Отечественная литература

Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А. С. Пушкина (на примере 3-4 стихотворений)

Любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – дар жизни.

«Я помню чудное мгновенье» - одно из самых проникновенных, трепетных, гармонических стихотворений Пушкина, относящихся к любовной тематике. Оно автобиографично и посвящено Анне Петровне Керн.

Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание лирического героя. Это глубоко сокровенное, затаенное воспоминание согрето таким трепетным и горячим, незатухающим чувством, что мы невольно и незаметно приобщаемся к этому благоговейному преклонению перед святыней красоты:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Эмоциональная тональность последующих строф также не снижается. Лирический герой вспоминает годы своей петербуржской жизни, прошедшие «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты». Иной настрой чувств он воссоздает, вспоминая свою жизнь в период южной ссылки («Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»). Поэт упоминает и про «мрак заточенья» Михайловской ссылки, о тягостных днях, проведенных «в глуши»: «Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви».

Но всегда в памяти героя были «милые», «небесные» черты, «голос нежный» все так же звучит в его душе.

Гармоническая умиротворенность стихотворения достигается задушевностью интонации, меланхолическими раздумьями о днях, прожитых «без божества, без вдохновенья». Но вдруг гармония взрывается. Тихая нежность уступает место бурной страсти. Вновь - возрождение чувств в душе поэта, вновь - прилив жизненных сил, вновь – приход творческого вдохновения: «Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты…»

В этом стихотворении Пушкина любовная тема сочетается с философскими раздумьями поэта о своей жизни, о радости бытия, о творческом вдохновении в чудные моменты встречи с чарующей красотой.

Любви присуще и трагическое – ревность, разлука, смерть любимой. Любовь у Пушкина часто безответна, она горит и сжигает сама себя, как в стихотворении «Сожженное письмо»:

Прощай, письмо любви

…. гори письмо люби.

Готов я, ничему душа моя не внемлет.

Любовь, как свеча, сгорает за короткий миг, и от нее остается лишь пепел и опустошенная душа. Казалось бы, лирический герой должен был разочароваться в этом чувстве. Но Пушкин лишь касается трагического в любви, его «печаль светла», и он никогда не впадает в уныние. Лирический герой всегда желает счастье той, которую любит, пусть и безнадежно («Я вас любил…»):

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Неразделенная любовь лирического героя Пушкина лишена всякого эгоизма. Он по-настоящему любит женщину, заботится о ней, не хочет тревожить ее своими признаниями.

Любовная лирика Пушкина подкупает чистотой и глубиной переживаемых чувств, гармонией и умиротворенностью.

Тема свободы и ее философское звучание в произведениях русской поэзии XIX в

Свобода человека, защита его духовной автономии является одной самых актуальных тем в русской литературе. Она получила широкое отражение как в поэзии, так и в прозе. Особенно остро она прозвучала в романтической лирике начала XIX века.

Свобода может рассматриваться в двух планах: общественном и философском. Наиболее глубоким и трудным является второй план.

Тема свободы получает философское отражение в стихотворении «Анчар». Перед нами развертывается философский символический пейзаж – гордая пустыня и древнее, ядовитое дерево Анчар. Оно смертельно опасно, живые существа обходят его стороной, в нем таится часть вечной стихии. Но в мире людей царит несвобода, рабство, принуждение, власть сильных над слабыми. В этом корень зла. Рабство убивает человека в моральном и физическом плане. Таким образом, анчар становится символом несвободы, господства насилия и рабства.

Несколько иначе тема свободы рассматривается А. С. Пушкиным в стихотворении «К морю». Лирический герой здесь обращается к свободной стихии, вверяет ей свои заветные думы. Душа творца и состояние моря напоминают друг друга в стихийности, непрерывном движении, поиске, свободе. Первая часть стихотворения представляет собой романтическое описание бушующего моря, во второй части поэт обращается к морю, возникает тема личности и судьбы, свободы и предопределенности, тема Наполеона.

Именно в жизни французского императора слились эти составляющие. Наполеон был свободен в своих действиях и решениях. Именно поэтому ему удалось добиться всемирной славы. При этом характер Наполеона напоминает лирическому герою «неукротимость, могущество, глубину» моря. В итоге, лирический герой подводит читателей к чувству неприятия условий, при которых подавляется личность человека: «Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран».

Пушкин ратовал за свободу и в стихотворениях, посвященных поэту и поэзии: «Поэт», «Поэт и толпа». Именно свобода творческого самоопределения является одним из главных критериев творчества.

