Зарубежная литература XVII-XXв

48. Красота и собственность в романе "Собственник" Д. Голсуорси

Центральная тема романов форсайтовского цикла – упадок некогда могущественной и сильной английской буржуазии, крушение некогда прочного уклада ее жизни. Эта тема раскрывается на истории нескольких поколений семьи Форсайтов.

Три первых романа форсайтовского цикла охватывают период с 1886 по 1920 г. Движение времени, смена эпох фиксируются отраженными в романах событиями истории: англо-бурская война, смерть королевы Виктории, первая мировая война. События семейного характера перемежаются и связываются с историческими. Семья изображается как звено общественной жизни. Особенность каждого поколения определяется своеобразием эпохи. История Форсайтов перерастает в историю форсайтизма как общественного явления.

Для Голсуорси истинным Форсайтом является не только тот, кто носит эту фамилию, но каждый, кому свойственна собственническая психология и кто живет по законам мира собственников. Форсайта можно распознать по чувству собственности, по умению смотреть на вещи с практической стороны. Прирожденные эмпирики, Форсайты лишены способности к отвлеченному мышлению. Форсайт никогда не расходует зря энергию, не выражает открыто своих чувств. Форсайты – не творцы и не созидатели; «никто в их семье не пачкал рук созданием чего бы то ни было». Но они стремятся приобрести и захватить созданное другими. Это обстоятельство порождает основный конфликт романа «Собственник», заключающийся в столкновении мира красоты и свободы, воплощенного в Ирэн и Босини, и мира Форсайтов, находящихся «в безоговорочном рабстве у собственности».

Действие романа «Собственник» начинается в 1886 году – в пору наивысшего благополучия Форсайтов в условиях викторианской Англии. Родоначальником семьи был « Гордый Доссет», простой подрядчик, разбогатевший на строительных заказах. Его дети, шестеро братьев - Джолион, Джемс, Суизин, Николас, Роджер и Тимоти, преуспели в накоплении и приумножении оставленных им средств. В романах «Саги» действуют три поколения Форсайтов.

Открывающая «Собственника» глава – «Прием у старого Джолиана», содержащая великолепное по своему мастерству изображение Форсайтов, является исходной для развития основных сюжетных линий романа.

Демонстрация семейного благополучия Форсайтов становится в то же время и прелюдией к предстоящей драме. Процветающее «ядро нации» инстинктивно чувствует приближение опасности. В данный момент она связана с вторжением в их среду Босини – человека иного мира.

Воспроизводя портреты своих героев, Голсуорси через внешние черты раскрывает сущность их характера. Сухопарая, длинная фигура Джеймса Форсайта вполне гармонирует с его сухостью и с его «прямолинейным» восприятием окружающего. Во внешности Суизина – натуры примитивной и грубой – подчеркнута массивность, тяжелая окаменелость черт, квадратные плечи. Характерна застывшая презрительная гримаса на узком и бледном лице Сомса, его осторожная крадущаяся походка человека, который кого - то подстерегает. Голсуорси использует прием частого повторения, многократного упоминания одних и тех же наиболее характерных черт внешности героя, достигая этим особенно четкого зрительного образа (крупный, резко выступающий вперед форсайтовский подбородок, пышная копна волос Джун, яркие жилеты Суизина и т. д.).

В характеристике антагонистов форсайтовского мира Голсуорси придерживается иных принципов изображения и использует иные принципы, отказываясь от развернутого описания и прямой авторской оценки. Ирэн и Босини даны в романе прежде всего в описании Форсайтов.

Первый роман трилогии – «Собственник» - проникнут пафосом критики мира собственников. В нем преобладает сатирическое начало, проявившееся прежде всего в образе Сомса Форсайта. Сомс – наиболее полное и яркое воплощение форсайтизма. Способный и умный от природы, Сомс направляет всю свою энергию на накопление капитала. Ради этого он отказывается от государственной службы, предпочитая, как и его отец, практику присяжного поверенного. Сомс поддерживает только деловые связи; у него нет друзей, и он не испытывает потребности духовного общения с кем бы то ни было, кроме Ирэн, всегда уклоняющейся от такого общения, остающейся недоступной и далекой. Собственническое начало подавляет человека в Сомсе, мешает раскрытию лучших свойств его личности. Но он неизменно безупречен в сфере своих деловых отношений. Его не поддающаяся никаким соблазнам профессиональная честность основана на природной осторожности и врожденном отвращении к риску.

