Вопрос 40

Американский социолог Олвин Тоффлер является автором одного из вариантов концепции постиндустриального общества, видит прямую взаимосвязь между развитием техники и образом жизни, ее ценностями. Уровень технического развития обусловливает тип общества и культуры, причем эта зависимость имеет волнообразный характер. Всего исторически существовало 2 волны, которым соответствовали первой - аграрная, а второй - индустриальная цивилизации. В настоящее время человечество переходит к новой технологической революции, третьей волне, ведущей к созданию сверхиндустриальной цивилизации. третья волна, охватывающая современную жизнь, берет начало в 1950-х гг. с рождения постиндустриальной, высокотехнологичной, информационной экономики и уносит человечество от него в бесконечность технологического творчества индивидуумов., .Индустриализм – цивилизация со старым типом техники и особым образом жизни, характеризующимся централизацией, гигантизмом, массовидностью (единообразием) , сопровождающимися угнетением, убожеством экологическим упадком. Новые технологии должны вытеснить характерную для индустриализма парадигму господства над природой. В будущем необходимо отказаться от узкоутилитарного понимания производства, создания ценностей за пределами рынка и т. п.

В работе,,Футурошок,, Тоффлер утверждает, что ускорение социальных и технологических изменений создает все больше адаптационных трудностей, приводящих к шоку как отдельного индивида, так и общество в целом. В подобных соцкультурных условиях основным принципом во всех сферах общественной жизни становится плюрализм. Данные идеи были углублены в работе,,Третья волна,, ,где автор приходил к выводу, что современное общество может выжить в неизбежных катаклизмах, только если перейдет к новым формам общественной жизни на основе нового уровня равенства, участия в принятии политических решений и социального многообразия.

Фукуяма, френсис– американский политолог и социолог, автор либеральных концепций о перспективах развития современного общества. В 1979 начал В 1989 вышла его знаменитая статья Конец истории?. Позже на ее основе Фукуяма издал книгу Конец истории и последний человек (1992). Он доказывал, что «у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив», либеральная идеология западного общества окончательно победила всех своих соперников на поле битвы идей. Концепция «конца истории» вызвала бурную дискуссию среди обществоведов всего мира, продолжающуюся до наших дней. Приветствуя эволюцию политических и экономических институтов по направлению к современной либеральной демократии, он, однако, не склонен восхвалять все те процессы, которые сопутствуют этому движению. он подчеркнул, что с середины 1960-х в развитых странах резко усилились негативные явления, вызванные дезорганизацией семейных отношений, ростом преступности и падением доверия между людьми. Происходит резкое повышение уровня преступлений всех видов, растут бродяжничество, пьянство и т. п. Что касается института семьи, то и здесь наблюдается резкое падение рождаемости, постоянно растет уровень разводов, а так же процент детей, рожденных вне брака. Самое главное, по мнению Фукуямы – рост недоверия между людьми, одновременный упадок доверия к общественным институтам и друг к другу. Ахиллесова пята революционных процессов развития, считает он – это отставание неформальных культурных ценностей и норм от новых требований. Концепция Фукуямы, казалось бы, глубоко пессимистична: современное общество поражено тяжелой болезнью, путь назад невозможен, а путь вперед может быть связан с дальнейшим обострением проблем. Однако американский социолог оптимистичен в своих прогнозах. Культурный прогресс, как он утверждает, основан на самоорганизации – «социальный порядок, однажды подорванный, стремится переустроиться заново».