Свобода – идеал устремлений и для М. Ю. Лермонтова. Недаром в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» он утверждает: «Я ищу свободы и покоя». Общественная атмосфера тех лет подавляла духовную свободу человека. Поэтому свой идеал М. Ю.Лермонтов находил в стихии природы, вдали от светской суеты и лжи. Об этом свидетельствует поэма «Мцыри». Три дня, проведенные героем на воле, приравниваются к целой жизни: ощущение остроты бытия, счастья пронизывает всю поэму. Только свободный человек, по мысли поэта, может считаться счастливым. Даже бой с могучим барсом он воспринимает как часть свободного существования.

Именно поэтому вся композиция поэмы построена на антитезе: монастырь и свободная стихия природы. Умирая, Мцыри сожалеет о тусклой жизни старого монаха и просит похоронить его на стороне, обращенной к его родине, к природе. Судьба и свобода здесь нерасторжимы.

Мотивы жажды свободы присутствуют и в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Жалобы Турка»(1829). Поэт написал это стихотворение, когда ему было всего 15 лет, но оно отличается редкой глубиной познания жизни. Здесь звучит страстная боль, горечь человека, который наблюдает страшную картину рабства, и, вместе с тем, страстный протест, негодование против этой несвободы. М. Ю.Лермонтов всегда призывал, прежде всего, к духовной свободе, возможности активного самостоятельного действия.

Таким образом, в теме свободы выделяются два взаимосвязанных плана: личностный, духовный и план, связанный с существованием человека в обществе, зависимость его поступков от общественного мнения. Ощущение внутренней свободы позволяет творить, изливать сердце. Главное, к чему призывали поэты – сохранить и ценить это величайшее благо, которое позволяет ощутить вкус жизни.

Сюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни.

Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя. Когда Ларре сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой», себялюбец ответил, что этот закон его не касается, ибо он хочет остаться «целым». Надменный эгоист вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено и дорога только его личная свобода. Это было утверждение права на господство сильной личности, противостоящей массе. Но вольные люди отвергли индивидуалиста-убийцу, осудив его на вечное одиночество.

Себялюбцу Ларре контрастно противопоставлен герой второй легенды - Данко. Ларра ценил только себя и свою свободу, Данко же решил добыть ее для всего племени. И если Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», то Данко погиб, спасая своих соплеменников. Освещая путь вперед, смельчак «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Изергиль, скрипучий голос которой «звучал, как будто это роптали все забытые века», рассказала две древние легенды. Но Горький не хотел связать ответ на вопрос: «В чем смысл жизни и настоящей, а не мнимой свободы?» только с мудростью прошлых лет. Трехчастная композиция позволила художнику установить связь между легендами, рассказанными героиней, и реальной действительностью. Повествование Изергиль о собственной судьбе, поставленное в центре произведения, служит как бы связующим звеном между преданием и реальной жизнью. Изергиль сама встретила на своем пути свободолюбивых и мужественных людей: один из них сражался за свободу греков, другой оказался среди восставших поляков. И потому не только легенды, но и собственные наблюдения привели ее к знаменательному выводу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда ест место подвигам». Не менее важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»

Вместе с воспеванием подвига во имя счастья людей в рассказе проявилась и другая, не менее характерная черта горьковского творчества, – обличение трусливой косности обывателя, мещанского стремления к покою. Когда Данко умер, его смелое сердце продолжало пылать, но «осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Что же смутило этого человека? Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их неустанном стремлении к свободе, и потому мещанин постарался погасить пламя, освещавшее дорогу вперед, хотя сам воспользовался этим светом, оказавшись в темном лесу.

Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы пояснял, в чем заключено истинное бессмертие человека. Ларра отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца.

В рассказе явственно ощущается связь с традициями романтизма. Они проявились в контрастном противопоставлении двух героев, в использовании традиционных романтических образов (тьма и свет в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев («Что сделаю я для людей!?» - сильнее грома крикнул Данко»), в патетике, напряженной взволнованности речи. Связь с романтической традицией ощущается и в трактовке отдельных тем, например, в понимании личной свободы у Ларры. В романтических традициях даны в рассказе и картины природы.

Своеобразие конфликта в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Особенности языка и стиха пьесы

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В комедии подняты злободневные общественные вопросы того времени: положение русского народа, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность.

