44. Анализ одного романа М. Твена

Новаторской и поистине великолепной страницей в творчестве Марка Твена стали его "Приключения Тома Сойера" (1876). В своей автобиографии Твен говорил о том, что Тома Сойера во многом писал с самого себя, а в предисловии к повести утверждал, что большинство описанных в ней приключений взято из жизни – они произошли или с ним, или с его одноклассниками. И описанный в книге городок Сент-Питерсберг очень похож на городок Ганнибал, в котором родился и вырос писатель.

Действие романа происходит до войны С и Ю. В захолустье, маленьком городке Санкт-Петербурге, в течении реки Миссисипи. Городок заштатный, в нём ничего никогда не происходит. Мирная и однообразная жизнь преображается, т. к.в центре оказывается бойкий фантазёр мальчишка. Детская неопытность приходит в столкновение с окружением.

Тому Сойеру лет 9-10. Даже такая новость, как выпадение зубов, становится основой для эпизода. Том не хочет идти в школу. Он изображён достаточно достоверно. Бегает босиком, летом любимое занятие – сунуться под насос, искупаться. Но мыться не любит. С одной стороны в этом ничего такого, но до Твена так ребёнка ещё никто не изображал. В нём предприимчивость. За провинности тётя Полли приговаривает к позорному наказанию: в воскресенье белить забор. Но Том хитрый. Он говорит своему однокласснику, что это важная работа и только ему её доверили. Одноклассник тоже просит побелить. Приходит больше народу. И в итоге Том сидит под деревом и смотрит, как другие делают его работу.

В основе не комические трюки профессионального весельчака (хотя есть в ней и шутки, вызывающие смех) и даже не обличение затхлого быта американской провинции (хотя в ряде мест, книги чувствуется подтрунивание над этим бытом), а нечто почти невиданное у Твена раньше (да и вообще в литературе США). Важнейшая особенность "Приключений Тома Сойера" состоит в следующем: юмор становится в этом произведении средством реалистического раскрытия психологии человека (прежде всего детей), а одновременно и средством поэтизации жизни.

В герое книги выпячиваются черты маленького дельца, он предстает своего рода миниатюрной "моделью" типичных американских бизнесменов. Разве не мечтает Том разбогатеть? Разве не ищет он выгоды от окраски забора? Разве не скупает он билетики, позволяющие завоевать почетное место в воскресной школе?

Том Сойер добрый, щедрый, отчаянный выдумщик. С друзьями отбывает на остров, играет в Робин Гуда. Все их ищут. Во время поминальной службы по ним они появляются в церкви.

Книга о Томе - это рассказ об идиллически счастливой, проникнутой поэзией жизни детей на лоне природы. То недоброе и опасное, что встречается на их пути, несет в себе печать условности, характерной для приключенческой литературы, - поэтому оно не пугает по-настоящему. Почти все бесспорно реалистичное, что есть в произведении, связано с твеновским юмором и дает читателю тепло и радость.
 С безупречной правдивостью автор воспроизводит внутренний мир юных человеческих существ, которые еще не утратили душевной чистоты и поэтической прелести. Твен обладал гениальной способностью понимать детей, знал их характер, их психологию.

Совершенно очевидно, что юмор в "Приключениях Тома Сойера" играет важную роль. Без юмора повесть о Томе звучала бы просто сентиментально и фальшиво. Именно юмор придает фигуре главного героя, а также и некоторым другим персонажам истинность, душевную глубину. В повести воспевается прекрасная вольная жизнь, а смех, окрашенный лиризмом, задушевный юмор служат выражением любви к простым и добрым людям.

Романтический оттенок придаёт история индейца Джона. В центре Том Сойер и маленький бродяга Гекльберри Финн, живущий на пристани, ночующий в котлах. Том решает свести бородавки, а для этого нужен чёрт, дохлая кошка и свежая могила на кладбище. Внезапно мальчики становятся свидетелем страшного происшествия: убийства врача.

Когда врачу нужно было проверить труп, выяснилось, что трупа не было. У могилы происходит убийство врача. Обвиняют местного жителя Мерфа Поттера. На суде мальчики дают показания и спасают обвинённого. Затем они хотят найти мешок из могилы, думая, что там деньги. Для героев Марка Твена деньги ничего хорошего не дают.

Парадоксально, что, сочиняя эту повесть, Твен исходил из недовольства современной американской действительностью. И все же его стремление изобразить, опираясь на воспоминания детских лет, мир более счастливый, более радостный, чем тот, который он видел вокруг себя, позволило писателю создать книгу, в которой комическое играет роль утверждающую, В повести ощущается несомненный налет романтизма, но это не лишает ее и реалистической тональности.
45. Творчество Д. Лондона

Творчество Джека Лондона приходится на 1890-е и до смерти в 1916 г. Лондон покончил с собой в 40 лет. Был ярким человеком, востребованным писателем. Создавал рассказы и романы («Морской волк», «Белая долина», «Сердца трёх», «Мартин Иден»).

