Зарубежная литература XVII-XXв

38. Г. Флобер и его "Мадам Бовари&quot

Гюстав Флобер известен как автор прежде всего романа «Госпожа Бовари». Так же романами «Воспитание чувств» и историческим «Саламбо».

Писатель работал уже во 2 половине 19 века (50-60 гг). Был близко знаком с матерью Ги де Мопассана. По существу был учителем.

Флобера считали великим мастером стиля. Несмотря на это, к членам французской академии «бессмертных» он не попал. Тогда там были известные писатели Анатоль Франс и Эдмон Ростан.

Флобер обращался к жизни рядового человека. В эпоху, когда читательские вкусы формировали романтики, Флобер казался абсолютно противоположным автором. Никаких эффектных сцен, событий, злободневных вопросов, ярких характеров в его прозе не было. Напротив, он говорил о жизни французской провинции, о людях средних, не выдающихся.

В романе «Госпожа Бовари» Флобер ставит в центр судьбу молодой женщины Эммы. Здесь автор наверное больше ориентируется на Сервантеса, который поставил в центр не рыцаря, а антирыцаря, который пытался воплотить отнюдь не жизненные, а заимствованные представления. Нечто подобное происходит с Эммой.

Эмма Бовари глубоко несчастлива, потому что её, как ей кажется идеальные, представления не совпадают с жизнью. Разлад с действительностью у Флобера приобретает особую окраску.

Эмма – дочь зажиточного горожанина, воспитана в монастыре, как многие, для подготовки к будущее семейной жизни. Её жизнь скрашивается только чтением, это была единственная отдушина. То, что доставляют девицам в монастыре в качестве духовной пищи, не выносит критики – это романы из светской жизни, суть которых сводится к любви, ожидании встречи. Рисовались пышные туалеты, драгоценности, балы. Эта вымышленная, не имеющая ничего общего с реальностью, действительность была для Эммы истиной. Она страдала, т. к.вернувшись домой ничего из прочитанного не было.

Маленький город, где её осуждали за то, что к мессе она надевала шёлковое платье. Дома пожилой отец. Замужество кажется выходом. Здесь происходит знакомство с Шарлем Бовари. Девушка привлекла его своей необычностью, утончённостью. Для Эммы сватовство – это возможность поменять обстановку. Но и став дамой, она ведёт всё тот же образ жизни. Рождение ребёнка не пробуждает материнских чувств. Эмма остаётся мечтательницей.

Однажды жизнь дала ей доказательство, что эта вымышленная часть существует. Супруги получают приглашение на бар. Эмма готовится, украшает себя, видит мужчин во фраках, слышит музыку, пьёт вино. Она мечтает о счастье любить и быть любимой. Но рядом никого нет.

Судьба складывается так, что Шарлю предлагают переехать в другой город. Флобер описывает обитателей городка ровно, без иронии. Дамы, местный оракул – аптекарь Оме – мудрец, авторитет, редкостный пошляк. Здесь Эмму ждут испытания. В её жизнь входят два любовника – Родольф Буланже и Леон Дюпюи. Поначалу она видит в них перст божий, они воплощение ума и страсти. Но оба Эмму обманывают. Они используют её безрассудство, доверчивость, наивность, недалёкость, превращают её в источник доходов. Она оплачивает долги, берёт займы под процент, а отдавать нечем. Один бросает её, возвращается первый. Тянется ложь. Нужно скрываться от Шарля. Эмма чувствует, что она в безвыходном положении. Поняв, что пышной любовной жизни не будет, она решает красиво умереть.

Смерть быстрая, лёгкая способна пробудить страдания, восхищение и сожаление. Однако Флобер отказывает Эмме даже в этом. Она крадёт у аптекаря мышьяк. Флобер специально изучал симптомы при отравлении. Он в деталях описывает долгие мучения. Это смерть жалкая и отвратительная. Это иллюзия, заблуждения, снятие всяких романтизированных представлений – принцип Флобера.

Шарль, по-настоящему любивший жену, спивается. Молодая дочь, не знавшая ласки и тепла, вынуждена зарабатывать на кров, став работницей на фабрике.

Флоберовский метод автор сам декларирует как стремление к абсолютной объективности. Он говорил о своём тождестве с Эммой. Человек, который так трезво видит действительность и его ослеплённая, дезориентированная героиня. Возможно, он хотел сказать, что им в одинаковой мере присуща острота переживания жизни. Флобер писал произведение долго. Когда говорил об агонии, его самого почти без сознания вынимали из-за стола.

Вместе с тем, у Флобера роман очень жёстко выстроен, тщательно продуман. Например, он рисует день, когда Эмма и Родольф Буланже проводят вдвоём. Для неё это вершина счастья. Фон – с/х выставка, награждения. Это эмоциональный контрпункт.

Флоберовские традиции были усвоены и переосмыслены Ги де Мопассаном.

39. Творчество Г. Мопассана

Родился Анри-Рене-Альберт-Ги де Мопассан в 1850 г. на севере Франции, в Нормандии - стране живописных лугов и полей. По натуре своей Мопассан не был ни пессимистом, ни мизантропом. Жизнь Мопассан любил глубоко, сильно, страстно.

Мопассан был из дворянской семьи. Он усвоил и переосмыслил флоберовские традиции. Творческий путь интенсивный, но короткий. Всего несколько романов: «Жизнь», «Милый друг», «Пьер и Жан» и другие. Был он и мастером новеллы: «Пышка», «Иветта», короткие «Отец Симон», «Лунный свет», «Мой дядюшка Жюль».

Мопассан - создатель замечательных образцов лаконичной, точной, выразительной французской прозы, придавал очень большое значение слову. Подобно Флоберу, Мопассан избегал повторения слов, заботился об экономности выразительных средств.

Природа художественного метода Мопассана была сложной. Продолжая лучшие литературные традиции реализма прошлого, он оказался не свободным и от некоторого влияния натурализма.