Идейный смысл комедии заключается в противопоставлении двух общественных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого, крепостнического, и нового, прогрессивного, в разоблачении всего отсталого и провозглашения передовых идей того времени. Конфликт комедии – конфликт между Чацким и фамусовским обществом, между «веком нынешним и веком минувшим».

Общество в комедии получило название по фамилии Павла Афанасьевича Фамусова. Этот герой - типичный представитель старомосковского общества. Он обладает всеми достоинствами, ценящимися здесь - богатством, связями, поэтому Фамусов является примером для подражания. Чацкий же представитель «века нынешнего», выразитель передовых идей своего времени. В его монологах прослеживается целостная политическая программа: он разоблачает крепостничество и его порождения - бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм.

Представители московского дворянства лишены каких-либо гражданских мыслей и интересов. Смысл жизни они видят, прежде всего, в материальном и жизненном благополучии. Это карьеристы и лицемеры, которые стоят у власти, занимают высокое общественное положение. Службу «фамусовцы» рассматривают только как источник доходов, как средство получить незаслуженные почести. Очень показательно признание самого Фамусова:

А у меня что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

В обществе московских дворян распространены такие явления, как кумовство, семейственность. Фамусов говорит: «Ну как не порадеть родному человечку», и не скрывает тот факт, что у него «служащие чужие очень редки: Все больше сестрины, свояченицы детки».

Эти люди лишены чувства гуманности, это враги свободы и душители просвещения, их сокровенное желание – «забрать все книги бы да сжечь». Один из них выменивает на три борзые собаки толпу своих слуг. Другой, ради пустой забавы, сгоняет на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродает их поодиночке.

Сатирически обличая поместную и бюрократическую знать, всю феодально-крепостническую систему, А. С. Грибоедов ясно видел и положительные общественные силы своей эпохи: зарождение и рост новых, прогрессивных стремлений и идей. Так, Скалозуб жалуется Фамусову, что его двоюродный брат, набравшийся «каких-то новых правил», пренебрег следовавшим ему чином, оставил службу и «в деревне книги стал читать». Княгиня Тугоуховская рассказывает, что ее родственник, учившийся в педагогическом институте, «чинов не хочет знать!». Фамусов, имея в виду широкое распространение вольномыслия, называет свое время «ужасным веком». Но с наибольшей полнотой пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Это, несомненно, горячий патриот, бесстрашный противник крепостничества и деспотического самовластья, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий клеймит невежество, обличает барство и выступает пламенным пропагандистом науки, просвещения, искусства.

В комедии конфликт заканчивается всеобщим признанием Чацкого сумасшедшим, а любовная драма завершается разоблачением любовной интриги, которую вел Молчалин. В конце пьесы Чацкий чувствует себя покинутым всеми, в нем усиливается чувство отчужденности от общества, к которому он некогда принадлежал. Развязка любовной драмы влияет на основной конфликт: Чацкий оставляет неразрешенными все противоречия и покидает Москву.

В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение, но, проигрывая, он остается непобежденным, так как понимает необходимость борьбы с «веком минувшим», его нормами, идеалами, жизненной позицией.

Как первая в новой русской литературе реалистическая комедия «Горе от ума» несет в себе признаки яркого художественного своеобразия. Реализм комедии проявляется в искусстве речевой индивидуализации персонажей: каждый герой говорит своим языком, обнаруживая тем самым свой неповторимый характер. Грибоедов-реалист существенно обогатил язык новой русской литературы элементами разговорной речи, включая просторечия и осваивая народный язык.

До «Горя от ума» комедии писались шестистопным ямбом, и диалоги теряли оттенок живой речи. Грибоедов же, широко используя опыт басен Крылова, ввел в свою комедию вольный ямб. Стих приобрел необыкновенную гибкость.

Изображая в комедии «Горе от ума» социально-политическую борьбу консервативного и прогрессивного лагерей, общественные характеры, нравы и быт Москвы, Грибоедов воспроизводит обстановку всей страны. «Горе от ума» - это зеркало феодально-крепостнической России с ее социальными противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванного победить.

Почему встреча Базарова и Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Как-то в беседе с Флобером Тургенев сказал: «Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, какого не может дать ничто другое». Любовь, по мнению писателя, заставляет человека раскрыться с лучших сторон. Почему же встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви?

