Гюстав Флобер известен как автор прежде всего романа «Госпожа Бовари». Так же романами «Воспитание чувств» и историческим «Саламбо».
Писатель работал уже во 2 половине 19 века (50-60 гг). Был близко знаком с матерью Ги де Мопассана. По существу был учителем.
Флобера считали великим мастером стиля. Несмотря на это, к членам французской академии «бессмертных» он не попал. Тогда там были известные писатели Анатоль Франс и Эдмон Ростан.
Флобер обращался к жизни рядового человека. В эпоху, когда читательские вкусы формировали романтики, Флобер казался абсолютно противоположным автором. Никаких эффектных сцен, событий, злободневных вопросов, ярких характеров в его прозе не было. Напротив, он говорил о жизни французской провинции, о людях средних, не выдающихся.
В романе «Госпожа Бовари» Флобер ставит в центр судьбу молодой женщины Эммы. Здесь автор наверное больше ориентируется на Сервантеса, который поставил в центр не рыцаря, а антирыцаря, который пытался воплотить отнюдь не жизненные, а заимствованные представления. Нечто подобное происходит с Эммой.
Эмма Бовари глубоко несчастлива, потому что её, как ей кажется идеальные, представления не совпадают с жизнью. Разлад с действительностью у Флобера приобретает особую окраску.
Эмма – дочь зажиточного горожанина, воспитана в монастыре, как многие, для подготовки к будущее семейной жизни. Её жизнь скрашивается только чтением, это была единственная отдушина. То, что доставляют девицам в монастыре в качестве духовной пищи, не выносит критики – это романы из светской жизни, суть которых сводится к любви, ожидании встречи. Рисовались пышные туалеты, драгоценности, балы. Эта вымышленная, не имеющая ничего общего с реальностью, действительность была для Эммы истиной. Она страдала, т. к.вернувшись домой ничего из прочитанного не было.
Маленький город, где её осуждали за то, что к мессе она надевала шёлковое платье. Дома пожилой отец. Замужество кажется выходом. Здесь происходит знакомство с Шарлем Бовари. Девушка привлекла его своей необычностью, утончённостью. Для Эммы сватовство – это возможность поменять обстановку. Но и став дамой, она ведёт всё тот же образ жизни. Рождение ребёнка не пробуждает материнских чувств. Эмма остаётся мечтательницей.
Однажды жизнь дала ей доказательство, что эта вымышленная часть существует. Супруги получают приглашение на бар. Эмма готовится, украшает себя, видит мужчин во фраках, слышит музыку, пьёт вино. Она мечтает о счастье любить и быть любимой. Но рядом никого нет.
Судьба складывается так, что Шарлю предлагают переехать в другой город. Флобер описывает обитателей городка ровно, без иронии. Дамы, местный оракул – аптекарь Оме – мудрец, авторитет, редкостный пошляк. Здесь Эмму ждут испытания. В её жизнь входят два любовника – Родольф Буланже и Леон Дюпюи. Поначалу она видит в них перст божий, они воплощение ума и страсти. Но оба Эмму обманывают. Они используют её безрассудство, доверчивость, наивность, недалёкость, превращают её в источник доходов. Она оплачивает долги, берёт займы под процент, а отдавать нечем. Один бросает её, возвращается первый. Тянется ложь. Нужно скрываться от Шарля. Эмма чувствует, что она в безвыходном положении. Поняв, что пышной любовной жизни не будет, она решает красиво умереть.
Смерть быстрая, лёгкая способна пробудить страдания, восхищение и сожаление. Однако Флобер отказывает Эмме даже в этом. Она крадёт у аптекаря мышьяк. Флобер специально изучал симптомы при отравлении. Он в деталях описывает долгие мучения. Это смерть жалкая и отвратительная. Это иллюзия, заблуждения, снятие всяких романтизированных представлений – принцип Флобера.
Шарль, по-настоящему любивший жену, спивается. Молодая дочь, не знавшая ласки и тепла, вынуждена зарабатывать на кров, став работницей на фабрике.
Флоберовский метод автор сам декларирует как стремление к абсолютной объективности. Он говорил о своём тождестве с Эммой. Человек, который так трезво видит действительность и его ослеплённая, дезориентированная героиня. Возможно, он хотел сказать, что им в одинаковой мере присуща острота переживания жизни. Флобер писал произведение долго. Когда говорил об агонии, его самого почти без сознания вынимали из-за стола.
Вместе с тем, у Флобера роман очень жёстко выстроен, тщательно продуман. Например, он рисует день, когда Эмма и Родольф Буланже проводят вдвоём. Для неё это вершина счастья. Фон – с/х выставка, награждения. Это эмоциональный контрпункт.
Флоберовские традиции были усвоены и переосмыслены Ги де Мопассаном.