В отличие от многих других Форсайтов (Суизин, Тимоти, тетушки Джули и Эстер), Сомс соединяет в себе противоречивые черты. Обращает на себя внимание странная настороженность в выражении его замкнутого лица, тоска во взгляде, порожденная неудовлетворенностью его чувства к Ирэн. Любовь и красота недоступны Сомсу, хотя всем существом своим он стремится к обладанию ими.

Страдания Сомса не делают его прозорливым. Лишь на мгновение «он предал в себе Форсайта – забыл самого себя… поднялся в чистые высоты бескорыстия и непрактичности». Это случилось тогда, когда он убеждается в том, что, уйдя из его дома, Ирэн не взяла с собой подаренные ей драгоценности. Читая оставленную ею записку, Сомс понимает, что и она страдает. В этот момент человек одерживает в нем верх над собственником. Но только на одно мгновение. В конце романа собственник уже вновь готов торжествовать победу.

Финал романа многозначителен. Босини затравлен; он погибает. Убитая горем Ирэн возвращается в дом Сомса. Однако победа Форсайта мнимая.

Творчеству Голсуорси свойственны широкий эпический размах, значительность социально-психологических обобщений, мастерство и тонкая наблюдательность в изображении повседневной действительности, критицизм, сочетающийся с проникновенным лиризмом.
49. Пьесы Б. Шоу

Бернард Шоу - ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый прославленный — после Шекспира — драматург, писавший на английском языке. Шоу уже в молодости решил зарабатывать на жизнь литературным трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращались к нему с удручающей регулярностью, он продолжал осаждать редакции.

В 1885 году Шоу делает наброски своей первой пьесы «Дома вдовца», затем «Профессию г-жи Уоррен» и третью пьесу «Волокита» (1893) Шоу объединил в цикл, который он назвал «Неприятными пьесами». Это были годы, когда Шоу искал отклика на обуревавшую его ненависть к капитализму всюду. Не удивительно, что «Неприятные пьесы», написанные в таком настроении и с такими мыслями, отличаются беспощадным реализмом и навсегда останутся одной из вершин английской драматургии.

Следующий цикл Шоу – «Приятные пьесы». В него вошли «Война и человек» (1894), «Кандида» (1895), «Избранник судьбы» (1895) и «Никогда вы не можете сказать» (1895). Название «Приятные пьесы» исполнено скрытой иронии, так как и в этом цикле мы встречаемся с достаточно резкой критикой буржуазной морали, буржуазных идеалов. В пьесах этого цикла впервые отчетливо проступает антимилитаристская тенденция Шоу, стремление разоблачить мнимую героику захватнических войн.

Пьесе «Война и человек» Шоу был обязан своим сценическим успехом и всеобщим признанием. В этой пьесе Шоу замыслил противопоставить «идеалиста» и «реалиста», показать торжество делового человека над романтиком. Подлинный героем грез мечтательной героини (а заодно и богатой наследницы) Райны Петковой оказывается не пылкий офицер Саранов с его шумным геройством, а спокойный, насмешливый Блюнчли, швейцарский солдат на сербской службе. Свою пьесу Шоу начинает удачной, увлекательной сценой, впервые обнаруживая у себя присущее ему чувство экспозиции, - преследуемый болгарскими солдатами сербский офицер прячется в комнате болгарки Райны. Огромное достоинство пьесы – ее блестящее техническое мастерство, обилие комедийных ситуаций и неожиданных поворотов действия. Важной стороной пьесы стала ее антивоенная направленность.