С приездом в поместье Анны Сергеевны начинается смятенность Базарова. «Какой я смирненький стал», - отмечает Базаров. Автор прослеживает внутреннее состояние Базарова («он легко раздражался, говорил нехотя») и, в то же время, отмечает глубинные психологические различия между главным героем и Одинцовой. Он захвачен чувством целиком: «Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, - страсть, сродняя злобе». Одинцова же, привыкшая руководствоваться в жизни больше рассудком, чем чувством, под влиянием уходящей жизни и желания новизны «заставила себя дойти до известной черты» и спокойно отступила. Базаров после своего признания всю ночь «не спал и не курил» и почти ничего не ел. Автор отмечает: «Сумрачно и резко выдавался его похудалый профиль из-под нахлобученной фуражки».

В объяснении этих героев все показательно: разница переживаний, жизненных установок, наконец, главное – значение происшедшего для их судьбы. Ведь Одинцова вновь уходит в свой уютный мирок, а позже вступает в выгодный брак «по убеждению». Базаров же мучительно ощущает потерю, несколько раз пытается вызвать женщину на новый разговор, извиняясь перед ней, заставляет себя назвать любовь «чувством напускным». Но пред смертью прощается с Анной Сергеевной как с красотой самой жизни.

Итак, мы видим, во-первых, что любовь Базарова и Одинцовой не была взаимной – любил лишь главный герой, а Одинцова позволяла себя любить, играла в чувство. Во-вторых, счастье между героями не было бы возможным, так как это две диаметрально противоположные по характеру, убеждению, моральным и нравственным принципам личности. Это люди разных эпох, которых свел друг с другом случай.

Любовные переживания Базарова воспринимаются неоднозначно. Их страстная напряженность, цельность и сила вызывают поклонение герою. В любовном конфликте он предстает крупной и неординарной личностью: отвергнутый, герой одержал нравственную победу над эгоистической женщиной. Однако, чувство к ней и разрыв трагичны для Базарова.

На протяжении всего романа мы наблюдаем эволюцию главного героя: уже в том, что Тургенев заставил его попасть в сети романтического чувства, ранее отрицаемого им, и потерпеть фиаско в любви, просматривается намерение автора развенчать нигилистические теории Базарова.

Встреча главного героя с Одинцовой – это своеобразное испытание для его характера с целью раскрыть Базарова со всех сторон. И любовь Базарова изначально была обречена, так как противоречила его жизненной позиции. Одинцову же данный тип не привлекает, а пугает, так как противоречит ее «убеждениям».

Романтический идеал Человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в рассказе представлены три героя, у каждого из которых своя жизненная философия: Ларра, сын женщины и орла, Данко, сын человеческий, и старуха Изергиль, современница повествователя.

Ларра – воплощенная бездуховность. Он мнит себя совершенным, поэтому губит неугодных ему: «Я один… я не поклоняюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!» Бездумное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, - все это обесценивает и гордость, и красоту, изначально присущие Ларре. Он не мог и не хотел идти на компромисс, не попробовал приспособить свои желания к законам общества. Эгоизм понимается им как проявление личной свободы, а свое право на любой поступок – от рождения право сильного. Он, несомненно, исключительная романтическая личность, идеальная по своему отрицательному бездуховному, безнравственному содержанию.

Данко – герой с диаметрально противоположными жизненными позициями, качественно иной тип романтического идеала человека. От глубокого сострадания к соплеменникам, потерявшим волю и мужество, к их погибающим душам зажегся в сердце Данко огонь любви. Вспыхнувшая в соплеменниках злоба к смелому юноше, когда он вел соплеменников к свету, стала причиной разгорания этой любви до яркого факела, осветившего им путь.

Источник подвига Данко – глубокая вера в возможность пробуждения в людях человеческого начала. Поэтому герой и ведет свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу, гармонии. Но самопожертвование Данко, его любовь к людям не была оценена. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца героя, стараясь убить даже память о нем. Видимо, память о Данко, честном и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости. Данко же отдает свою жизнь во имя людей и, умирая, испытывает истинную радость. Вот он – романтический идеал положительного героя, человека, способного на бескорыстный подвиг!

Между этими двумя легендами в рассказе показана история жизни старухи Изергиль. Она тоже романтическая героиня, ее идеал – свобода. Она гордый человек и живет так, как ей хочется. Но ради любимого человека Изергиль способна на подвиг и самопожертвование. В этом она близка Данко. В том, как она бездумно бросала своих любимых, в эгоистическом желании любви и жажде наслаждений Изергиль походит на Ларру. Вся ее жизнь – поиск любви, а, по сути, попытка найти в жизни личность яркую, способную на смелый поступок. Но реальный мир небогат такими людьми, и поиск оказался бесплодным. Слабость, бесцветность окружающих людей иссушили эту некогда красивую женщину, но не убили ее мечту о гордом человеке.

