Одновременно возникает в Англии, Франции, Германии. Это 1790-й год. А в начале XIX века романтизм появляется в России, Америке и в странах, не обладавших государством самостоятельно, но эти произведения написаны на национальных языках. Польшу разделили. Восток – Российская империя, Юго-Восток – Австро-Венгрия, Запад – Пруссия. В 20-30-е годы появились поэты-романтики. Адам Мицкевич и Юлиуш Словацкий. Конец 20-30-х ознаменовало творчество венгерского поэта Шандора Пётефи. Американские авторы Ирвин Вашингтон, Джеймс Финимор Купер, Эдгар По.
Романтизм – литературный метод, второй после классицизма и во многом противоположный, контрастный, но он, так же как и классицизм, нормативный метод. У него есть жёсткая теория, и есть романтический стиль. Стиль в литературе не только характер словесного выражения, но и отбор и компоновка героев, жанровые предпочтения, выстраивание сюжетно-фабульных отношений. Стиль в романтизме настолько внутренне однородный, что у любого романтика эти общие вещи преобладают над индивидуальным стилем.
Романтизм – метод, поэтому должен существовать долго, но на самом деле это не так. Появившись в конце XVIII века в 1810-е годы романтизм становится господствующим методом в европейской, американской, русской литературе. 1810-1839-е годы до сорокового – расцвет романтизма. С 40-х романтизм очень резко идёт на спад. И в середине века его вытесняет реализм.
Авторы, тяготеющие к романтическим ценностям, продолжают создавать свои произведения даже после того, как романтизм пережил свой расцвет (Ж. Санд, В. Гюго).
Романтизм появляется тогда, когда французская буржуазная революция, прошедшая под лозунгами, выдвинутыми эпохой просвещения (свобода, равенство, братство), Выявило несостоятельность этих важных ценностей.
Где прошли войска Наполеона, исчезло крепостное право, третье сословие уравняли в гражданских правах, что дало стимул к развитию капитализма, прокатилась волна радикальных движений: борьба за освобождение Греции от турок, революция в Испании (установилась республика), - но эти движения не закрепились: монархия в Испании восстановлена, освобождение к грекам пришло позже.
На волне этих освободительных движений возникло представление о новой эре, о быстрой смене событий и явлений.
Битва при Ватерлоо. На дальнейшее развитие истории повлияла случайность: в ночь перед боем пошёл дождь.
Лозунги Французской революции на поверку оказались несостоятельными. Эти просветительные идей о том, что люди имеют равные возможности, практика Французской революции оспорила. Встал вопрос, как жить дальше. Оказалось, что единственное, на что можно рассчитывать – исключительная, сильная человеческая личность. Мир раскололся надвое: личность и толпа. Менялись критерии, подходы. В классицизме главное деление по линии: высокое-низкое. В пределах нет личности. Романтизм вывел на первый план поэтическое и прозаическое, где поэтическое соотносится с личностью, а прозаическое с толпой. И между тем и другим постоянный конфликт. И это приводило к резким сдвигам. Романтизм оказался антиклассицизмом. Главный приём в романтических произведениях – контраст, противопоставление. Контраст может реализовываться на уровне выбора объекта (темы) и на уровне единичного персонажа. В классицизме герой высокий был добродетельным, а герой низкий – порочен. Романтики напротив: часто человеческую индивидуальность рисовали как совмещающую полярные противоположности (Квазимодо «Собор…»). Романтические герои могут быть какими угодно. Их сущность не связана с нравственным, эстетическим выбором, с представлениями о добре и зле. Романтический герой может быть и ангельски добродетельным и дьявольски преступным. Может быть вождём борцов за славой, а может быть разбойником, сластолюбцем. Главное, чтобы был мощным, не такой как все, исключительный. Контраст – его обыденное окружение.
В Германии была важна фигура творческого человека, поэта, мечтателя.
