Шпора по истории политические и правовые учения древней греции и древнего рима

37. Политико-правовые идеи Сталина

После смерти Ленина вся политическая деятельность переходит к его соратнику по партии И. В. Сталину (1878-1953).

К концу 30х гг. Сталин создал самостоятельную тоталитарную диктатуру в современной истории.

В основе модели социализма Сталина лежали:

1) подмена обобществления огосударствлением всех средств производства;

2) отсутствие гражданского общества в условиях системы;

3) административно-командные методы принудительной организации труда вплоть до террора;

4) низкий уровень жизни;

5) неспособность к внутренним реформам из-за отсутствия экономических, политических, демократических регуляторов;

6) закрытость страны.

Таким образом, сталинизм представляет собой план радикального преобразования общества, проводящийся посредством неограниченного террора.

Коммунистическая партия рассматривается как руководящее ядро всех организаций трудящихся. Чтобы узаконить систему власти, ее создатель ссылается на Маркса - о диктатуре пролетариата. Диктатура одного человека, опирающаяся на партию, государство и полицию. Сталин провел объединение всех областей человеческой деятельности в рамках политической власти.

Сталин отбрасывает идею отмирания государства и разрабатывает свою теорию государства нового типа.

Действующая роль права уходит корнями в конституции Ленина. Право, по Ленину и Сталину, имеет две стороны. Ленин обосновывал принцип относимости права, подчиненного делу революции и меняющегося вместе с ее развитием. Сталин подкорректировал Ленина и усовершенствовал эту систему. Относимость права у Сталина исчезла и приобрела абсолютный характер, террор и беззаконие обрели силу закона. Конституция в СССР дополняется системой законов, различных уголовных кодексов, которые становятся юридической основой террора. Таким образом, сталинскую концепцию права можно определить как кодификацию произвола и террора.

Развитая Сталиным концепция модернизации страны, хотя и исходит из учения Ленина, имеет собственные отличительные черты. Сталин полностью порывает с Марксом, который рассматривал революцию как средство преодоления отчуждения в обществе и освобождения личности. Сталин заимствует у Маркса, Ленина идею о том, что революция - отражение глубочайшей модернизации общества и предполагает абсолютную перестройку всех структур жизни. Главное действующее лицо - пролетариат. Для Сталина вдохновителем этих преобразований является партия. Она была названа авангардом пролетариата. Отождествление партии с общественным сознанием Сталин заимствовал у Ленина.

38. Политические и правовые идеи ислама

В начале VII в. на Аравийском полуострове начинается процесс объединения разрозненных арабских племен и процесс образования арабского государства. Возникает совершенно новая идеология, которая пришла на смену арабскому политеизму, - ислам.

Автор ислама Магомет. В 40 лет он пришел к выводу, что единый бог - Аллах сделал его своим избранником с целью распространения среди людей истинной веры. Он явился автором Корана. Каждая проповедь Магомета была кораном (лекцией), потом так стали называть всю совокупность его лекций. Магомет был и светским, и политическим лидером. Ислам обосновывал идею теократии. Аллах и его посланник, управляющий по воле бога, определяет положение власти. Ранний ислам исходит из того, что вся светская и духовная власть принадлежит только пророку, а после его смерти - халифам (его заместителям). В действительности власть стала переходить к светским правителям. Они сказали: нет власти не от бога.

Покорность смирения перед насилием и бедностью.

Смысл существования - в потустороннем мире. Защита собственности - сущность государства.

Комментарием к Корану являются книги шариата (верный путь к спасению). Шариат - мусульманский правовой кодекс. Основными направлениями ислама являются суннизм и шиизм.

Недовольство Персии арабами выразилось в появлении нового идеологического течения - шиизма.

Шииты по-своему трактуют положения Корана, противопоставляют свои священные предания суннитскому. Они выдвинули положение о сущности 12 имамов (династий). По их учению, 12й имам скрылся для того, чтобы вновь вернуться на землю и принести с собой справедливость и правду. Современный Иран - шиитское государство.

Арабские мыслители стремились отделить политику от религии: Ибн Русид, Ибн Халдун.

Большая часть сочинений Ибн Русида - комментарии к трудам Аристотеля. Структура идеального общества - три сословия:

1) производят материальные ценности;

2) обеспечивают защиту от врагов;

3) осуществляют воспитание и обучение граждан.