Итак, Горький пытался показать три судьбы, три характера, три типа романтического идеала человека. Проблема лишь в том, что хотя «в жизни… всегда есть место подвигу», идеальные личности не воспринимаются людьми в обществе. Идеальный человек, по Горькому, обречен либо на изгнание, либо на смерть, либо на одиночество.

Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста.

Чацкий в комедии «Горе от ума» противопоставлен лагерю старой Москвы, врагам свободомыслия и просвещения. Это представитель нового, молодого поколения, идущего другими путями, нежели фамусовы и молчалины. Вот как представляет себя грибоедовский герой:

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науке он вперит ум, алчущий познаний,

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим «высоким и прекрасным».

Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимость личности. Рабской морали Фамусовых и Молчалиных он противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного поклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими, служение делу, а не лицам во имя чести и блага родины – таковы моральные принципы главного героя комедии. Он страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова.

В этом и заключается смысл духовной драмы Чацкого. Он терпит горе от своего ума, глубокого в критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру фамусовых и скалозубов, но еще слабого в определении правильных путей борьбы за преобразование действительности.

Как уже говорилось, Чацкий был подлинным представителем века Просвещения. Причины уродливости жизни он и видел в неразумности общества. Герой верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных гуманных идей. Но жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, разбив не только общественные, но и личные надежды Чацкого.

Но ведь горе от своего ума испытывает не только Чацкий, но и весь фамусовский мир. Ведь главный герой чувствовал себя человеком «нынешнего века» и отнюдь не сознавал себя одиноким. И, несмотря на свое «горе», чацкие наносят страшный удар по миру фамусовых, молчалиных и скалозубов. Спокойное и беспечное существование этого общества кончилось: его философию жизни осудили и против него восстали. И если чацкие пока слабы в своей борьбе, то фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.

Итак, центральной проблемой и важнейшим идейным спором комедии является противоречивое отношение героев к «уму».

Горе от ума – это ситуация, когда человек живет, руководствуясь усвоенной системой стереотипов. Чацкий в этом смысле ничем не отличается от других. Его трагедия в избытке энтузиазма при недостаточном осмыслении своих реальных целей.

Автор, таким образом, на примере главного героя утверждает, что «горя от ума» не будет, когда в человеке соединится зрелость, глубина проникновения в суть вещей и разумность во всех отношениях.

Патриотическая тема в произведениях отечественной литературы

Патриотизм русского народа воспевался во все времена. Огромная любовь к своей стране воплощалась в произведениях отечественных писателей в образах смелых и сильных героев, а также в прекрасных описаниях родной природы и просто ярких русских характеров.

Роман-эпопея «Война и мир» поистине считается образцом мужества и героизма русских людей. Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю, поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя. Исход войны 1812 года был определён, с точки зрения писателя, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а «дубиной народной войны», действовавшей с «простотой» и «целесообразностью».

Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством, а и умеет сказать о нём, анализировать его, понимает общий ход дел. Именно он в состоянии оценить и определить настроение всего войска перед Бородинским сражением.

Многочисленные участники сражения охвачены единым чувством патриотизма. «Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», - вот всё, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл «неясных» и тоже слишком кратких слов солдат: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.

По мнению Толстого, в войне 1812 года огромную роль сыграла личность Кутузова. Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Кутузов знал, что «решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Слияние с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости.

Анна Ахматова Навсегда связала свою судьбу с судьбой родной земли, и, когда после революции пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно, громко в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…». Но становиться певцом победившего класса Ахматова не собиралась. Она не отказывала революции в величии целей, но была убеждена, что их утверждению не могло способствовать поругание человечности, жестокость.

Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. Если в раннем творчестве всей родиной для поэтессы был Петербург, то с годами, при обращении к теме родины, ее размышления становятся все более значительными. Например, в стихотворении «Родная земля» любовь к родине проверяется всей жизнью, но и смерть, убежденна Ахматова, не может оборвать нить связи человека с родной землей:

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным краем.

<…>

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.

Для С. А. Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии, это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, с ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие говора, с красочным миром природы. Но чем дальше уходит Есенин от своей малой родины, тем больше меняется его поэзия, язык, краски.