«Кандида» (1895) – более сложная и противоречивая пьеса. В пьесе разоблачено лицемерие внутреннего уклада буржуазной английской семьи. Двум мужчинам – идеалистам противопоставлена женщина реалистка, носительница материнского начала, Кандида. Ее материнская сущность проявляется в отношении к окружающему миру, ко всем людям. Ее любовь к мужу, пастору Мореллу, давно уже приобрела материнский оттенок. И так же по матерински относится Кандида и к юному поэту Марчбэнкс. Презрение к буржуазной аудитории достопочтенного Морелла перерастает у нее в презрение к бессилию христианства. Шоу явно отдает симпатии «идеалисту» другого рода, поэту Марчбэнксу. Он противопоставляет этого юношу, бродягу и мечтателя пастору Мореллу. Бунтующая гордая юность противопоставлена мещанскому благополучию и прописной морали. Недаром именно Марчбэнкс сумел разглядеть с первого взгляда фальшь семейного быта Мореллов. Он надеется, что Кандида уйдет с ним от мужа. В этом сказывается романтическая наивность Марчбэнкса. Кандида давно понимает подлинную сущность своего мужа, но она – жена и мать, а поэтому сознательно сохраняет семейные иллюзии.

В 1897 году была написана пьеса «Ученик дьявола», в 1898 году – «Цезарь и Клеопатра», в 1899 году – «Обращение капитана Брассбаунда». В 1900 году все три пьесы вышли отдельным сборником, озаглавленным «Пьесы для пуритан». В предисловии Шоу обьясняет смысл общего заглавия и обрушивается на современную ему драматургию, насыщенную эротикой. В сборнике «Пьесы для пуритан» Шоу предлагает вниманию читателей драмы, герои которых не руководствуются сексуальными мотивами. Например, политические соображения доминируют и у Цезаря, и у совсем еще юной Клеопатры над другими побуждениями и чувствами. Таким образом, раскрытие всей многогранности человеческих чувств – одна из сильных сторон «Пьес для пуритан».

В 1903 году Шоу создал комедию «Человек и сверхчеловек». Героиней он сделал буржуазную барышню, занятую ловлей жениха, и показал ее действия как служение жизненной силе, инстинкту продолжения рода. Так «женственная женщина» типа Бланш или Клеопатры превратилась теперь в своеобразное орудие прогресса

Пьеса «Пигмалион» была написана в 1912-1913 годах. В этой пьесе Шоу использовал миф о Пигмалионе, перенеся его в обстановку современного Лондона. Парадоксалист не мог оставить миф неприкосновенным. Если ожившая Галатея была воплощенной покорностью и любовью, то Галатея Шоу поднимает бунт против своего создателя: если Пигмалион и Галатея античности вступили в брак, то герои Шоу ни в коем случае не должны вступать в брак. Непосредственная задача Шоу здесь, как он всячески старался подчеркнуть в предисловии, - пропаганда лингвистики, и в первую очередь фонетики. Но это только одна из сторон интересной, многогранной пьесы. Это в то же время пьеса большого социального, демократического звучания – пьеса о природном равенстве людей и их классовом неравенстве, о талантливости людей из народа. Это и психологическая драма о любви, которая по ряду причин почти превращается в ненависть. И наконец, это пьеса гуманистическая, показывающая, как бережно и осторожно нужно подходить к живому человеку, как страшен и недопустим холодный эксперимент над человеком.

С 1913 по 1917 годы Шоу работал над большой и серьезной пьесой, «Дом, где разбиваются сердца» - самая печальная из пьес Шоу: в ней отразились все его раздумья и разочарования тех трудных лет. Это горькое, трагическое признание кризиса английской буржуазной цивилизации, острейшая насмешка над ложью и бесчеловечностью капиталистических отношений. Одно из самых значительных произведений Шоу, эта пьеса не теряет своего значения и при сопоставлении с тем лучшим, что было создано им в последующие годы, и знаменует начало нового этапа в творческом развитии драматурга.

В разгар всеобщего кризиса как в Англии, так и во всех капиталистических странах, в июне 1931 года Шоу закончил новую политическую пьесу «Горько, но правда». Эта пьеса пронизана в подтексте величайшей горечью и рисует тупик, в который зашла английская интеллигенция. Смысл этого «политического гротеска», как называл пьесу автор, в том, что у всех ее действующих лиц открываются глаза на бессмысленность их существования. Это «погибшие души» в еще большей степени, чем герои «Дома, где разбиваются сердца». Все они понимают, что их жизнь пуста и что они «опускаются в бездну», все хотят куда-то бежать из бессмысленного мира, в котором живут. Хотя пьеса выдержана в духе фарса, в ее финале звучит безысходность. Показав, насколько плох старый и безумный мир, Шоу обнаруживает и другое: насколько обманчивы все рецепты спасения и обновления этого мира

