Массовая культура — своеобразный феномен социальной дифференциации совр. культуры. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений М. к. встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная М. к. зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обв в национальные, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиц. обыденной культуры доиндустриального типа, развития техн. средств тиражирования и трансляции информации и т. п. Особое место в жизни совр. сооб-в М. к. заняла в рез-те процессов социокультурной модернизации вт. пол. 20 в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информ.) этапу технол. развития.
На стадии сложения нац. культур возникает необходимость в радикальной институционализации и универсализации содержания транслируемого социального опыта, ценностных ориентаций, Это в свою очередь потребовало создания канала трансляции социально значимой информации максимально широким слоям населения, смысловой адаптации и «перевода» этой информации с языка специализированных областей познания и социокультурной практики на языки обыденного понимания неподготовленных к тому людей, а также манипулирования сознанием массового потребителя в интересах «производителя» этой информации. Реализатором такого рода задач и стала М. к.
Основные направления и проявления совр. М. к.
— индустрия «субкультуры детства»— массовая общеобразоват. школа, — средства массовой информации — система нац. (гос.) идеологии и пропаганды,— массовая социальная мифология (национал-шовинизм) — массовые полит, движения, — система организации и стимулирования массового потребит, спроса,— индустрия формирования имиджа и «улучшения» физич. данных индивида,— индустрия досуга, включающая в себя массовую худож. культуру
Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула Э. К. — «искусство для искусства». Э. К. создается не всем народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными, короче, гуманитариями. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный или авангардный характер. В нем пробуются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда точные сроки — 50 лет. С таким запозданием образцы высшей художественности опережают свое время.