Безусловно Мольер знал мифы о нем, но его версия очень сильно отличается от произведения испанского драматурга. Это произведение во многом очень смело расходится с поэтикой, принятой классицизмом. В комедии «Дон Жуан» герой получает совершенно иной характер. Своего героя Мольер делает своим современником, французским аристократом 2 половины 17 века, человеком гордым, смелым, независимым, предельно эгоистичным. И в первой части Д. Ж. пренебрегает чужим мнением, он настолько высокомерен и презирает всех вокруг, что ему абсолютно безразлично, что о нем думают и говорят.
Д. Ж. – тип гедониста (главным содержанием является удовольствие от жизни). Достижение труднодостижимых целей заведомо становится женитьба Д. Ж. Д. Ж. честь по чести идет под венец вместе с молодой девушкой, которую он выкрал и монастыря (что крайне осуждалось), но на следующий день забывает о своей новой невесте. Но у жены есть братья, которые считают поведение Д. Ж.оскорбительным и хотят отомстить ему. И Д. Ж. убегает из замка со слугой на корабле, случайно оказываются в рыболовной деревушке. Там он начинает ухаживать сразу за двумя девушками местными крестьянками. На постоялом дворе он узнает о том. Что здесь его преследователи. Кульминация – сцена на лесной дороге, где он встречает нищего, он просит милостыню ради Христа и получает несколько су (самых мелких монет), Д. Ж. достает золотую монету и обещает отдать ее если тот побогохульствует, но то отказывается. До встречи с нищим Д. Ж. оказывался победителем.
1 акт начинается с разговора двух слуг: дворецкий и Сганарель, они безбожно хают своего хозяина. Затем происходит разговор между Сганарелем и Д. Д.. Сганарель пытается прямо в глаза высказать осуждение хозяин. Но причины своего осуждения, доказательства привести не может. А Д. Ж. очень последовательно и рационально объясняет свой образ жизни. Он умен, красноречив, циничен, целен и внутренне непротиворечив. После встречи с нищим в Д. Ж. происходят перемены. Он претерпевает эволюцию, становится ханжой, двуличным, омерзительным (надевает маску человека живущего по правде, изображает из себя христианина, изображает любящего сына). Прежнее неприятие общества сменятmся лояльностью. Эту лживость Мольер Д. Ж. не прощает. Характерно, что заканчивается пьеса традиционно. Нравоучение не лобовое. Сганарель над «могилой» Д. Ж. бегает и причитает о своем жалованье.