Критикуя мусульманскую идеологическую традицию, Ибн Русид считал, что представители духовенства должны быть отстранены от политической власти, глава государства должен избираться из числа наиболее способных граждан и выступать в обществе в качестве светского государя. Он должен опираться на светские законы.

Ибн Халдун считал, что объединение людей в общество не имеет божественного происхождения.

Причина - взаимопомощь в добывании жизненных средств. Сущность государства состоит в охране частной собственности.

40. Политико-правовые идеи Спинозы

Политико-правовые взгляды Спинозы (16321677) изложены в ряде произведений, главным из которых является «Этика, доказанная геометрическим методом». Как и Гроций, Спиноза рассматривает вопрос о естественном праве и государстве. Стоя на позициях пантеизма (отождествления Бога и природы), он считал, что законы природы - решения Бога, раскрытые разумом человека. Вся природа, частью которой является человек, существует на основе естественного права, т. е. законов и правил ее развития.

В естественном состоянии все люди формально равны, так как обладают одним и тем же естественным правом. Но в действительности размер этих прав у разных людей зависел от их фактической мощи, поэтому они на деле являлись врагами друг другу. В целях самосохранения люди пришли к выводу о необходимости заключения общественного договора о создании государства.

Будучи сторонником демократической республики, Спиноза считал, что законы должны приниматься не отдельными людьми, а собранием, воля которого определяется не прихотью, а разумом. Гарантией соблюдения законов должна быть сильная власть. Ей передается часть естественных прав каждого из членов общества, поэтому все граждане обязаны подчиняться ей беспрекословно. Но это не будет насилием, так как демократическое государство должно действовать в соответствии со здравым смыслом.

К тому же все то, что не относится к праву государства, т. е. выходит за пределы его функции, остается естественным правом каждого человека. К числу таких прав Спиноза относит свободу слова, право на распространение своего учения, мнения и др.

Таким образом, Спиноза первым обосновал правовой принцип, согласно которому предметом законодательства могут быть только действия, но не суждения, мысли людей. Спиноза рассматривал политику с научных позиций и поэтому освобождал ее от морали, которая в то время носила религиозный характер.

В основе его политики и права заложена сила. Сила государства заключается не в допустимости творить произвол и насилие, а в осуществлении того, что здравый разум считает полезным для всего общества. Поэтому было бы неправильно считать, что философ выступал вообще против морали в политике.

Межгосударственные отношения, полагал мыслитель, строятся на взаимоотношениях государств, находящихся в естественном состоянии, когда каждое из этих государств по отношению к другому является врагом. Право войны принадлежит любому государству, право мира, по крайней мере, двум. Война должна вестись только в целях мира, прочность которого он видел в сотрудничестве государств.

39. Политико-правовые идеи Г. Гроция

Гуго Гроций (15831645) - первый крупный теоретик естественного права. Его главный труд - это три книги «О праве войны и мира». В них объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права.

Под естественным правом он подразумевал то, «что возникает из самой природы» в отличие от того, что является следствием волеустановленного (например, возникновение государства путем договора, его прав и законов). Естественное право, которое покоится на основе требований здравого разума, считал Гроций, облекается в научную форму. Волеустановленное право изменчиво во времени, неодинаково в разных местах. Но надо стремиться к тому, чтобы волеустановленное право исходило из естественного права. Не будучи в полной мере свободным от теократических подходов, Гроций предполагает, что божественное право есть проявление волеустановленного права. Но Богу чужда неправда, поэтому он не может предписать что-либо противное естественному праву.

Гроций исследовал раннюю историю человеческого общества, именуемую им как «естественное состояние без государства и частной собственности».

Стремление людей к общению, а не божественное установление побудило их заключить договор о создании государства, цель которого - защита частной собственности, соблюдение права и общей пользы.

Важнейшим признаком государства является верховная власть, непосредственным носителем которой, в зависимости от формы правления, может быть одно лицо, группа лиц или собрание либо их сочетание.

Международное право Гроций рассматривает с позиции общей оценки права, отличительным признаком которого является сила. Поэтому война, как состояние борьбы силы, не противоречит естественному праву. Но это не означает, что все войны допустимы.

Г. Гроций первый из идеологов ставит на научно-теоретическую основу проблему о справедливых и несправедливых войнах. Справедливые войны - оборонительные, для сохранения целостности государства, защиты имущества; несправедливые - захватнические, в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов. Конечной целью войны должно быть заключение справедливого, основанного на естественном праве мира. Разработанная Гроцием теория естественного права и общественного договора быстро приобрела сторонников в других странах. А его учение о мире, основанное на принципах равенства и сотрудничества между народами и государствами, на идее международного правопорядка, дало основание считать Г. Гроция «отцом международного права».