В обстановке предвоенных лет Шоу продолжал поднимать острые актуальные вопросы. Все произведения 30-х годов блещут прежним остроумием и богатством сатирической выдумки. Но противоречия в сознании автора отнюдь не сняты: во многих случаях они ощущаются острее, чем в ранних вещах, поскольку проблематика произведений конца 30-х годов намного ответственнее и сложнее той, которой Шоу касался в начале своего творческого пути

50. Пигмалион Б. Шоу

Пьеса «Пигмалион» была написана в 1912-1913 годах. В этой пьесе Шоу использовал миф о Пигмалионе, перенеся его в обстановку современного Лондона. Парадоксалист не мог оставить миф неприкосновенным. Если ожившая Галатея была воплощенной покорностью и любовью, то Галатея Шоу поднимает бунт против своего создателя: если Пигмалион и Галатея античности вступили в брак, то герои Шоу ни в коем случае не должны вступать в брак.

Непосредственная задача Шоу, как он всячески старался подчеркнуть в предисловии, - пропаганда лингвистики, и в первую очередь фонетики. Но это только одна из сторон интересной, многогранной пьесы. Это в то же время пьеса большого социального, демократического звучания – пьеса о природном равенстве людей и их классовом неравенстве, о талантливости людей из народа. Это и психологическая драма о любви, которая по ряду причин почти превращается в ненависть. И наконец, это пьеса гуманистическая, показывающая, как бережно и осторожно нужно подходить к живому человеку, как страшен и недопустим холодный эксперимент над человеком. Обаяние и незаурядность Элизы Дулиттл мы чувствуем уже в первых действиях, когда она еще говорит на нелепом уличном жаргоне.

«Пигмалион» повествует читателю о том, как меняется жизнь людей благодаря образованию. Действующие лица: Элиза Дулиттл, бедная цветочница; ее отец, мусорщик; полковник Пикеринг; молодой человек – ученый Генри Хигинс; миссис Хилл с дочерью и сыном Фредди. События происходят в Лондоне.

… В летний вечер льет дождь как из ведра. Люди бегут к портику церкви, надеясь укрыться там от дождя. Среди них – пожилая дама, миссис Хилл и ее дочь. Сын дамы, Фредди, бежит искать такси, но по дороге натыкается на молодую девушку, уличную цветочницу Элизу Дуллитл. Он вышибает из ее рук корзину с фиалками. Девушка громко бранится. Какой-то человек записывает ее слова в записную книжку. Кто-то говорит, что этот человек – доносчик из полиции. Позже выясняется, что человек с записной книжкой – это Генри Хингинс, автор «Универсального алфавита Хиггинса». Услышав это, личностью Хингинса интересуется один из стоящих у церкви – полковник Пикеринг. Он очень давно хотел познакомиться с Хингинсом, так как и сам увлекается языкознанием. В то же время девушка-цветочница продолжает сокрушаться по поводу упавших на землю цветов. Хиггинс бросает в ее корзину горсть монет и уходит с полковником. Девушка искренне рада – по ее меркам она обладает теперь огромным состоянием.

На следующее утро Хиггинс демонстрирует у себя дома полковнику Пикерингу свою фонографическую аппаратуру. Экономка докладывает, что «очень простая девушка» желает переговорить с профессором. Появляется Элиза Дулиттл. Она хочет брать у профессора уроки фонетики, так как ее произношение не позволяет ей устроиться на работу. Хиггинс хочет отказаться, но полковник предлагает пари. Если Хиггинс сможет за несколько месяцев «превратить уличную цветочницу в герцогиню», то Пикерниг оплатит полностью ее обучение. Это предложение кажется Хиггинсу весьма заманчивым, и он соглашается.

Проходит два месяца. Хиггинс приводит Элизу Дулиттл в дом своей матери. Он хочет выяснить, можно ли уже вводить девушку в светское общество. В гостях у матери Хиггинса находится семейство Хилл, но никто не узнает пришедшей цветочницы. Девушка сначала разговаривает, как великосветская леди, но потом переходит на уличный жаргон. Гости удивляются, но Хиггинсу удается сгладить ситуацию: он говорит, что это новый светский жаргон. Элиза вызывает полный восторг собравшихся.