Поэтому, наряду со своеобразными реалистическими произведениями, есть у него и значительно более слабые и по идейному значению и по художественной форме.

Мопассан прожил 42 года. Последние 3-4 года не мог писать. Он сошёл с ума, говорил, что на мозг давит Эйфелева башня. Поэтому создания последних лет жизни писателя значительно уступают тем, которые были написаны в пору расцвета его таланта. И всё-таки можно смело утверждать, что реалистические тенденции были ведущими в его творчестве.

Известность пришла к Мопассану в 1880 г. после опубликования его новеллы "Пышка", первого свидетельства его творческой зрелости. Новеллы и принести ему славу замечательного французского рассказчика.

Многочисленные новеллы его весьма разнообразны по темам, по интонации (то печальной, то веселой; то ироничной, то злой), по жанровым признакам. Но большинство их так же, как и романы, объединяет мысль об уродливости многих форм действительности, объединяет тоска по красоте человеческих отношений.

Мастерство Мопассана как художника проявилось в том, что обладая необыкновенно тонкой наблюдательностью, умением отбирать яркие "говорящие" факты, умением обобщать, типизировать, - он сумел в маленьких новеллах, на небольшом материале раскрыть большие темы, сделать важные социальные обобщения.

Пространных описаний у него не бывает никогда. Не бывает и пространных характеристик. Сущность человека, идея прозведения вытекают из поведения, поступков действующих лиц. Главное для писателя - отобрать обстоятельства, изобразить ситуацию, в которой действуют герои.

Значительное место в творчестве писателя занимают романы.

К роману Мопассан и обратился потому, что стремился отразить больше жизненных явлений, показать всякого рода людей. Сами возможности этого жанра позволили сделать более широким социальный фон изображаемых событий, ввести более разнообразный круг действующих лиц.

Темы их часто значительно более широкие, чем в новеллах, круг проблем разнообразен.

В каждый из своих романов Мопассан вносил и новые темы и особые приёмы их раскрытия, что и определило жанровое отличие их друг от друга.

Умер Ги де Мопассан в 1893 г. после нескольких лет тяжелой болезни, от которой его не смогли спасти ни усилия врачей, ни самоотверженная любовь матери.

40. Г. Мопассан-новелист

Известность пришла к Мопассану в 1880 г. после опубликования его новеллы "Пышка", первого свидетельства его творческой зрелости. Новеллы и принести ему славу замечательного французского рассказчика.

Многочисленные новеллы его весьма разнообразны по темам, по интонации (то печальной, то веселой; то ироничной, то злой), по жанровым признакам. Но большинство их так же, как и романы, объединяет мысль об уродливости многих форм действительности, объединяет тоска по красоте человеческих отношений.

Мастерство Мопассана как художника проявилось в том, что обладая необыкновенно тонкой наблюдательностью, умением отбирать яркие "говорящие" факты, умением обобщать, типизировать, - он сумел в маленьких новеллах, на небольшом материале раскрыть большие темы, сделать важные социальные обобщения.

Пространных описаний у него не бывает никогда. Не бывает и пространных характеристик. Сущность человека, идея новеллы вытекают из поведения, поступков действующих лиц. Главное для писателя - отобрать обстоятельства, изобразить ситуацию, в которой действуют герои.

Новелла «Папа Симона» почти наивна. Речь о мальчике-полусироте. Он живёт в деревне с матерью, за него некому заступиться, мальчишки его дразнят. Внезапно за него заступается кузнец и становится его другом, а кузница любимым местом. Молодой приезжий однажды провожает его, видит мать, говорит спасибо и уходит. Пока мать одна, на неё смотрят косо. Она работящая. Появление кузнеца, который испытывает к Мари симпатию, всё меняет. Постепенно все начинают говорить о ней иначе, как о порядочной женщине. Когда кузнец открыто ухаживает за матерью Симона, говорит о помолвке, вся деревня счастлива. Общественное мнение способно меняться.

Большую роль в новеллах Мопассана играет рассказчик. Введение рассказчика – не новый приём, изобретенный Мопассаном. У Мопассана рассказчик придаёт повествованию живой характер, помогает создавать впечатление достоверности того, о чём говорится. Очень часто он вспоминает свою историю по поводу какого-либо происшествия, взволновавшего его собеседника.

Композиция его новелл очень искусна. Большую роль в них играет развязка, которую Мопассан всегда разнообразит, неизменно стремясь к тому, чтобы заинтриговать читателя, но и для того, чтобы направить его мысль на понимание идейного смысла новеллы. Иногда развязки в точном смысле этого слова в новеллах вообще нет. Читатели должны сами предложить её.

В новелле «Ожерелье» важна развязка. В основе абсолютная случайность. Новелла начинается с утверждения, что иногда в чиновничьих скучных семьях появляется удивительная женщина, чтобы блистать в высшем свете. И мадам Фурестье из этой породы. Она молода, хороша собой. Муж однажды приносит 2 билета на бал, находятся деньги на бальное платье. Назавтра бал, и женщина говорит, что без украшения никак не пойти. Она вспоминает о подруге, приезжает и та даёт ей ларчик. Мадам Фурестье выбирает бриллиантовое ожерелье. Все на балу в восторге. Они возвращаются домой, а ожерелья нет. С утра объезжают все магазины, приобретают ожерелье, залезая в огромные долги. Проходит 10 лет. За это время долг выплатили, мадам довольствовалась самыми минимальными возможностями. Подруги встречаются вновь. Мадам Фурестье рассказывает о том, что произошло. И выясняется, что ожерелье было поддельное. Дальше идёт переосмысление…Что же истинная ценность? Эта тяжкая, безрадостная жизнь честного безупречного семейства, или ожерелье, которое 10 лет всё равно считалось поддельным?