41. Учение Джона Локка о государстве и праве

В работе «Два трактата о государственном правлении» Джон Локк (16321704) изложил свое понимание политико-правовых концепций.

Локк уделял внимание естественному состоянию человеческого общества. Его он рассматривает как состояние не войны, а мира, полной свободы и равенства. Но механизма, способного обеспечить сохранение естественных прав (права собственности, личной свободы, состояния равенства), нет, так как в условиях естественного состояния люди руководствуются своими интересами, которые могут вести к несправедливости одного человека по отношению к другому. Не хватает строго установленного закона, по общему согласию устанавливающего нормы справедливости и несправедливости, а также силы, способной поддержать справедливый приговор и привести его в исполнение. Люди отказываются от индивидуального права на наказание, которым располагал каждый из них в условиях естественного состояния, «для того, чтобы оно осуществлялось только тем из них, кто будет назначен на это, и посредством тех законов, о которых согласится сообщество или уполномоченные на то лица». Это, считал Локк, является «первоначальным правом и источником как законодательной, так и исполнительной власти... ».

Новый порядок утверждается посредством общественного договора, на основании которого гарантом прав и свобод человека становится государство.

Локк наделяет государство строго определенными функциями, которые не дают ему покушаться на естественные права людей. Тогда же появляется гражданское общество. В целях предотвращения злоупотреблений государством своими полномочиями и упорядочения взаимоотношений между его различными органами Локк одним из первых обосновывает принцип разделения властей. Он предлагает создать законодательную и исполнительную власть, наделив первую верховными полномочиями. При этом всякая власть обязана править согласно законам, провозглашенным народом, а не путем импровизированных указов. Суд он не относит к числу самостоятельной ветви власти. Но полагает, что верховная власть должна править с помощью справедливых судей, опирающихся на законы и обладающих властью разрешать все затруднения на их основе.

В гражданском обществе все без исключения должны подчиняться закону, который является основой свободы и порядка.

Формы правления, считал мыслитель, зависят от того, кому принадлежит власть законодателя. Отсюда - демократия, олигархия, наследственная или выборная монархия. Локк был сторонником конституционной монархии.

42. Политико-правовые идеи Б. Констана

Бенжамена Констана (17671830) считают духовным отцом либерализма на европейском континенте.

Стержень политико-теоретических конструкций Констана - проблема индивидуальной свободы. Для европейца Нового времени - эта свобода есть нечто иное, нежели свобода, которой обладали люди в античном мире. У древних греков и римлян она заключалась в возможности коллективного осуществления гражданами верховной власти, в возможности каждого гражданина непосредственно участвовать в делах государства. Вместе с тем свобода совмещалась с почти полным подчинением индивида публичной власти. Свобода же современного европейца - личная независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять на управление государством.

Прямое постоянное участие каждого индивида в отправлении функций государства не входит в ряд строго обязательных элементов данного типа свободы.

Материальная и духовная автономия человека, его надежная защищенность законом стоят у Констана на первом месте и тогда, когда он рассматривает проблему индивидуальной свободы в практически-политическом плане. С его точки зрения, этим ценностям должны быть подчинены цели и устройство государства. Естественным ему кажется такой порядок организации политической жизни, при котором институты государства образуют пирамиду, вырастающую на фундаменте индивидуальной свободы, неотчуждаемых прав личности, а сама государственность в качестве политического целого венчает собой систему сложившихся в стране различных коллективов (союзов) людей.

Констан уверен в том, что люди, будучи свободными, в состоянии самостоятельно и разумно реализовать себя в жизни. Они способны за счет своих индивидуальных усилий и без воздействия какой-либо надличностной силы обеспечить себе достойное существование. Границы народного суверенитета должны кончаться там, где начинается «независимость частного лица и собственная жизнь». Недопустимо ослаблять силу того государства, которое действует сообразно указанным прерогативам.

Политическим идеалом Констана никогда не было государство пассивное и маломощное. Современное государство должно быть по форме конституционной монархией. В лице конституционного монарха политическое сообщество обретает, согласно Констану, «нейтральную власть». Она вне трех «классических» властей, независима от них и потому способна (и обязана) обеспечивать их единство, кооперацию, нормальную деятельность. Наряду с институтами государственной власти гарантом индивидуальной свободы должно также выступать право. Право противостоит произволу во всех его ипостасях.