Еще через несколько месяцев оба экспериментатора вывозят девушку на великосветский прием. Элиза имеет там головокружительный успех. Таким образом, Хиггинс выигрывает пари. Теперь он даже не обращает внимание на Элизу, чем вызывает ее раздражение. Только произношение отличает уличную цветочницу от герцогини, но Элиза не собирается становиться герцогиней. Это Хигинс в своем научном энтузиазме кричит, что за полгода превратит Элизу в герцогиню. Эксперимент не проходит безнаказанно: Галатея восстает против своего создателя со всей силой оскорбленной и негодующей души. Она запускает в него туфлями. Девушке кажется, что ее жизнь не имеет смысла. Ночью она сбегает из дома Хиггинса.

Наутро Хиггинс обнаруживает, что Элизы нет, пытается найти ее при помощи полиции. Без Элизы Хиггинс «как без рук»: не может найти, где лежат его вещи, на какой день назначить дела. Мать Хиггинса знает, что можно найти ее. Девушка согласна вернуться, если Хиггинс попросит у нее прощения.

Шоу сумел в своей пьесе осветить вопрос о социальном неравенстве людей. Образованная Элиза остается такой же нищей, какой она была, когда торговала цветами. Прибавилось только трагическое сознание своей нищеты и безграничного неравенства между людьми. Но в итоге Элиза Дулиттл возвращается в дом Хиггинса, и теперь ее отнюдь не считают глупой девушкой, а ценят и уважают как личность.

51. Развитие модернизма в XX веке

Модернизм в 20 веке развивался активно. Т. к.это явление изменчиво, можно только наметить тенденции, характерные для новаторской деятельности.

В зарубежной литературе 19 века символизм дальнейшего развития не получил. Но опыт наследовали разные писатели.

Своеобразным явлением стал футуризм. Возник в Италии, ярко развивался в России. Установки футуризма сводились к тому, что деятели задумывали создать принципиально иное искусство. Обновление языка было принципиально. Отказ от предыдущего опыта глобален.

Футуризм проявил себя и в изобразительном искусстве (в Италии стремились воспроизвести движение). Это было связано с опытом кинематографа (картина «Велосипедист» - движение колеса изображалось в разных фазах; «Прогулка»).

Интересная особенность литературы 20 века – появление литературы потока сознания. К этому направлению относятся крупные писатели: Джеймс Джойс, Марсель Пруст, по-немецки писал Франц Кафк.

Поток сознания – особый приём, в который на первый план выходят разного рода ассоциации. Практически первооткрывателем был Л. Н.Толстой. В главе романа «Анна Каренина» с точки зрения героини воспроизводится перескакивающее сознание, которое с 1 стороны фиксирует внутреннее ощущение героини, и, вместе с тем, её взгляд улавливает то, что на вокзале – всё это фиксируется подряд единым потоком.

У Пруста этот поток организует несколько романов – полилогия «В поисках за утраченным временем» - процесс вхождения в эти поиски самое интересное.

Первый роман полилогии – «По ту сторону сна». Начинается повествование с того, как человек, страдающий бессонницей, готовится провести ночь. Он видит постель, лампу, книгу, кружок света. И вспоминает, как радостно сквозь штору проникали лучи в его детство, дом, служанку. Одно за другим цепляется за сознание.

У Джойса самый известный роман – «Улисс». Действие происходит в 1 день, с утра до глубокой ночи. Важный объект – город Дублин. Немолодой семейный человек уходит из дома, проводит день вне дома. Этот день уподобляется странствиям Одиссея. События мифа, переиначенные, образуют подводное течение романа. Так в литературу вошёл Неомифологизм.