Не во всех своих новеллах Мопассан оказался реалистом. В некоторых из них он проявляет себя как художник, поставляющий забавные анекдотики с эротическим содержанием. Таковы новеллы-анекдоты "Болезнь Андре", "Дело г-жи Люно", "Мудрец", "Задвижка", "Усы", "Кивок головой", "Встреча", "Незнакомка", "Неосторожность", "Преступление, раскрытое дядюшкой Бонифасом","Ржавчина" и др.

В них и сказался натурализм Мопассана: отсутствие социальных обобщений, внимание не к общественным сторонам жизни и характера человека, а лишь к его физиологической сущности. Построены они на острой "пикантной" ситуации и предназначены для того, чтобы развлекать читающую публику, а не волновать умы и сердца.

Есть у него целая группа новелл, в которых отражены мистические ощущения, патологические чувства, какое-то особое восприятие мира ("Страх", "Ночь", "Видение", "Он?", "Орля", "Кто знает?", "Покойница" и др.). Они были рождены очевидно, теми болезненными настроениями, которые иногда тревожили писателя и развились в последствии в тяжёлое психическое заболевание.

Интересно, что в этих новеллах, представляющих собой не что иное, как описание галлюцинаций, кошмаров, преследующих рассказчиков, очень часто выражается сомнение самого рассказчика в реальности всего изображенного. Подобные сомнения могли быть высказаны только здоровым человеком. Художник-реалист, Мопассан не хотел уступить своей болезни. Но иногда был не в силах бороться нею, и тогда появлялись подобные новеллы.

41. Анализ одного романа Г. Мопассана

  В 1883 году вышел первый роман Мопассана, «Жизнь», заслуживший высокую оценку Тургенева и Льва Толстого.

Героиня романа Жанна - один из привлекательнейших женских образов в творчестве Мопассана. Однако те страдания, на которые обречена Жанна, отнюдь не ограничиваются причинами личными и семейными, а восходят к общим историко-социальным предпосылкам.
 Беспрестанные несчастья, обрушивающиеся на Жанну, - смерть матери, второго ребенка, мужа, отца - обостряют одиночество героини романа и заставляют ее особенно мучительно переживать процесс постоянной утраты своих дорогих иллюзий. Женщина эпохи романтизма, Жанна любит жить в мечтах, к чему ее так располагает размеренный и сонный поместный быт. Ни монастырское воспитание, ни семья не подготовили ее для жизни деятельной. Девушкой Жанна живет иллюзиями об ожидающем ее празднике жизни, прекрасном, как восход солнца, иллюзиями о великой любви, которая выпадет на ее долю, о счастливом супружестве. Став матерью, она живет иллюзиями о сыне, будущем великом человеке... Как только одни из этих иллюзий погибали, на смену им приходили другие, чтобы погибнуть в свой черед. Рождение иллюзии, за которую Жанна цепляется, как бы находя в ней смысл своего существования, и утрата ее - в этом проходит вся ее жизнь.
 Хотя Мопассан и в некоторых предшествовавших рассказах уже говорил о том, как часто присуще людям жить иллюзиями и утрачивать их, нельзя думать, что в своем романе он только и хотел доказать, что в рождении и гибели иллюзий состоит все человеческое существование. Мопассан показал, что такого рода жизнь типична для Жанны как собирательного образа прекрасных в своем роде, но бездеятельных, инертных женщин из дворянско-поместной среды. Тот читатель, который легко поддается очевидному состраданию Мопассана к его героине, убежден, что писатель только любит ее и никогда ни в чем не осуждает. Однако это заключение неверно, ибо оно сделано без учета той скрытой иронии, которая всегда присуща произведениям Мопассана, написанным в объективной манере. Мопассан действительно любит Жанну, любит всю прелесть ее женского облика и, в частности, ту ее высокую человечность, которая еще не изуродована буржуазными влияниями, а, напротив, мужественно противостоит им. Но все это не исключает критического отношения писателя к Жанне, которое нетрудно уловить в ряде эпизодов романа и которое нарастает к его финалу.

 К концу романа Жанна остается беспомощной, растерянной, полунищей старухой и считает себя несчастнейшей из женщин. И тут попечение о ней добровольно принимает на себя ее бывшая служанка Розали.
 Демократизм Мопассана, часто побуждавший его в изображении жизненных явлений придерживаться народных оценок, народной мудрости, ясно проявляется и в этом романе. «А что бы вы сказали, - говорит Розали в ответ на жалобы Жанны, - если бы вы должны были вставать каждый день в шесть часов утра и ходить на поденщину? Однако ведь много таких женщин, которые вынуждены делать это, а когда они становятся старыми, то помирают от нищеты». Какая резкая и беспощадная правда в этих словах! Немало было горестей у Розали, но от всех горестей ее исцеляла работа, и в отличие от Жанны она воспитала своего сына не в безделье, а в здоровом крестьянском труде.

Последней надеждой нищенской жизни Жанны станет внучка, ребёнок Поля от умершей ​любовницы.
 Как приговор самого Мопассана над праздной и бездеятельной жизнью дворянства и даже над лучшими его представителями, какими в романе были Жанна и ее отец, как приговор, основанный на народной мудрости, звучат заключительные слова романа, произнесенные тою же Розали: «Жизнь, что ни говорите, не так хороша, но и не так плоха, как думают».

42. Западноевропейский модернизм XIX века: антиэстетизм (Шарль Бодлер), эстетизм (Оскар Уайльд), французский символизм (Леконт де Лиль, Малларме, Артюр Рембо)

Слово модернизм означает новый. Литература всё время меняется, развивается. Никогда реально существующая литература не бывает однолинейной.

В середине 19 века романтизм был очень потеснён реализмом, который занял ведущее положение. В новациях в конце 40-х – н.50-х появляются произведения, с которыми связано представление о модернизме как об особом направлении.

Если классицизм, романтизм и реализм – длинные периоды, модернизм отличается очень большой изменчивостью.