Джек Лондон открыл для американского читателя целые области действительности. Был блестящим очеркистом. Например, книга очерков о лондонских трущобах "Люди бездны" - произведение, свидетельствующее о решительном повороте писателя к реализму. Впервые с полной силой зазвучал голос писателя в защиту угнетенных и обездоленных. Лондон с возмущением говорит о чудовищной эксплуатации и убийственных условиях труда английских рабочих. Разоблачая цинизм и лицемерие верхушки, он показывает на множестве живых примеров, как люди, лишенные средств к существованию, не видя впереди ничего, кроме ужасов работного дома, кончают жизнь самоубийством

Целый ряд произведений о проблемах спорта, боксе. Например, повесть «Лютый зверь» - в центре феномен: одарённый юноша, из которого творят кумира. Речь о подкупах, сделках, делании имён. Главный герой постепенно понимает, что он марионетка, и порывает со спортом.

Джек Лондон тяготел к экзотике (романы, связанные с Гавайями).

Слава к нему пришла, когда он создал «северные рассказы». Это цикл, вобравший впечатления о золотой лихорадке к.1780 – н.1790-х гг. Аляска. Жестокие условия быта, когда человек на грани голодной смерти, таёжные леса. Колорит оттеняло мужество, смелость героев.

Джек Лондон вышел из глубин. У него разнообразный жизненный опыт (моряк, китобой), он сам знал мир золотоискателей – мир алчности.

Из северных рассказов вырастает роман «Время не ждёт» - о человеке с сильной волей, который собрал это золото, а потом входит в городской мир с конкурентами. Эти нравы капитала и описывает Джек Лондон. Победитель тот, кто сообразил, что надо пойти к главному за аудиенцией и достать пистолет. И вот молодой человек включён в концессию, а дальше с ним происходят перемены: бизнес поглощает его целиком. Молодой человек, здоровый, спортивный, за 2-3 года меняется. Он начинает пить, много ест. Из этого уничтожающего состояния его выводит любовь – важная тема в творчестве Лондона. Жизнь молодой, сильной секретарши для героя становится важна. Он отказывается от фирмы, раздаёт долги, становится без состояния, но кусок земли в Лунной долине приобретает. Жизнь, которую теперь ведут муж и жена, их удовлетворяет. Однажды, оставив беременную жену, он идёт погулять. Внезапно видит золотую жилу, но заваливает её камнями.

Покоряющая сила книг Лондона состоит прежде всего в их демократической и жизнеутверждающей направленности. Прославляя величие и несокрушимую силу человеческого духа, Лондон выступал как яростный враг пассивности, бессилия и равнодушия. Он искренне верил в торжество разума и справедливости.

Значительное место в творчестве Лондона занимают его рассказы, повести и романы о животных. К ним относятся рассказы "Бурый волк", "Меченый", повести "Белый клык", "Зов предков", роман "Майкл - брат Джерри" и другие.

К циклу северных рассказов близко примыкают две повести о животных: "Зов предков" (1903) и "Белый клык" (1906). В них Лондон изображает животных с таким мастерством, которое редко можно встретить в мировой литературе. Исключительно глубокое проникновение в психологию животных, прекрасное знание их инстинктов позволили создать Лондону одно из лучших произведений в анималистской литературе.

Очень сильно звучат в повести гуманистическое мотивы. Писатель решительно выступает за гуманное отношение к животным. Животные для него не только помощники человека, но самые близкие друзья и товарищи. Ему ненавистны те люди, которые жестоки к ним.

"Мартин Иден"

В "Мартине Идене" отражены важнейшие стороны современной Лондону общественной жизни Америки. "Мартин Иден" - это прежде всего роман о судьбе художника в обществе, о судьбе человеческой личности, стремящейся вырваться из узкого мира собственнических интересов.

Мартин вышел из народа. Подобно самому Лондону, он идеализировал высшее общество, где, как ему казалось, обитало бескорыстие духа, чистая и благородная мысль, шла напряженная умственная жизнь. Ценою огромных лишений, преодолевая на своем пути бесчисленные препятствия, он достигает, наконец, славы и богатства, становится знаменитым писателем. Перед ним открываются двери "высшего света". Но при ближайшем знакомстве с этим обществом Мартин убеждается, что все, к чему он стремился и что привлекало его, было фальшью, обманчивой видимостью.

За шестнадцать лет напряженного творческого труда Лондон написал около пятидесяти книг. Умер он в конце 1916 года, покончив с собой.