Шпора по истории политические и правовые учения древней греции и древнего рима

64. Конституционализм: Морис Ориу

Теорию институционализма наиболее успешно разрабатывал Морис Ориу (18591929).

Концептуальная основа теории институции восходит к идее равновесия, которую Монтескье в свое время положил в основание своей теории разделения власти. Суть ее состоит в том, что правопорядок пытаются уподобить системе физического равновесия сил и всю жизнь современных государств представить себе как «бесчисленные социальные равновесия, соединенные в сложную и запутанную систему». Одной из таких систем равновесия и являются отношения правовые.

Предметом публичного права, согласно М. Ориу, является государственный режим правления, который олицетворяет собой государство, т. е. режим одновременно политический, экономический и юридический. Гражданская жизнь составляет объект воздействия государственного режима и характеризуется разделением между политической властью и частной собственностью, которые в первичных, догосударственных формах организации нации «всегда бывают слиты вместе». Это разделение является основой одновременно и политической власти, и свободы. Такое разделение происходит путем двух параллельных процессов - централизации права и централизации политической власти. Централизация национального права сводится к тому, что установление правовых норм и санкций становится делом центральной политической власти и осуществляется отделенной от частной собственности правительственной властью, т. е. судебной и административной. В отношении норм права юридическая централизация происходит следующим образом.

Она возникает из замены обычая писаным законом.

Публичная власть участвует в формальной процедуре установления закона и не участвует в установлении обычая. Писаный закон приносит с собой устойчивость положения.

Правовые отношения с точки зрения выполняемых ими социальных функций предстают областью социального мира, в котором уравновешиваются враждебные и противоположные интересы людей, групп и классов. Настоящий мир всегда является миром, основанным на праве. Право уравновешивает вечную противоположность между личностью и обществом.

Каждая правовая система распределяет все права между личностью и обществом и создает право индивида, с одной стороны, и право общества - с другой. Это распределение создает социальный антагонизм и в то же время создает систему равновесия.

Система правового равновесия имеет одну характерную особенность - она в своем воздействии универсальна. Она стремится не только уравновесить власть, но и охватить и власть, и интересы, и все другие области социальной жизни.

Страница 8 из 8« Первая...45678