Модернисты ищут новые пути освоения действительности, а практически – новый язык (средства передачи нового взгляда на мир). Как только взгляды утверждаются, модернизм должен меняться.

Модернизм имел 3 разновидности:

1) Антиэстетизм (эстетика – греч. прекрасный) – отрицание красоты как ценности; присутствует в жизни и художественном произведении (Шарль Бодлер)

Шарль Бодлер – французский поэт, на поколение моложе романтиков. Умер ещё до нашествия германских захватчиков (во 2 пол. 60-х). Он впитал в себя литературу романтическую, был на ней воспитан, и реалистическую, которая развивалась вместе с ним. Ни то, ни другое, видимо, его не удовлетворяло. Бодлер увидел действительность по-своему. Его взгляд на жизнь чрезвычайно пессимистичен. В его произведениях отталкивается красота и осмысляется жизнь. Его человек живёт в крайне неблагоприятном окружении. Центральная тема – одиночество, и даже обречённость творчества человека. У романтиков поэт нёс в себе творческие возможности, это было прекрасно. У Бодлера поэт ничего прекрасного внести в мир не может. Красота – это кажимость, иллюзия. Субъективным возможностям поэта не реализоваться.

В поэме Бодлера «Пловцы» (перевод Цветаевой) человеческое бытиё бессмысленно, человек заранее обречён на гибель. Это осмысление становится вечным проклятием. Жизнь превращается в процесс бесцельного перемещения («Но истые пловцы – те, что плывут без цели: плывущие – чтоб плыть! ​Глотатели широт, что каждую зарю справляют новоселье и даже в ​смертный час еще твердят: вперед!»). Это обеспечивает нечеловеческую тоску, в которой существуют люди. Тоска толкает носителей к преодолению пространства. Безмерность мечты сталкивается с предельностью морей.

Мир, который окружает поэта, не только лишён красоты. Он негативный, враждебный. Каты – частый персонажи Бодлера, носители ночи и тайны. В некоторых произведениях очевидные отклики языка романтиков («Могила проклятого поэта» - ночь, кладбище, совы и могила, которая показана иначе, чем у романтиков – между жизнью и смертью никакой связи). Романтический мир становится содержательной частью поэзии Бодлера, но утрачивает позитивность. Для него творчество – это не незыблемая ценность, как у романтиков, а проклятие, которое несёт сам поэт.

«Альбатрос» построено по принципу параллелизма. Птица становится символом поэтического дара. Но это стихотворение жёсткое: палуба, матросы пускают дым в глаза птице, а она не может взлететь. Крылья – символ достоинства, здесь обречение на неволю.

Стихотворение «Падаль» Бодлера начинается с традиционной ситуации: прогулка в летний день по лесу, игра солнечных пятен, свежий ветерок, молодая пара. Затем происходит слом: до ноздрей доносится омерзительный запах разлагающегося мяса. Они выходят на поляну, где в бликах солнца туша лошади. Бодлер с издевательскими подробностями рисует отблеск загнивающей плоти. Это отталкивает. Нормальные люди убежали бы, но у Бодлера иначе. Бодлер говорит, что вы умрёте и превратитесь вот в это. Произошёл слом. Романтизм поменял знаки, а реализма здесь нет. Это модернизм.

2) Через 35 – 40 лет в Англии появляется роман «Портрет Дориана Грея». Произведение станет знамением эстетизма.

Вторая половина 19 века в Европе стремится к экспериментам (фр. экспрессионизм). В Англии на рубеже 70-80-х гг возникло в первую очередь среди живописцев направление прерафаэлитов. Целый ряд художников усваивали приёмы ранневозрожденческих художников. Это повлияло и на Оскара Уайлда.

В «Портрете Дориана Грея» явная перекличка с романтизмом. Здесь судьба художника и его творений. Бэзил Холлуорд – талантливый живописец, который написал волшебный портрет. Мотив двойничества также сближает с романтизмом: двойную жизнь ведёт Дориан Грей: для всех он благопристойный светский молодой человек, но для себя он знает, что его жизнь проходит в притонах, среди отребья, на его совести смерти, нет ничего святого, единственный смысл жизни – удовлетворение собственного тщеславия. Дориан усваивает внушённые ему мысли философа, что красота – единственная ценность, она оправдывает всё, не связана с ответственностью, этикой.

Роман производит двойственной впечатление: с 1 стороны прославляет красоту и сам написан замечательно. Красота входит в 2 вариантах: природная (английский парк) и творчество, создания художника (это то, во что преображается талант, результат души и умений). С романтизмом сближает и сказочный мотив, в результате которого живой человек и его изображение меняются местами. Мотив портрета – интересная вещь (похожая повесть Гоголя о художнике Черткове).

Юный красавец Дориан Грей высказывает пожелание, чтобы он навсегда остался внешне таким же, как в момент завершения его портрета, и с этого мига на протяжении двадцати лет действия романа он сохраняет все очарование юности, а портрет, спрятанный в его доме, отражает его настоящую жизнь, накапливая следы порока и преступлений. Символика волшебного предмета у Уайльда менее философична, сведена к эстетической проблематике. Портрет Дориана, выполненный его приятелем Бэзилом Холлуордом, как всякое истинное произведение искусства, отражает его истинную сущность; искусство — вот правдивое свидетельство, вот верное зеркало жизни героя. Попытка Дориана в финале романа уничтожить надежно спрятанный портрет завершается его собственной гибелью, а произведение искусства неуничтожимо. Портрет в своей первозданной красоте будет жить вечно:

Войдя в комнату, слуги увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это.

Таким образом, в самом сюжете романа заложена главная идея эстетизма о безусловном превосходстве искусства над реальной жизнью.

3) Символизм

Французские последователи Бодлера – Леконт де Лиль, Малларме, Артюр. Рембо – начинали с откровенных подражаний его манере.

Первым этапом исторического сдвига и было развитие французского романтизма к символизму. Символизм предстал последней стадией трансформации романтизма в пределах XIX столетия.