43. Политико-правовые идеи Алексиса де Токвиля

Две известнейшие работы А. Токвиля (18051859): «О демократии в Америке» и «Старый режим и революция». Предмет его наибольшего интереса составили теоретические и практические аспекты демократии. Демократия трактуется им широко. Она для него олицетворяет такой общественный строй, который противоположен феодальному и не знает границ между высшими и низшими классами общества. Но это также политическая форма, воплощающая данный общественный строй.

Сердцевина демократии - принцип равенства, неумолимо торжествующий в истории. Если перспективы демократии и равенства (понимаемого как равенство общественного положения разных индивидов, одинаковость их стартовых возможностей в сферах экономической, социальной, политической жизнедеятельности) у Токвиля никаких особых забот не вызывали, то судьбы индивидуальной свободы в условиях демократии очень волновали его. Он считал, что торжество равенства как такового не есть стопроцентная гарантия воцарения свободы. Другими словами, всеобщее равенство, взятое само по себе, автоматически не приводит к установлению такого политического строя, который твердо оберегает автономию индивида, исключает произвол и пренебрежение правом со стороны властей. Свобода и равенство, по Токвилю, явления разнопорядковые. Отношения между ними неоднозначные. И отношение людей к ним тоже различное. Во все времена люди предпочитают равенство свободе. Для Токвиля очевидна величайшая социальная ценность свободы. В конечном итоге лишь благодаря ей индивид получает возможность реализовать себя в жизни, она позволяет обществу устойчиво процветать и прогрессировать:

«Кто ищет в свободе чего-либо другого, а не ее самой, тот создан для рабства». «Люди, живущие в эпоху равенства, естественно, питают расположение к центральной власти и охотно расширяют ее привилегии; однако в том случае, если эта власть полностью соответствует их интересам и неосознанным стремлениям, доверие к ней почти не имеет границ и люди, отдавая что-то власти, полагают, что дают это себе».

Аристократия у него - синоним неравенства. Современная демократия возможна лишь при тесном союзе равенства и свободы. Любовь к равенству, доведенная до крайности, подавляет свободу, вызывает к жизни деспотию. Деспотическое правление, в свою очередь, обессмысливает равенство.

А. Токвиля весьма мало занимает вопрос, каким надлежит быть конкретно политическому устройству демократического общества - монархическим или республиканским. Важно, по его мнению, лишь то, чтобы в этом обществе утвердилась представительная форма правления.

44. Политические взгляды Б. Франклина

Бенджамин Франклин (17061790) стал всемирно известным благодаря своим научным трудам по электричеству, а также подвижничеству на ниве просветительства и дипломатии. Франклину принадлежит одна из версий плана конфедерации штатов. Он был активным участником составления Статей конфедерации 1781 г., а также Декларации независимости и проекта федеральной Конституции на Филадельфийском конвенте.

Франклин был сторонником радикальных политических преобразований. На протяжении полувековой общественной деятельности в роли публициста, члена выборных собраний или дипломата он неизменно отстаивал идею независимого и гармоничного развития своей страны как «страны труда», в которой отсутствует резкая поляризация между богатыми и бедными, между роскошью одних и аскетизмом других, где люди живут в состоянии «счастливой умеренности», где простота республиканских нравов определяет все материальные предпочтения и политические навыки.

При известии о начале революционных действий во Франции Франклин высказывал большое беспокойство в связи с тем, что «огонь свободы может не только очищать, но и разрушать».

Стоить отметить, что Б. Франклин был одним из первых сторонников естественно-правовой концепции в Америке. Естественно-правовая аргументация, т. е. апелляция к «естественным и неотчуждаемым правам человека» вне зависимости от его государственной принадлежности, усилилась в Америке с 1744 г., когда стало очевидным нежелание английского парламента пойти на уступки. В политических памфлетах Томаса Джефферсона, Александра Гамильтона и др. политические требования поселенцев-колонистов получили главным образом естественно-правовое обоснование. Незадолго до объявления Декларации независимости США (4 июля 1776 г.) мысль о неотчуждаемых и естественных правах получила признание не только в публицистике, но также и в политических и конституционных документах.

Характерно, что усилиями Франклина и некоторых других деятелей американской революции идейное наследие грекоримской мысли было привлечено к защите американского республиканизма, который нуждался не только в учреждениях и правилах деятельности, но и в особой политической философии. Именно Франклин стал одним из учредителей и первым президентом «Общества политических изысканий», задачей которого провозглашалось развитие знания о государственном управлении и совершенствование политической науки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Некоторые исследователи считают его родоначальником характерного утилитаризма.