Неомифологизм имеет разные проявления. С 1 стороны это возвращение в литературу сюжетов, связанных с древними мифами, и иногда прошедших через массу новых усвоений («Антигона» Жана Ануя – сюжет тот же, но косметика, кофе…). С другой стороны мифологический сюжет может стать частью текста не специально. Например, Гарсиа Маркес «100 лет одиночества» - мотив потопа, мотив первородного греха – за сердце Урсулы соревновались 2 молодых человека. Хосе Аркадио убивает соперника. Живут почти в раю, в Мокондо. С другой стороны Урсула и Хосе Аркадио близкие родственники и она боится вступать с ним в любовную связь, т. к.думает, что родится уродливый ребёнок. Смерть приходит вместе с девочкой, которая приносит кости предков в мешочке. У всех безумие, потеря памяти. Эсхатологический мотив – конец мира – цыган, который привозил невиданные мысли, оставляет книгу. Сказано, что её прочтёт последний в роду Буэнди, и в конце буря сметает Мокондо с лица земли, а читал обо всём, что было раньше.

В 20-е гг во Франции появляется ещё одна модификация модернизма – Дадаизм. Это молодые поэты Луи Арагон, Поль Элюар. Слово от фр. dada - так французские младенцы называют лошадок. Смысл дадаизма в том, что начинаю с нового листа. Отрицается предшествующий опыт. Новая литература рождается из нерациональных, интуитивных форм. Формально отказались от знаков препинания (Казнить нельзя помиловать). Каждый читает их стихи в той интонации, которая ближе читателю. Отменили заглавные буквы в начале стихов. У Поля Элюара появляется стихотворение, которое можно было принимать за любовное, не зная названия. Оказалось, что это гимн противостояния Франции фашистам.

Произведения, связанные с особой ветвью философии – Экзистенциализм (to existe – существовать) – философия существования. Философия существования восходит к учению Киркигора. Он утверждал, что человеку дано в жизни только одно – его собственное существование. Все люди разные, разобщены. Опыт ни одного из них не совпадает с опытом другого. Солипсисты – люди, уверенные в том, что весь мир сводится к собственному я.

В 20 веке экзистенциализм имел 2 ветви: немецкий и французский (Жан Поль Сартр трагедия «Мухи» и Альберт Комю «Миф и Сизифе»). Казалось бы, то, что для древнего грека самое страшное наказание, для молодого человека это сознательный выбор. Сизиф сам выбирает этот труд, он одинок, и в этом выборе осуществляет своё я. Это выбор обречённого, но не сдающегося, был созвучен современникам Комю.

В трагедии «Мухи» Арестя, который в месть за отца уничтожает мать, преследуется богинями мщения. У Сартра это рои мух. Здесь опять вопрос о человеческом выборе. Проблема чувства и долга (ярче в произведениях Комю «Посторонние», романе «Чума»).

52. Первая мировая война, её влияние на европейскую и американскую литературу

Особую страницу в мировой литературе составляют те произведения, центральной темой которых является I мировая война. Первая мировая война 1914-1918 была воистину мировой. Втянуты в неё были многие государства. Антанта против Германии, Австро-Венгрии, Италии.

Войны шли на территории Европы, но Америка тоже принимала участие. Войны за передел мира. В результате мир существенно изменился.

Развивались колонии Англии. Германия, потерпевшая поражение, мечтала о реванше. Пришёл фашистский режим. Резкое падение экономики в быстро развивающейся России привело к революции. В русской литературе первая мировая война ярко, как самостоятельная война, не отразилась.

Ярко война отразилась в американской литературе. «Прощай, оружие» Эрнеста Хэмингуэя опирается на события и личный опыт. В произведении показывается бессмысленность войны, её ненужность. Самое главное – война калечит душу. Показывается пустотность войны.

Лейтенант Генри убеждается в жестокости войны, когда свои уничтожают своих. Когда ни цели, ни задачи войны непонятны. Хотя он встречает на своём пути большую любовь, но и это чувство, которое должно подарить смысл жизни, счастье, оборачивается совершенно противоположным.

Спасая любимую женщину и неродившегося ребёнка, он дезертирует ночью, рискуя жизнью, в Швейцарию. Генри и Кетрин попадают в миф, но счастья всё равно нет. Девушка умирает во время родов. Так появляется герой потерянного поколения. Это явление международное. Это люди молодые, некоторые преуспевающие, некоторые богатые (Хэмингуэй «Фиеста»), прожигатели жизни. Все герои Хэмингуэя не знают, для чего им жить.

В «Фиесте» описывается праздник Помпония. Впереди быков бегут люди. Зрелище очень жестокое, испанское. Испания – страна с таким менталитетом. Описывается ловля форели. Главный герой – Джейк Барнс, повествователь – навсегда искалечен войной. Он молод, силён, но потерял мужскую полноценность навсегда. Нужно большое мужество, чтобы так жить.