К концу века символизм отождествился с ощущением неопределенной, но безграничной свободы, которая для французов конкретизировалась в чрезвычайно существенном для национальной поэзии освобождении от жесткой системы традиционного стихосложения, в создании системы если не свободного, то освобожденного стиха. Главная задача символиста – воспроизведение «изначальных Идей», вследствие чего всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения, все поэтические средства были направлены на то, чтобы представить загадочную «изначальную» сущность с помощью намека, «внушающими» средствами. Естественно, что эта поэтика резко противопоставила символизм как идеалистическое течение господствовавшему в середине века духу натурализма, позитивизма, рационализма – прозе во всех значениях этого слова.

43. Творчество М. Твена

Американская литература 2 половины 19 века развивалась активно. В 60-е гг. (гражданская война между С и Ю, на хлопковых плантациях работали рабы – негры и их потомки – социальное неравенство). Это время двойственного отношения к Америке.

Твен Марк (псевдоним Самуэля Ланггорна Клеменса) — американский писатель. Родился в семье мелкого торговца. Марк Твен это псевдоним его профессионального занятия. Он работал лоцманом на Миссисипи. Оставался затем до конца жизни страстным противником рабовладения.

Свою литературную деятельность Т., как и большинство американских писателей начал с журналистики. Он писал очерки, печатал их в журналах («Простаки»).

Твен защищал демократические свободы, пропагандировал разумное отношение к действительности, боролся с предрассудками, скептически относился к фанатической вере, набожности. «Путешествие капитана Стронфилда в рай» - о современном американце, жизнь в раю для которого однообразная, скучная, пища постная, выпивки нет, азартных игр нет, курить нельзя. Капитан убеждён, что далеко не благая жизнь на Земле интереснее скучной в раю.

Марк Твен первым среди американских писателей ездил по стране и выступал как чтец, вёл огромную корреспонденцию. Человек с блестящим чувством юмора, но юмор у него специфичный. Юмор проявляется не столько в языке, в стилистических приемах, сколько в комических ситуациях (в «Приключениях Тома Сойера» на выпускном опустили кошку на голову учителю, «Укрощение велосипеда»).

Творчество Твена очень разнообразно. Он оставил более 25 томов произведений различнейших жанров, от легких очерков до толстых исторических романов.

Твен начал писать в 60-х гг., в период экономического подъема США. Вера в американскую демократию, в превосходство американской конституции над европейской государственностью красной нитью проходит сквозь все его произведения раннего периода. Он саркастически высмеивает нравы и обычаи  Старого Света («Простодушные за границей», «Путешествие за границу»).

Мировую славу Т. создали романы о Томе Сойере и его товарище Геккльберри Финне. Первый из этих романов — «Приключения Тома Сойера»— прозвучал свежим и новым словом в американской литературе для юношества. Юные герои романа Т. наделены предприимчивостью, смелостью и воображением, переживают различные приключения, совершают «подвиги», — они увлекают своей энергией и непосредственностью. Все это делает понятным, почему Том Сойер был и остается до сих пор одной из любимых книг юношества всех стран и с увлечением читается также и взрослыми. Продолжением «Тома Сойера» служат «Приключения Геккльберри Финна». Здесь очень ярко разработаны образы обоих мальчиков. Это не только живые и яркие индивидуальные характеры, но и представители определенной социальной среды. Буржуазный мальчик Том Сойер противопоставлен Гекку — сыну пьяницы и бродяги, презирающему буржуазную мораль. Другие известные романы: «Принц и нищий», «Янки при дворе короля Артура».

Самого Т. не удовлетворяла деятельность не только юмориста, но даже и сатирика, особенно к концу жизни. Он пишет исторический роман «Жанна д’Арк». Роман почти лишен юмора и проникнут высоким пафосом утверждения героической личности Жанны д’Арк. Т. считал этот роман своим лучшим произведением, хотя по существу роман слаб. Но этот опыт — единственный в творчестве Т.: он вынужден был оставаться до конца жизни блестящим юмористом и поддерживать свою славу. Эта «неудача» личной писательской судьбы, а  также растущая социальная неудовлетворенность усиливают пессимистическое настроение Т., нашедшее выражение в его позднем творчестве. Так, глубоким пессимизмом проникнуты его рассказы «Что такое человек» и «Таинственный незнакомец». Тот же пессимизм звучит, несмотря на юмористическую форму изложения, и в его «Автобиографии», вышедшей полностью в Америке лишь в 1924. Но этот Т. читателю неизвестен. С его именем связано представление о неистощимом рассказчике-анекдотисте, авторе романов о Томе и Гекке, а подлинная, большая трагедия писателя спрятана под веселым смехом его насыщенных юмором произведений.

44. Анализ одного романа М. Твена

Новаторской и поистине великолепной страницей в творчестве Марка Твена стали его "Приключения Тома Сойера" (1876). В своей автобиографии Твен говорил о том, что Тома Сойера во многом писал с самого себя, а в предисловии к повести утверждал, что большинство описанных в ней приключений взято из жизни – они произошли или с ним, или с его одноклассниками. И описанный в книге городок Сент-Питерсберг очень похож на городок Ганнибал, в котором родился и вырос писатель.

Действие романа происходит до войны С и Ю. В захолустье, маленьком городке Санкт-Петербурге, в течении реки Миссисипи. Городок заштатный, в нём ничего никогда не происходит. Мирная и однообразная жизнь преображается, т. к.в центре оказывается бойкий фантазёр мальчишка. Детская неопытность приходит в столкновение с окружением.

