Вопрос 9

Немецким романтикам принадлежит разработка проблемы соотношения отдельных нацкультур, впервые поставленная Гердером, и рассмотрение общечеловеческой культуры как наднационального, надисторического целого. Они подчеркивали, что длякультуры важно развитие не одного только разума, но необходимость универсального синтеза, основой которого должно стать искусство. Именно эстетическое начало культуры выдвигалось на первый план Шеллингом, бртьями Шлегелями. Они считали, что именно художественная деятельность стала средством преодоления животного, естественного начала в людях. Разумному и нравственному человеку просветителей противопоставили мощь человека-художника, человека - творца. Фридрих Шиллер снял обозначенные в трудах предшественников противоречия между природным и чувственным началом с одной стороны, и моральным началом с другой. Культура состоит в гармонии и примирении физической и нравственной природы человека. В рамках своей концепции Шиллер предложил типологию культур, согласно которой выделяются 2 типа культур – наивные и сентиментальные. В первой человек существует в единстве природного и искусственного, не отгораживается от мира, а пребывает в нем как его часть. В сентиментальной культуре человек существует в разорванном состоянии между природным и искусственным, между прошлым и будущим. Каждому типу культуры соответствует свой тип личности. Шиллер предполагает создание всесторонне развитой личности, нацеленоой на будущее, постоянно переоценивающей свою культуру, с открытым типом сознания. Центральным понятием эстетической и культурологической теории Шиллера стало понятие «игра». Игра предполагает освобождение от нужд реальности, от физического и нравственного принуждения, от гнета собственных потребностей и страстного принуждения; она есть свободная незаинтересованная деятельность, свободное применение душевных сил человека. Освобождаясь от давления обстоятельств и интересов, от «природы», человек вступает в царство игры как эстетической видимости. Это и есть его вхождение в культуру. Теория культуры выстраивается Шиллером по модели искусства, понятного как игра. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий, его перехода в отчужденное состояние инобытия - в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального "объективного духа" (право, мораль и "нравственность" - семья, гражданское общество, государство) и "абсолютного духа" (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). В его системе абсолютного идеализма термин «культура» (хотя Гегель им и пользовался) не обрел сущностного категориального статуса, гораздо более важным и фундаментальным, отчасти покрывающим его по объему и содержанию, стало понятие «объективный дух». В представлении Гегеля разум, мышление как субстанция, свободно породив собственное инобытие в форме природы и пройдя через «субъективный дух», воплощается в «объективном духе», т. е. объективируется в общественных формах: праве, морали, семье, гражданском обществе и государстве. Центральными категориями, характеризующими процесс объективации и его механизмы, Гегель выдвинул понятия «опредмечивание», «овнешнение», «отчуждение», объемлющие всю предметную деятельность людей. В формах «абсолютного духа» — искусстве, религии и, наконец, философии — дух возвращается к самому себе, снимает собственную предметность и постигает себя в абсолютной истине.