Потерянное поколение придумала американка Гертруда Стар. У Фиджеральда эти же герои. У Уильяма Фолкнера опыт первой мировой войны в пьесе «Сарториус» - это тоже история прошедшего через войну и потерявшего себя человека. На ранчо возвращается один из представителей младшего поколения, лётчик, и не находит себе места. Он ощущает, что среди людей, пока он рисковал жизнью, шло всё по-прежнему. Он не может себя подключить к этой неизменившейся жизни. И его никто не может понять. В итоге он нанимает самолёт и кончает с собой, отключив мотор.

Люди потерянного поколения – это и герои Ремарка. «Три товарища» - Патриция умерла от туберкулёза», «На западном фронте без перемен» - судьба его отца и матери, больной раком и вылечить средств нет. Мате Залка «Добердо» - это местечко на Балканах, где главный герой постепенно приходит к выводу, что война не только насилие и смерть, а ещё и сговоры, продажа. Ярослав Гашек «Похождения бравого солдата Швейка» - Швейк хитрец, похож на Остапа Бендера, живёт тем, что ворует собак, перекрашивает и продаёт. Когда объявляют войну, он ощущает приступ радикулита. На коляске едет призываться, его называют идиотом. Но он воюет. Это уже аналог Дон Кихота. Его аномальность подчёркивает безумие военных действий.

В Англии в 20-30-е появляется роман Олдингтона «Смерть героям» - история рядового. Родители его принадлежат к викторианской эпохе. Человек, который постепенно становится нонкомформистом. Не согласен с тем, что его окружает. У него нет ощущения востребованности. Начинается война, его отправляют в окоп. Рядовые будни, люди подвергаются опасности. Название ироничное. Смерть от осколка, врага - героическая, но герой умирает от тифа, дизентерии. Это произведение разоблачающее. Его на родине хотят представить, как героя.

У Анри Боргюссона есть книга очерков «Огонь». Они не приукрашены. Они лишены ложной тенденции, поэтому некоторые чрезвычайно впечатляющие. Вдоль двух окопов враги просят Христа даровать победу.

Ромен Ролан «Пьер и Люс» - история двух одиноких людей, нашедших себя в Париже. Люсс – девушка работница, медиетка (у нее перерыв в полдень), очень привлекательная. За своим дешёвым завтраком она встречает студента Пьера. Завязывается роман, свидания, переживания, поцелуи на улице. А в это время идёт война, Париж бомбардируют. Среди пушек знаменитая Большая Берта. В один из весенних дней молодые договариваются встретиться в 1 из соборов. Начинается артобстрел. Они зажаты в толпе. Взрывы ближе. Потом раздаётся странный удар. Люс только успевает наклонить плечи Пьера и заслонить его. На них обрушиваются своды собора.

Ничего святого в войне нет. Всё гуманистическое перечёркивается. Людьми движет ненависть, насилие.

53. Антифашистская тема в западной литературе

Между концом первой мировой войны и началом второй не прошло и 20 лет. В 20-е гг в Италии фашизм – государственная идеология. Власть принадлежит дуче, хотя страна – королевство. Здесь явно связь с феодализмом: дюк–герцог. Муссолини.

В 30-е гг. начинает формироваться антифашистская литература. Гитлер и его приближённые очень ясно понимали, что культура, книга – вещь опасная. Недаром во времена реформации выходили списки запрещённых книг.

В тоталитаристических государствах с книгами боролись по-разному. Объявляли книги, противоречащие идеям 3 рейха, сжигали.

В России, если человек признан врагом народа, книги не жгли, а тихо забирали из библиотек, часть оставляли в спецхранилищах, часть пускали под лезвие.

Началась эмиграция. Из Германии выехали братья Манн, Стефан Цвейх, Ремарк, Анна Зелис. Их книги считались опасными.