Тому Сойеру лет 9-10. Даже такая новость, как выпадение зубов, становится основой для эпизода. Том не хочет идти в школу. Он изображён достаточно достоверно. Бегает босиком, летом любимое занятие – сунуться под насос, искупаться. Но мыться не любит. С одной стороны в этом ничего такого, но до Твена так ребёнка ещё никто не изображал. В нём предприимчивость. За провинности тётя Полли приговаривает к позорному наказанию: в воскресенье белить забор. Но Том хитрый. Он говорит своему однокласснику, что это важная работа и только ему её доверили. Одноклассник тоже просит побелить. Приходит больше народу. И в итоге Том сидит под деревом и смотрит, как другие делают его работу.

В основе не комические трюки профессионального весельчака (хотя есть в ней и шутки, вызывающие смех) и даже не обличение затхлого быта американской провинции (хотя в ряде мест, книги чувствуется подтрунивание над этим бытом), а нечто почти невиданное у Твена раньше (да и вообще в литературе США). Важнейшая особенность "Приключений Тома Сойера" состоит в следующем: юмор становится в этом произведении средством реалистического раскрытия психологии человека (прежде всего детей), а одновременно и средством поэтизации жизни.

В герое книги выпячиваются черты маленького дельца, он предстает своего рода миниатюрной "моделью" типичных американских бизнесменов. Разве не мечтает Том разбогатеть? Разве не ищет он выгоды от окраски забора? Разве не скупает он билетики, позволяющие завоевать почетное место в воскресной школе?

Том Сойер добрый, щедрый, отчаянный выдумщик. С друзьями отбывает на остров, играет в Робин Гуда. Все их ищут. Во время поминальной службы по ним они появляются в церкви.

Книга о Томе - это рассказ об идиллически счастливой, проникнутой поэзией жизни детей на лоне природы. То недоброе и опасное, что встречается на их пути, несет в себе печать условности, характерной для приключенческой литературы, - поэтому оно не пугает по-настоящему. Почти все бесспорно реалистичное, что есть в произведении, связано с твеновским юмором и дает читателю тепло и радость.
 С безупречной правдивостью автор воспроизводит внутренний мир юных человеческих существ, которые еще не утратили душевной чистоты и поэтической прелести. Твен обладал гениальной способностью понимать детей, знал их характер, их психологию.

Совершенно очевидно, что юмор в "Приключениях Тома Сойера" играет важную роль. Без юмора повесть о Томе звучала бы просто сентиментально и фальшиво. Именно юмор придает фигуре главного героя, а также и некоторым другим персонажам истинность, душевную глубину. В повести воспевается прекрасная вольная жизнь, а смех, окрашенный лиризмом, задушевный юмор служат выражением любви к простым и добрым людям.

Романтический оттенок придаёт история индейца Джона. В центре Том Сойер и маленький бродяга Гекльберри Финн, живущий на пристани, ночующий в котлах. Том решает свести бородавки, а для этого нужен чёрт, дохлая кошка и свежая могила на кладбище. Внезапно мальчики становятся свидетелем страшного происшествия: убийства врача.

Когда врачу нужно было проверить труп, выяснилось, что трупа не было. У могилы происходит убийство врача. Обвиняют местного жителя Мерфа Поттера. На суде мальчики дают показания и спасают обвинённого. Затем они хотят найти мешок из могилы, думая, что там деньги. Для героев Марка Твена деньги ничего хорошего не дают.

Парадоксально, что, сочиняя эту повесть, Твен исходил из недовольства современной американской действительностью. И все же его стремление изобразить, опираясь на воспоминания детских лет, мир более счастливый, более радостный, чем тот, который он видел вокруг себя, позволило писателю создать книгу, в которой комическое играет роль утверждающую, В повести ощущается несомненный налет романтизма, но это не лишает ее и реалистической тональности.
45. Творчество Д. Лондона

Творчество Джека Лондона приходится на 1890-е и до смерти в 1916 г. Лондон покончил с собой в 40 лет. Был ярким человеком, востребованным писателем. Создавал рассказы и романы («Морской волк», «Белая долина», «Сердца трёх», «Мартин Иден»).

Джек Лондон открыл для американского читателя целые области действительности. Был блестящим очеркистом. Например, книга очерков о лондонских трущобах "Люди бездны" - произведение, свидетельствующее о решительном повороте писателя к реализму. Впервые с полной силой зазвучал голос писателя в защиту угнетенных и обездоленных. Лондон с возмущением говорит о чудовищной эксплуатации и убийственных условиях труда английских рабочих. Разоблачая цинизм и лицемерие верхушки, он показывает на множестве живых примеров, как люди, лишенные средств к существованию, не видя впереди ничего, кроме ужасов работного дома, кончают жизнь самоубийством

Целый ряд произведений о проблемах спорта, боксе. Например, повесть «Лютый зверь» - в центре феномен: одарённый юноша, из которого творят кумира. Речь о подкупах, сделках, делании имён. Главный герой постепенно понимает, что он марионетка, и порывает со спортом.

Джек Лондон тяготел к экзотике (романы, связанные с Гавайями).

Слава к нему пришла, когда он создал «северные рассказы». Это цикл, вобравший впечатления о золотой лихорадке к.1780 – н.1790-х гг. Аляска. Жестокие условия быта, когда человек на грани голодной смерти, таёжные леса. Колорит оттеняло мужество, смелость героев.

Джек Лондон вышел из глубин. У него разнообразный жизненный опыт (моряк, китобой), он сам знал мир золотоискателей – мир алчности.

Из северных рассказов вырастает роман «Время не ждёт» - о человеке с сильной волей, который собрал это золото, а потом входит в городской мир с конкурентами. Эти нравы капитала и описывает Джек Лондон. Победитель тот, кто сообразил, что надо пойти к главному за аудиенцией и достать пистолет. И вот молодой человек включён в концессию, а дальше с ним происходят перемены: бизнес поглощает его целиком. Молодой человек, здоровый, спортивный, за 2-3 года меняется. Он начинает пить, много ест. Из этого уничтожающего состояния его выводит любовь – важная тема в творчестве Лондона. Жизнь молодой, сильной секретарши для героя становится важна. Он отказывается от фирмы, раздаёт долги, становится без состояния, но кусок земли в Лунной долине приобретает. Жизнь, которую теперь ведут муж и жена, их удовлетворяет. Однажды, оставив беременную жену, он идёт погулять. Внезапно видит золотую жилу, но заваливает её камнями.

