Вопрос 43

ПАРТИКУЛЯРИЗМ - (< лат. parlicularis — частичный, частный) — в культуре — способ рассмотрения элементов социокультур. жизни как ситуативных, своеобразных, уникальных.

Европоцентризм — культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно к-рой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. Возвеличение Запада прослеживается в европ. сознании на протяжении столетий. Крестовые походы и путешествия, Великие геогр. открытия, захват новооткрытых земель и жестокие колониальные войны — все это воплощенные в реальных истор. деяниях проявления европоцентрист. точки зрения. Согласно ей, Европа, Запад с их истор. укладом, политикой, религией, культурой, искусством представляют собой единств, и безоговорочную ценность, противостоящую «неправильности» и «неразвитости» вост. мира.

Американоцентризм — одна из разновидностей европоцентризма, рассматривающая Америку как цитадель новой культуры. Осмысление культурных связей между Европой и Америкой имеет в философии давние традиции; реальные социально-истор. особенности судьбы амер. нации позволяли говорить о своеобразии США. Нек-рые философы усматривали в переменах, происходивших на амер. континенте, прообраз принципиально иной цивилизации, опережающей европейскую и ценностно несоизмеримую с ней. Философы Нового Света, в согласии с этой установкой, развивали мессианские идеи, представляя Америку «спасительницей» старой Европы, якобы исчерпавшей свою духовность. Исторически амер. нац. сознание включало в себя глубокую веру в исключительность происхождения и судеб развития страны: американцы — новый народ, сформировавшийся из тех, кто искал и обрел свободу в Новом Свете, обладающий своего рода миссионерским предназначением. Своеобразие этой культуры — в особой приверженности идее техн. прогресса, динамизма, преобразования. В рамках американоцентристской концепции Европа и др. страны мира рассматриваются в осн. как плацдарм для укоренения амер. цивилизации.

Афроцентризм - теория, направленная на ценностное возвышение африканской культуры. Получил распространение после крушения колониальной системы. Сформировался на базе идеологии негритюда, учения о всевластии негритянской расы. Сторонники А. утверждали, что многовековое господство Европы должно смениться верховенством Африки. Теоретики А. разрабатывали модель европейского человека только как негативную, противостоящую ценностям африканской культуры, С т. з. культурологии наибольшую ценность представляют не идеологические, а культурно-сравнительные аспекты А. и выявление специфики африканской культуры. Приверженцы А. указывают, что для негра на первом месте всегда форма и цвет, звук и ритм, запах и прикосновение. Такое мироощущение противопоставляется западно-рационалистическому, ориентированному не на слияние с природой, а на ее покорение. Сторонники А. полагают, что европейская культура постепенно приходит к тем открытиям, которые давно питали африканскую культуру. Эмоциональное отношение к миру определяет все культурные ценности афр. негра: религию, социальные структуры, искусство и лит-ру.

УНИВЕРСАЛИЗМ - всесторонность, многосторонность, всеохватывающее знание; стремление к целостности, форма мышления, которая рассматривает универсум как целое и пытается из этого довлеющего над всем целого объяснить, понять и вывести единичное. Представители этой концепции, несмотря на многообразие культур, полагают, что существует единая линия, единая магистраль общечеловеческой культуры. Универсализм тесно связан с формированием ист. мышления.