становится главной ценностью культуры