Покоряющая сила книг Лондона состоит прежде всего в их демократической и жизнеутверждающей направленности. Прославляя величие и несокрушимую силу человеческого духа, Лондон выступал как яростный враг пассивности, бессилия и равнодушия. Он искренне верил в торжество разума и справедливости.

Значительное место в творчестве Лондона занимают его рассказы, повести и романы о животных. К ним относятся рассказы "Бурый волк", "Меченый", повести "Белый клык", "Зов предков", роман "Майкл - брат Джерри" и другие.

К циклу северных рассказов близко примыкают две повести о животных: "Зов предков" (1903) и "Белый клык" (1906). В них Лондон изображает животных с таким мастерством, которое редко можно встретить в мировой литературе. Исключительно глубокое проникновение в психологию животных, прекрасное знание их инстинктов позволили создать Лондону одно из лучших произведений в анималистской литературе.

Очень сильно звучат в повести гуманистическое мотивы. Писатель решительно выступает за гуманное отношение к животным. Животные для него не только помощники человека, но самые близкие друзья и товарищи. Ему ненавистны те люди, которые жестоки к ним.

"Мартин Иден"

В "Мартине Идене" отражены важнейшие стороны современной Лондону общественной жизни Америки. "Мартин Иден" - это прежде всего роман о судьбе художника в обществе, о судьбе человеческой личности, стремящейся вырваться из узкого мира собственнических интересов.

Мартин вышел из народа. Подобно самому Лондону, он идеализировал высшее общество, где, как ему казалось, обитало бескорыстие духа, чистая и благородная мысль, шла напряженная умственная жизнь. Ценою огромных лишений, преодолевая на своем пути бесчисленные препятствия, он достигает, наконец, славы и богатства, становится знаменитым писателем. Перед ним открываются двери "высшего света". Но при ближайшем знакомстве с этим обществом Мартин убеждается, что все, к чему он стремился и что привлекало его, было фальшью, обманчивой видимостью.

За шестнадцать лет напряженного творческого труда Лондон написал около пятидесяти книг. Умер он в конце 1916 года, покончив с собой.

46. Ранние "Северные рассказы" Джека Лондона

Слава к Джеку Лондону пришла, когда он создал «северные рассказы». Это были первыми произведениями молодого Лондона, имевшими большой успех у читателей. Эти рассказы рисуют исключительно яркий, своеобразный мир, полный действия, энергии, человеческой активности.

Это цикл, вобравший впечатления о золотой лихорадке к.1780 – н.1790-х гг. Аляска. Жестокие условия быта, когда человек на грани голодной смерти, таёжные леса. Колорит оттеняло мужество, смелость героев.

Джек Лондон вышел из глубин. У него разнообразный жизненный опыт (моряк, китобой), он сам знал мир золотоискателей – мир алчности.

Множество людей разных характеров, возрастов, национальностей, вероисповеданий выступает в них. Золотоискатели, охотники, погонщики собак, проводники, авантюристы, бродяги. По своему содержанию рассказы отличаются большим разнообразием. Одни из них посвящены человеческому героизму, другие - человеческой жестокости. Они говорят о приключениях, о борьбе с природой, о страсти к золоту, о воле к жизни, о вере в человека. Одна из ведущих тем северных рассказов Лондона - это тема романтического противопоставления природы и цивилизации.

Капиталистическому обществу с его собственнической моралью писатель противопоставляет дикий, суровый Север, где жизнь труднее, но свободнее.

В цикл входит тема изображения коренного населения – индейцев. Например, предание о маленьком Кише о том, как индейский мальчик спасает племя. То, что добывалось на охоте, становится недоступно, и он придумывает, как превратить в добычу медведя: китовый ус сворачивает в спираль, намазывает салом и сгибает. Медведь находит эту добычу, ест, а в желудке китовый уст распрямляется.

Мир, где уживается жестокость и гуманизм – это сфера Джека Лондона.

Мысль о благотворном воздействии Севера весьма настойчиво звучит в сборнике "Смок Беллью". Изнеженный, избалованный Смок приезжает на Аляску и затем перерождается. Север создает из него мужественного и смелого человека.

В этих рассказах подчеркивается, что общество развращает людей, делает их алчными, корыстными, а жизнь на лоне природы очищает и исправляет их.

Лондон неодинаково относится к своим героям. Обычно он очень четко разграничивает свои симпатии и антипатии. Одних одобряет, других любит, третьих порицает

Во многих его рассказах звучит тема разлагающего влияния денег на человеческую психику. В погоне за богатством люди превращаются в фанатиков и изуверов. Таков Джекоб Кент из "Человека со шрамом". Самовольно вселившись в хижину, не имевшую хозяина, он собирает плату с путников, останавливающихся в ней. Алчность его становится болезнью, убивающей в нем все человеческое. Кент превращается в одержимого.

Собственническим отношениям Джек Лондон противопоставляет "северную" мораль, основанную на товарищеском доверии и честности.

Положительный герой северных рассказов - образ собирательный. В нем сочетаются разные индивидуальные особенности, свойственные многим персонажам.

Рядом с мужчинами встают замечательные женские образы. Во многих рассказах ( "По праву священника", "Женское презрение", "Мужество женщины" и др.) женщины занимают центральное место и являются подлинными героинями. Таков рассказ о мужестве индианки от лица белого человека, вспоминавшего свою погибшую жену. Они шли через лес. Индианка шла впереди, чтобы облегчить ход мужу. Один раз удалось подстрелить куропатку. В конце концов женщина, которая ни разу не пожаловалась, умирает, передав мешочек с едой, которую сохранила.