Исторические события, изменившие Россию, со всей полнотой отразились в есенинской поэзии. Образ «голубой Руси» сменяется у него Русью советской. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней – о России: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

Образ России в лирике Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как ее облик. Но остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье «дышать и жить». Теме любви к России посвящены такие стихотворения, как «Гой, ты, Русь, моя родная», «Край ты мой заброшенный», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Русь», «Русь советская», «Русь уходящая», «Письмо к женщине», и многие другие.

Тема родины во всей времена была ведущей в русской литературе. К ней обращались многие поэты и писатели, каждый разрабатывал эту тему по-своему, но неизменным всегда оставалось одно – глубокая любовь к России.

Судьба человека в контексте эпохи (по рассказам И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник»)

В творчестве И. А. Бунина отразилось время, в которое ему довелось жить. В произведениях этого писателя зафиксировались не только исторические и бытовые детали России начала 20 века. Бунин в своем творчестве сумел передать колорит эпохи, настроения, царящие в душах людей, их взгляды, их мировоззрение.

В этом отношении показательны рассказы «Чистый понедельник» и «Господин из Сан-Франциско».

Название рассказа «Чистый понедельник» (входит в сборник «Темные аллеи», 1944) имеет конкретный характер: его центральное событие происходит в понедельник на первой неделе Великого поста. Но это название носит и обобщенный смысл: в рассказе возникает картина последнего праздника довоенной московской жизни. Зыбкая эмоциональная атмосфера повествования, характеризующее настроения времени, создается благодаря тому, что рассказ ведется от лица героя, поглощенного «странной любовью» в «странном» городе. Его возлюбленная «загадочна, непонятна». О будущем герой старается не думать, настоящее же вызывает у него только беспомощные вопросы: «И зачем, почему надо так жестоко мучить меня и себя». Рефрен, который повторяется в первых строках рассказа, усиливает странные ощущения героя – ощущения сна наяву.

В рассказе судьба героев получает не только психологическую, но и философско-историческую мотивировку. За крайностями их внешней жизни проглядывает какая-то русская тоска, поиски смысла жизни, раздумья над судьбой России, что было так характерно для людей того времени. Таинственность происходящего оказывается тесно переплетена с основными настроениями времени - роковыми предчувствиями.

В рассказе есть конкретные временные рамки – конец масленицы и наступление Великого поста. Это реальное время приобретает в «Чистом понедельнике» символическое звучание. Стремление к очищению характерно не только для героини рассказа, которая уходит в монастырь. Оно было свойственно всем мыслящим людям начала 20 века.

Наряду с поисками смысла жизни, духовного самосовершенствования, умонастроения начала 20 века характеризовались тревогой, депрессией, растерянностью, ощущением неминуемой беды, кризиса. Это в полной мере отразилось на судьбе героя-рассказчика. Его роковая любовь закончилась крахом, оставив лишь разочарования и боль.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» раскрывает кризис западноевропейской цивилизации, постигший ее в начале 20 века. Это произведение было написано Буниным в 1915 году, когда писатель уже жил в эмиграции. Писатель видел, что буржуазное общество бездуховно, что развитие технического прогресса в нем идет в ущерб духовному, внутреннему развитию.

Герой рассказа – некий господин из Сан-Франциско - становится символом бездуховного буржуазного мира. Он – пустышка, не имеющая души и видящая цель своего существования лишь в услаждении тела. Этот господин полон снобизма и самодовольства. Он считает себя «хозяином» положения, потому что у него есть деньги.

Собираясь путешествовать по Старому Свету, господин из Сан-Франциско тщательно разрабатывает маршрут, все планирует и просчитывает. Но судьба все решает иначе. В жизнь и этого героя Бунина вмешивается фатум. Сначала утлый пароходик с символичным названием «Атлантида» едва справился с бурей, которая обрушилась на него в океане, а затем, на отдыхе, герой умирает от удара.

Все планы этого человека нарушаются, его самодовольство и самоуверенность ничего не значат и ничего не стоят. В зыбком и неустойчивом мире нет опор и основ, которые гарантировали бы стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Нельзя обезопасить себя и быть в чем-то уверенным. В подтверждение этой мысли тело богатого господина доставляется домой в трюме, всеми забытое и ненужное. Никакой авторитет и никакие деньги не смоги обеспечить герою достойного завершение его жизненного пути.

Произведения Бунина наполнены настроениями тревожности, нестабильности, приближающейся трагедии, скорой смерти. Герои его произведений, люди своего времени, и их судьбы в полной мере отражают эти настроения.

Страница 17 из 19« Первая...10...1516171819