1. Французский классицизм и его эстетика

Литература Европы нового времени исчисляется уже не по эпохам. Периодизация по столетиям, учитываются и национальные признаки. Литература нового времени развивается несколько иначе, в ней появляются определенные общности произведений. Проблем, жанров, существует довольно долго, как правило от полувека и больше, они называются литературными метолами(понятие, связанное с развитием литературы). Самый ранний метод – классицизм (от лат. образцовый). Просуществовал в Европе долго, но сложился не одновременно. Во Франции возник в середине 17 века, в 1640-х гг., а в 18 веке некоторые признаки классицизма сохранились, но меняется смысловая концепция и классицизм во Франции сменяется просвещением. А в это время (середина 18 века) после Петровской империи появляется русский классицизм, в 1740-х гг. в Германии, где не было идеи монархии, а была идея национального объединения, она и стала социальной доминантой в развитии классицизма.

Французский классицизм наиболее показателен, полно выявляет 3 составляющих понятия «Метод»:

1.историко-хронологическая (представление о прогрессивности абсолютной власти монарха)

2.господствующее мировоззрение, общие представления, связанные с эпохой – идея рационализма в 17 в. во Франции (по мнению людей той эпохи, разум всевластен, всемогущ)

3.литературная практика – те произведения, которые создаются за время существования классицизма, на нее оказываю влияние и господствующее мировоззрение и социальная идея

Классицизму свойственна классификация по принципу бинарной оппозиции: высокое и низкое. Жесткий рационализм приводит к тому, что эти две составляющие существуют отдельно друг от друга (взаимодействие не предполагалось).

Назначение литература классицисты видели прежде всего в том, чтобы создать у читателя непротиворечивое ощущение действительности, такая цель вела к созидательности, дидактизму.

Высокое ассоциировалось с представлениями о полноте королевской власти, которую не разделяли люди, жившие во Франции 17 века, с идеями государства. Сами владыки не стремились разделить себя и государство. Людовик 14 (2 половина 17 в.) присвоил себе титул «короля солнца», «Государство – это я», эта теория привела в тупик и при его внуке Людовике 5 случилась французская революция.

Такое представление о высоком привело к созданию высоких жанров, в которых утверждалась идея абсолютной власти – эпопея в повествовательном или эпическом роде, трагедия в драматургии, ода в лирике (прославление короля, его могущества). Жизнь обычного человека (дворяне, буржуа) могла попасть только в сферу низких жанров: ироикомическая поэма в эпосе, комедия в драматургии, сатира в лирике.

В 17 веке во Франции расцвет басни – нравоучительный жанр, обличающий пороки. Самым ярким представителем является Жан Лафонтен (его сюжеты заимствовал, но сильно переделывал Крылов).