Лондон ценит у женщин упорство, силу воли, способность преодолевать трудности.

К циклу северных рассказов близко примыкают две повести о животных: "Зов предков" (1903) и "Белый клык" (1906). В них Лондон изображает животных с таким мастерством, которое редко можно встретить в мировой литературе. Исключительно глубокое проникновение в психологию животных, прекрасное знание их инстинктов позволили создать Лондону одно из лучших произведений в анималистской литературе.

Очень сильно звучат в повести гуманистическое мотивы. Писатель решительно выступает за гуманное отношение к животным. Животные для него не только помощники человека, но самые близкие друзья и товарищи. Ему ненавистны те люди, которые жестоки к ним.

47. Тема красоты в романе "Портрет Дориана Грея" О. Уайльда

Вторая половина 19 века в Европе стремится к экспериментам (фр. экспрессионизм). В Англии на рубеже 70-80-х гг возникло в первую очередь среди живописцев направление прерафаэлитов. Целый ряд художников усваивали приёмы ранневозрожденческих художников. Это повлияло и на Оскара Уайльда. Он пишет эстетический роман «Портрет Дориана Грея».

В этой книге авторский вымысел не ограничен строго рамками достоверности, и реальность очень своеобразно переплетается с фантастикой. Собственно, в истории красивого молодого человека Дориана Грея, послужившего моделью художнику Бэзилу Холлуорду для его лучшего портрета, а затем ставшего под влиянием лорда Генри Уоттона неисправимым себялюбцем и безразличным к морали искателем удовольствий, скатившимся на путь порока, - в этой истории все вполне правдоподобно и укладывается в рамки достоверности. Фантастично то, что человек и портрет как бы поменялись ролями. Юный красавец Дориан Грей высказывает пожелание, чтобы он навсегда остался внешне таким же, как в момент завершения его портрета, и с этого мига на протяжении двадцати лет действия романа он сохраняет все очарование юности, а портрет, спрятанный в его доме, отражает его настоящую жизнь, накапливая следы времени, порока и преступлений.

В «Портрете Дориана Грея» явная перекличка с романтизмом. Здесь судьба художника и его творений. Бэзил Холлуорд – талантливый живописец, который написал волшебный портрет. Мотив двойничества также сближает с романтизмом: двойную жизнь ведёт Дориан Грей: для всех он благопристойный светский молодой человек, но для себя он знает, что его жизнь проходит в притонах, среди отребья, на его совести смерти, нет ничего святого, единственный смысл жизни – удовлетворение собственного тщеславия. Дориан усваивает внушённые ему мысли философа, что красота – единственная ценность, она оправдывает всё, не связана с ответственностью, этикой.

Роман прославляет красоту и сам написан замечательно. Красота входит в 2 вариантах: природная (английский парк) и творчество, создания художника (это то, во что преображается талант, результат души и умений). С романтизмом сближает и сказочный мотив, в результате которого живой человек и его изображение меняются местами. Мотив портрета – интересная вещь (похожая повесть Гоголя о художнике Черткове).

Очень важная мысль о том, что деградация искусства впрямую связана с упадком высокого искусства лжи, иллюстрируется и доказывается в романе эволюцией актрисы Сибиллы Вейн. Не ведавшая, что такое любовь, девушка прекрасно фантазировала на сцене, лгала (в уайльдовском смысле), с успехом играя роли многих шекспировских героинь. Узнав истинное чувство, полюбив Дориана, она переживает резкий «упадок искусства лжи», в результате чего с ней как с актрисой происходит трагическая метаморфоза: она начинает играть из рук вон плохо (что фиксирует даже добрейший Холлуорд). Она произносит еретические слова о том, что искусство – только бледное отражение подлинной любви, и Дориан жестоко отлучает ее от церкви: «Без вашего искусства вы – ничто». В отчаянии она отравляет себя.

Понятие «прекрасное» и «красота» (Уайльд пишет это слово с заглавной буквы) ставятся в предисловии на самую верхнюю ступень ценностей. Поучения лорда Генри и их воплощение – жизнь Дориана – как будто вполне соответствует такой расстановке. Дориан красив, и красота оправдывает все негативные стороны его натуры и ущербные моменты его существования. Тот, кто покушается на Красоту, - независимо от причин и помыслов – сам становится жертвой, как, например, Джеймс Вейн, брат несчастной Сибиллы.

Портрет Дориана, как всякое истинное произведение искусства, отражает его истинную сущность; искусство — вот правдивое свидетельство, вот верное зеркало жизни героя. Попытка Дориана в финале романа уничтожить надежно спрятанный портрет завершается его собственной гибелью, а произведение искусства неуничтожимо. Портрет в своей первозданной красоте будет жить вечно:

Войдя в комнату, слуги увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это.

Таким образом, в самом сюжете романа заложена главная идея эстетизма о безусловном превосходстве искусства над реальной жизнью. Искусство как воплощение прекрасного вечно, и потому погибает герой, а остается жить прекрасный, как и в момент окончания работы художника, портрет. Все как будто бы согласуется с теоретическими воззрениями писателя.

Заглавный герой в ответ на вопрос герцогини Монмутской, помогла ли ему философия лорда Генри найти счастье, говорит, что «никогда не искал счастья», искал лишь наслаждений, но находил их «слишком часто». В другой беседе Грей признается своему учителю, что «был бы рад поменяться с любым человеком на свете» и что убитый человек счастливее его. Он тяготится своей «чудесной жизнью», признается он один раз, что «так жить больше не хочет» и даже упрекает лорда Генри за то, что он однажды «отравил» ученика книгой.

«Портрет Дориана Грея» - это эстетический роман в высшем смысле, не пропагандирующий эстетическую доктрину, а выявляющий ее опасности. Своим романом автор заявляет, что жизнь, управляемая одной лишь чувственностью, анархична и саморазрушительна.

Страница 4 из 512345