Произведение Свифта создается не сразу. Сначала появляются первые две части. Между первыми двумя книгами и 2 частью романа прошло достаточно много времени и пессимистические взгляды Свифта укрепились и развились. Свифта занимают отношения человека и общества, а не природа, как у Дефо. По мере того, как Свифт работает над романом, его представления об обществе становятся все более нетерпимыми. В разных частях негативное отношение к человеку оказывается разным. Для современников первая книга романа была политическим памфлетом. Сатира – обличение придворных нравов, мелочности интересов, политика правящего монарха, фаворизм (выборы, причины войны в лилипутии). Последовательная опора на литоту и явное обращение к некоторым приемам, свойственным Рабле. Человек–гигант – человек здравомыслящий и добрый среди кучки копошащихся, мелких и злых карликов. 2 часть - утопия государства, характерный образ просвещенного монарха, связанный с принципами просвещения. Король заботится о процветании своей страны. В доме для младшего ребенка есть кормилица (имеют возможность для этого), девочка учит языку Гулливера. Гулливер должен доказать великанам, что он разумное существо, и он решает эту проблему успешно, хотя и с большими трудностями. Он читает, играет на рояле. Но в стране великанов его постоянно подстерегают опасности. Они связаны с масштабом окружающего мира. Символ необыкновенного могущества природы (поединок с осой, орел поднимает его дом). Есть один враг в силу зависти - карлик (утерял свое первенство), он озлоблен, и все время пытается избавиться от соперника.
Страна Лапута – эта часть романа интересна потому, что в ней выказывается презрение к человеческому разуму и его возможностям через серию остроумных примеров: образ лапутян умных – они не нисходят до общения, академия Лапуты. В Лапуте ученые заняты не капитальными идеями, а решением достаточно прагматичных задач, они разрабатывают проекты – строение домов с крыши, вспахивание земель с помощью свиней, но практическое применение не рассматривается. Глобальный отказ от разумности. В последней части, когда герой попадает в страну гуингм – мы наблюдаем абсолютное неприятие человека, что связано с образом йеху. Наблюдая за йеху, главный герой приходит к мысли о том, то более мерзкого и грязного существа как человек быть не может. Абсолютная человеконенависть. Остаток жизни он проводит в изоляции.