Бертольд Брехт в 1917 г, когда кончалась война, был студентом фельдшерской школы, практика проходила в госпитале, куда приводили самых тяжёлых раненых. Он пишет балладу, одновременно переполненную едкой сатирой и, с другой стороны, колоритом, мистикой. «Баллада о вечном солдате» - врачи увеченных ставят в строй, далее даже мёртвых. Стихи очень жёсткие, нарочито холодные. Брехт считал, что надо обращаться к разуму, а не чувствам. Это был и принцип его театра Берлинер-ансамбль. Его жена, Елена Вайгель, играла главную роль. В драматургии Брехта очень важно, чтобы помимо текстов были песни, становящиеся комментариями – зонги (Бернс Буш).

Одна из интересных пьес «Карьера Артура Уи, которой могло и не быть». Это версия прихода Гитлера к власти, сговор фашистских структур с правительством, захват Австрии и усиление Германии. Артуро Уи – сначала шестёрка, в конце оратор, который решает судьбы людей. Очень важно, кто этой карьере содействует.

Антифашистские настроения свойственны немецкой литературе. Леон Фейхтвангер. Тема преследования еврейства. «Семья Оппенгеймеров», «Еврей Зюсс». Произведение исторического характера, где фашизм – аналог жестоких и катастрофических эпох.

«Лже-нерон».

Антифашистския тема в творчестве Т. Манна. Философские романы: «Волшебная гора», «Доктор Фаустус», «Иосиф и его братья».

«Марио и волшебник» Возникает метафора фашизма. Действие происходит в курортном городке, в Италии. Главный герой – иностранец. В центре рассказа – один единственный эпизод. На гастроли пребывает фокусник. Главный герой не хочет идти, но его уговаривает жена. На сцену выходит в бархатном плаще уродливый маленький человек. Он владеет даром гипнотизёра и вскоре толпа взирает на него как на божество. Среди присутствующих оказывается молодой рыбак Марио. Он красив, скромен, мощный. Его волшебник превращает в послушную куклу. Волшебник отключает сознание и Марио меняется. Он становится вульгарным. В зале от эффекта начинает нарастать протест, люди начинают выходить. Волшебник теряет свою мощь. Его власть оказывается не столь неотвратимой, как показалось поначалу. Рассказ заканчивается бегством.

Фашизм силён потому, что ему подчиняются и не противостоят.

Роман Анны Зеерс «Седьмой крест». История побега узников из фашистского концлагеря. Это заключённые борцы с фашизмом. Завязка – побег семи человек из концлагеря. Начальник концлагеря приказывает вкопать семь крестов. В ближайшие несколько дней беглецы уже прикованы к крестам. Одному из беглецов удаётся избегнуть расправы – седьмой крест пуст. Несколько дней, которые герой проводит вне лагеря – основное содержание романа.

Власть Гитлера была неполных 12-ть лет. Люди охвачены страхом. Этот страх, желание выжить, надежда, что есть работа, продукты заставляют людей служить из страха не только перед насилием и из страха потерять то немногое, что они имеют.

Главный герой появляется в доме сестры. Она смотрит на него с опаской, т. к. она понимает, что если его выследят, то её семью подвергнут репрессиям. На кольцах для салфеток выжжена свастика. Значит этот дом фашистский, этот дом – дом врага.

Не многие находят в себе силы противостоять фашизму.

Судьба главного героя – надежда на то, что фашизм будет побеждён.

Антифашистская литература продолжается и после поражения Германии.

Уроки войны не прошли даром. Они определили очень многое в творчестве Бёля. «Где ты был, Адам?», «Бильярд в половине одиннадцатого», «Глазами клоуна».

«Глазами клоуна». Обличение фашизма не центр. Это роман о несложившейся жизни молодого человека. Это история любви. Главный герой несчастен потому, что над его любимой женщиной оказались властны не чувства, а вера. Мария католичка. Для неё догматы веры важнее её чувств. Подчиняясь требованиям духовенства она оставляет своего клоуна. Ганс негодует. Для него её уход к Шниру, их женитьба – это не брак. Это торговля телом, душой. Среди его воспоминаний войска 45 года. Уже понятно, что фашизм обречён, но родители отправляют свою дочь, сестру Ганса, в войска. Понятно, что она обречена. Ганс видит, как она уходит. Ганс не может простить этого родителям, но он не способен мстить. Он способен только порвать с ними все отношения.

Сент-Экзюпери «Письма к заложнику», «Маленький принц».

Страница 5 из 512345