45. Политические взгляды Т. Джефферсона

Самое известное произведение Т. Джефферсона (1743-1826) - Декларация независимости США (1776). В его политических предпочтениях наблюдается известная эволюция от радикальных, нередко утопических программ до умеренных либеральных принципов.

Уже в первой своей значительной работе «Общий обзор прав Британской Америки» (1774), опубликованной в виде анонимной брошюры как обращение к английскому королю, молодой философ и публицист обосновывал тезис о необходимости вернуть народу «права, полученные по законам природы». Характерно, что обращение к королю за содействием писалось «языком правды» и было «лишено выражений раболепия». Существенно также и то, что сам король характеризовался «не больше как главный чиновник своего народа, назначенный законом и наделенный известной властью, чтобы помочь работе сложной государственной машины, поставленной для того, чтобы приносить пользу народу, и, следовательно, подверженный контролю со стороны народа».

В «Заметках о штате Виргиния» Джефферсон высказывается по вопросу о будущем демократии в Америке. Его не оставляет надежда на то, что человечество вскоре «научится извлекать пользу из всякого права и власти, которыми оно владеет или может принять на себя». Собирая народные деньги и оберегая свободу народа, не следует в то же время доверять их тем, кто заполняет учреждения законодательной, исполнительной и судебной власти, особенно в тех случаях, когда они не испытывают никаких ограничений. Вместе с тем Джефферсон убежден, что в скором времени «коррупция в этой стране, как и в той, откуда мы происходим, охватит правительство и распространится на основную массу народа; когда правительство купит голоса народа и заставит его заплатить полной ценой. Защищая право на свободу вероисповедания, Джефферсон относил это право к разряду естественных прав и потому непереуступаемых никакому правительству.

Республиканские принципы в организации и деятельности государства, по его мнению, должны пронизывать последовательно все уровни - организацию и деятельность федерации, штата, а также округа, района и отдельного прихода. Полемизируя с Юмом относительно происхождения всякой справедливой власти и ее носителей (большинство, меньшинство, отдельные личности), Джефферсон твердо держался принципа правления большинства, полагая, что лекарством от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедливостей в целом меньше, чем от правящего меньшинства.

46. Политико-правовые идеи СенСимона

СенСимон (17601825) - политический мыслитель и деятель. Он полагал, что определяющее значение в истории имеет индустрия, под которой понимал все виды экономической деятельности людей и соответствующие ей формы собственности и классы.

История человеческого общества - это смена общественных систем, каждая последующая из которых представляет собой более высокую ступень развития человечества. Она включает три основных этапа: теологический, метафизический и позитивный.

Первый этап характеризуется господством религиозных представлений, свойственных Древнему миру и Средневековью. Второй - господством абстрактных философских идей в период буржуазного общества.

Третий этап откроет господство позитивной науки.

На этом этапе будет создано справедливое общество, прогресс которого приведет к удовлетворению потребностей людей, к «золотому веку».

СенСимон предлагал план создания рационального общественного строя, в основе которого лежит развитие промышленности и сельского хозяйства, создание так называемой «промышленной системы». Основными ее чертами считал превращение общества во всеобщую ассоциацию людей, введение обязательного для всех производительного труда, создание равных для всех возможностей применять свои способности и осуществление распределения по способностям, государственное планирование производства, превращение государственной власти из орудия управления людьми в орудие организации производства, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании национальных границ.

СенСимон полагал, что первенствующее положение в обществе должен занять промышленный класс. На самых выдающихся промышленников должно быть возложено управление государственным достоянием.

Духовная власть должна быть в руках ученых, светская - в руках собственников. Власть выбирать людей для выполнения обязанностей - в руках всего народа. Основное назначение политики, по мнению СенСимона, заключается в соединении обладателей власти с рабочими против неработающего капитала, а задачи государства - в заботе о труде; Если будет хорошо организована центральная власть, считал он, то в сферах труда и быта также будут найдены разумные формы и организации.

СенСимон не отрицал необходимость государства для осуществления стоящих перед обществом проблем, но допускал возможность того, что по мере интеллектуализации народа, повышения его нравственности исчезнет необходимость в государстве как аппарате насилия.

Страница 5 из 8« Первая...34567...Последняя »