Контрастный фон интересно разработан в романе Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Роман снабжён предисловием, в котором объясняется его структура. Рукопись была связана с тем, что Мурр выучился писать и оставил свои записки, т. к. считал, что его мнение важно. Хозяин не любил, чтобы трогали его бумагу, поэтому кот брал бумагу с нижней полки – рукопись. Кот Мурр писал на оборотах. Крейслер (музыкант) – характерная фигура романтического героя. Он творец. Остро ощущает свою талантливость, одарённость, а с другой стороны свою невостребованность, ему больно видеть, что его музыка не нужна. Он видит судьбу своей юной ученицы Юлии. Её мать тщеславная и самовлюблённая. Она делает судьбу дочери для удовлетворения своих тщеславных намерений. Юлия – придворная дама. У герцога есть тупой, некрасивый сын. Мать хочет их поженить, т. к. тогда она станет родственницей герцога. И это сменяется рассуждениями кота Мурра. Он вспоминает, как его подобрал добрый человек и Мурр наблюдает, как человек каждый вечер садится за стол и работает. Дальше делится своими мыслями, пишет о том, что на крыше встретил пятнистую кошку, которая рассказала ему свою печальную историю. «Люби себя больше всех на свете» - житейское представление кота Мурра.
Романтизм резко меняет представление о жанрах. Ведущим родом в классицистской литературе было драматическое произведение. Весь романтизм идёт под знаком лиризма. Появляется особая форма – исповедь. Это форма самораскрытия героя. Часто герой оказывается двойником автора. В эпоху романтизма расцветает лирика. Появляется жанр байронической поэмы. Романтики первыми обращаются к фольклору и историческому роману. Романтики мыслили нацию, как некую сверхличность, обладающую неповторимостью, поэтому их волновало национальное самосознание, культура и в прошлом романтики пытались уловить эту сверхличность.
В сказках братьев Гримм чувствуется немецкая прагматичность. Часто вознаграждается трудолюбие и добродетель.
Вальтер Скотт. Романы были разные: 1) Элементы древнего средневековья (Айвенго, Талисман). 2) Романы из эпохи Людовика XI (Квентин Дорвард). 3) Романы. Раскрывающие английскую историю и борьбу Шотландии и Англии.
Виктор Гюго – исторические романы (Собор Парижской Богоматери; Человек, который смеётся).
Важна атмосфера, которую создают в своих произведениях романтики. Романтическую среду выбирают экзотическую. Это экзотика историческая или географическая. Романтиков не интересует обыденная жизнь.
Французский писатель Шатобриан пишет повесть «Атала», действие которого происходит в США. Героиня дочь индианки и белого человека. Главное действие – путешествие индианки и белого человека через непролазные чащи. Байрон «Восточные поэмы». Действие происходит в Албании, Турции, Греции, Италии.
Пушкин «Южные поэмы» - Крым, Кавказ, Бессарабия.
Экзотические ситуации: бури, извержения вулкана, снегопады, тюрьма. Часто контраст – существование волшебного мира.
Романтизм интересен потому, что не решает историко-социальных задач, а обращён к вечным проблемам подобно тем, которые ставил Гёте в Фаусте: что такое жизнь? Что такое любовь и ненависть? Что такое справедливость и несправедливость? Где место человека в жизни?
Вопросы абстрактные и в то же время личные.
22. Сопоставительный анализ эстетики романтизма и классицизма
Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни. Классицисты же обращались к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.
Классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое, романтизм по прямой ничего не делит.
В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего романтического движения. В основе классицизма лежат идеи рационализма (т. е. основа познаний и действий - разум). Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.
Романтический герой - это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: до столкновения с реальностью и после столкновения с реальностью (он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он становится скептиком, пессимистом). При четком понимании, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям. Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своём идеально вечном облике, он - особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности; он - торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни.
Все романтические произведения отличают характерные признаки: 1) в каждом романтическом произведении нет дистанции между героем и автором. 2) автор героя не судит, но даже если о нем говорится что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват.
Признаки классицистической литературы: 1) единство времени. 2) единство места. 3) единство тона (не смешивать комическое и трагическое).
Сюжет в романтическом произведении, как правило, романтический. Так же романтики выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы, катаклизмы. Сюжеты в классицистическом произведении брали из античной литературы или из древней истории.
23. Идеи и открытие романтизма, что романтики привнесли в жизнь
Романтизм — явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой — презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй — признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.
Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий.
Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни — науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:
Первый — в нем мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен оптимизм, возвышенные чувства.
Второй — в нем человеческая субъективность рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.
Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм.
Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений.