. Экспертиза.
Принципы клинико-психологической экспертизы (в отличие от клинико-психологической диагностики):
- исследовать не только нарушенные, но и сохранные стороны психики;
- соотносить психический статус в требованиями того действия, в отношении которого проводится экспертиза.
1) врачебно-трудовая экспертиза: психолог должен оценить, насколько человек, переболевший определенной болезнью или не до конца выздоровевший, сохранен в психическом плане, не оставила ли болезнь следов в психике. ВТЭК определяет степень инвалидизации: 3 гр. - некоторый изъян, позволяющий заниматься многими формами труда; 2 гр. - более тяжелый дефект, который ограничивает трудовые возможности человека; 1 гр. - человек не может и не имеет права работать.
Психологи ВТЭКа решают, может ли человек вернуться к своей работе, или рекомендует рекомендует другую - в соответствии с возможностями человека и требованиями деятельности.
2) военно-медицинская экспертиза: раньше психолог оценивал, в основном, уровень психического развития, чтобы в армию не попадали недоразвитые, в последние годы - оценка личностных аномалий призывников (неспособность к дисциплине, психопатичность, чрезмерная возбудимость и т. д.). Психологи оценивают стабильность, уравновешенность личностного склада и отсеивают акцентуированных, психопатичных и возбудимых.
Вследствие психологических ошибок повышается частота суицидов в офицерском составе (тяжелые жизненные условия семей), невооруженной и вооруженной агрессии, стрессов и индивидуально-специфических психических нарушений.
3) судебно-психиатрическая и судебно-психолого-психиатрическая экспертизы:
основная задача судебно-психиатрической экспертизы - определить вменяемость человека. Вменяем - наказать, невменяем - отправить на принудительное лечение, вылечить и выпустить. "Можно ли вменить в вину поступок?" - решается на основании двух факторов, медицинского (болен или нет) и психолого-юридического (мог ли в тот момент осознавать последствия своих поступков и руководить своими действиями), причем для принятия отрицательного решения необходимо соблюдение обоих критериев. Решение вопроса о невменяемости носит конкретный характер не только в смысле состояния психики конкретного человека, но и в смысле конкретного преступления (например, легкому олигофрену мелкую кражу не простят, а участие в групповом преступлении - мог не осознавать своей роли).
Судебно-психолого-психиатрическая экспертиза помимо вопроса о вменяемости может решать и другие вопросы:
- каков уровень психического развития человека, соответствует ли умственный возраст паспортному (например, если "по уму" несовершеннолетний, то даже вменяемому смягчат)
- в каком аффективном состоянии человек находился в момент совершения преступления, не было ли чрезмерного аффекта, который человек не мог контролировать (если да, то вменяем, но смягчат)
- можно ли доверять показаниям свидетелей (психолог может характеризовать особенности психики человека, которые могли повлиять на его свидетельские показания)
- оценка состояния суицидента перед актом самоубийства на основании имеющихся фактов (каковы причины, чья вина)
4) психолого-педагогическая экспертиза: осуществляется клиническими психологами в отношении детей с аномалиями развития, трудностями обучения, отклонениями поведения. Дается диагноз и прогноз эффективности педагогических действий - где и как учить и корректировать. Иногда в рамках этой экспертизы проводится различение ЗПР и недоразвития.
Клиническая психология
29.Роль клинического психолога в решении экспертных задач
30. Предпосылки и пути развития клинической психологии
Ускорение процесса формирования новой самостоятельной специальности было обусловлено взаимодействием ряда факторов.
Один из них – возрастание потребности в оказании психологической помощи населению, а именно – коррекция поведения, мобилизация внутренних ресурсов и усиление адаптационных возможностей, с целью нормализации психического здоровья.
Психическое здоровье представляет собой узловую точку взаимодействия человека и общества. ВОЗ: «Здоровье - не только отсутствие болезней, но состояние физического, социального и духовного благополучия». (Ю. Ф.Поляков «Новая специальность – клиническая психология», СПЖ, в.10)
История развития КП представляет собой «извилистый» путь, поскольку изначально расположилась между медициной и психологией, неся в себе тем самым междисциплинарный характер. Считается также, что точкой отсчета зарождения КП явился гиппократовский призыв «лечить не болезнь, но больного».
К предпосылкам развития КП автор известного учебника «КП» Lothar R. Schmidt (1978) относит значительные успехи в последней четверти 19-го столетия психофизиологии и психофизики, связанные с именами Вундта, Гельмгольца, Вебера и Фехнера. Но первый труд по клинической/медицинской психологии появился значительно раньше, написанный в 1852 году Lotze. Развитие КП начинается прежде всего в рамках психометрических и психодинамических традиций. Психометрическая традиция связана с именами Френсиса Гальтона, Джеймса МакКиин Кеттелла и Альфреда Бине, которые первыми разработали и предложили использовать для оценки индивидуальных различий тесты. Психометрическая традиция нашла свое продолжение и в последующие годы, усилившись особенно во время двух мировых войн – первой и второй. Использовались методы диагностики и психологической помощи. По некоторым данным бывшие военные психологи после войны начали практиковать в клинических рамках и использовать клинический метод в три раза больше и чаще, чем до войны. Нечто подобное случилось и с отечественными – советскими психологами, хотя не в таком массовом порядке. Благодаря труду единиц – Б. В.Зейгарник, А. Р.Лурия – была оказана существенная помощь раненым. Результатом их работы в клиниках и госпиталях после войны было рождение таких составных частей К(медицинской)П как: патопсихология и нейропсихология.
Динамическая традиция в психологии связана с именами членов так называемой «Бостонской группы», которая провозгласила «новую психологию», - William James, G. Stanley Hall, в Европе – с именами Wilhem Wundt и его ученика – психиатра Emil Kraepelin (Германия), Josef Breuer, Sigmund Freud (Австрия) Karl G. Yung (Швейцария), Charcot, Pier Janet (Франция), Н. Н.Ланге, В. М.Бехтерев (Россия).
В конце 19 и начале 20 веков имели место две тенденции, которые вместе взятые, несомненно, характеризовали процесс развития и клинической психологии: открытие психологических лабораторий в больницах и клиниках, прежде всего психиатрических (Э. Крепелин, С. С.Корсаков и др.), с одной стороны, и открытие психологических клиник, с другой. Так, первой подобной психологической клиникой была клиника, открытая Lightner Witmer при Пеннсильванском университете в 1906 году. Уитмер был первым, кто заговорил о «психологической клинике», о «клинической психологии» и о «клиническом методе в психологии» (1907). Он начал выпускать журнал «Психологическая клиника», в котором обсуждались вопросы, очень инновационные по тем временам. В психологической клинике Уитмера уделялось большое внимание вопросам связи физических дефектов и неврологических условий с проблемами поведения; связи физических дефектов, как слепота и глухота, с дефектами ментальными и др. Почти через 15 лет подобную клинику при университете в г. Айова открывает C. E.Seashore. В 1927 году при Гарвардском университете была открыта психологическая клиника Morton Prince. Как в пределах психологических клиник, так и за их пределами растет число клинических психологов и сфер ими охватываемых. В рамках проблем ментальной гигиены, прежде всего в США, начали открываться клиники, которые названы были как «клиники сопровождения детей». Клинический психолог входил в штат таких клиник вместе с психиатром и социальным работником. С 20-х годов этого столетия психологи начали работать и в открываемых в США «ментальных госпиталях». David Shakow (1948) много сделал для налаживания диалога между психологией и психиатрией. В отечественные психиатрические больницы первые психологи пришли лишь в 60-е годы, которые чаще всего были просто представителями гуманитарных профессий и не имели специального образования. Область тестирования интеллекта относилась к тем областям, где КП в то время была наиболее продвинута. В связи с этим была заметна довольно большая активность психологов в работе с умственно отсталыми детьми. Это направление работы психологов достаточно сильно культивировалось и в бывшем Советском Союзе, значительно позже в рамках деятельности тогдашнего Института дефектологии АПН (сегодня Институт коррекционной педагогики РАО) (Л. В.Знаков, Ж. И.Шиф, В. И.Лубовский). Уже в 30-е и 40-е годы 20 века стал заметен рост числа психологов, проявлявших интерес к терапии. В это же время начал свою деятельность и Carl Rogers (1951).
КП и академическая психология оказывали друг на друга заметное влияние, формируя симбиотические отношения. Придавали жизненные силы и оказывали всяческое влияние на КП и другие науки, прежде всего медицинские (психиатрия). Если в 30-е годы, в связи с доминированием идеи превенции, предоминировали в ориентации и характеристиках КП понятия «ребенок», «психологический» и «институциональный». Несколько позже – в 50-е годы акценты сместились. С 40-ых годов одной из проблем КП стала также «концепция профессии психолога вообще и клинического психолога в частности».
Сегодняшнее состояние КП отражает во многом ее прошлое – «извилистый путь ее развития» и явно незавершенность ее развития, начиная от терминологического аппарата (ее названия) и кончая содержанием, проблемной модели клинического психолога, системной подготовки (кто говорит и как долго), а также юридическими вопросами (права, ответственность, психотерапия и т. д.).
Несомненные заслуги в развитии отечественной К (мед.)П наряду с «московской школой» (основатели: А. Р.Лурия, Б. В.Зейгарник; Ю. Ф.Поляков, Е. Д.Хомская, Л. С.Цветкова, В. В.Николаева, Б. С.Братусь, В. В.Лебединский и др. (МГУ)), значительный вклад внесла и «ленинградская школа» (в основании: В. М.Бехтерев, В. Н.Мясищев; М. М.Кабанов, Б. Д.Карвасарский, Л. И.Вассерман – благодаря которым функционирует до сих пор проблемная комиссия «Медицинская психология» РАМН (с 1985 года Г. В.Залевский является ее членом)). Также заметный вклад в теорию и практику КП (мед-кой, патологической) внесли украинские психологи В. М.Блейхер и Л. Ф.Бурлачук, грузинские психологи и психиатры И. Т.Бжалава, В. Г.Норакидзе и др., а также группа психологов (Москвы, Ярославля, Томска) во главе с профессором М. С.Роговиным.
В настоящее время область психологических знаний, которую все еще обозначают терминами «КП», «мед-кая психология», «патопсихология», «аномальная психология» и др., переживает новый период своего развития, особенно в нашей стране, что связано с появлением огромного числа психотехнологий, построенных на совершенно разных методолого-методических основаниях (в разных парадигмах), а нередко возникших совершенно интуитивно, из чистой эмпирии. Но появление – это зов времени и результат ее востребованности в связи с ростом социальной напряженности, дезадаптационных тенденций, невротизации общества и т. д.
В силу своего пограничного – между психологией и медициной – положения, имеются некоторые трудности: трудность в определении самой КП – ее предмета, отсюда и ее названия (клиническая, медицинская, патологическая или еще как). (Г. В.Залевский «К истории, состоянию и проблемам современной клинической психологии», СПЖ, в.10)
31. Личность и болезнь
Аркадий Мацанов, кандидат медицинских наук Личность и болезнь нтенсивность физиологических процессов находится в зависимости от функционального состояния центральной нервной системы. Причем возбуждение нервной системы повышает тонус организма, усиливает его защитные и адаптационные механизмы. Чрезмерные длительные возбуждения могут приводить к истощению защитных сил, снижению функции всех адаптационных систем, и тогда может развиться болезнь.
Теория Г. Селье об общем адаптационном синдроме, подчеркивая роль эндокринных факторов в патологических процессах, показывает взаимосвязь патологического и защитного в реакциях организма на патогенные раздражители. При этом необходимо помнить, что при всем значении вегетативно-эндокринных механизмов в адаптации их основная роль заключается в создании оптимальных условий для работы высших отделов центральной нервной системы.
Определяя основной механизм связи организма с внешней средой и регуляцию адаптационных процессов, нервная система является "организатором" борьбы организма с патологическим процессом. Высшие отделы центральной нервной системы обладают многообразными возможностями повышения резистентности организма, которое достигается увеличением активности клеточных и гуморальных компонентов искусственного и естественного иммунитета, путем тормозного влияния на аллергические процессы.
Центральная нервная система мобилизует и направляет защитные силы организма. Сегодня можно считать установленным, что условные рефлексы не объясняют всех механизмов психической деятельности. Психическая деятельность включает в себя огромный пласт бессознательного, эмоциональные переживания, наконец, характер личности человека. Эмоции отражают потребность и вероятность ее удовлетворения в данный момент.
Отрицательные эмоции возникают при невозможности удовлетворить биологические и социальные потребности, причем они тем больше, чем больше потребность. Происходит мобилизация энергетических и мыслительных резервов, раздвигаются рамки вероятностного мышления, возникают новые комбинации идей, новые ассоциации... Повышаются мышечная работа, деятельность желез внутренней секреции, сердца, артериальное давление - все направлено на достижение цели.
Положительные эмоции связаны с нарастанием вероятности достижения цели. У больных они оказывают благоприятное влияние на течение заболевания. Об этом говорил еще в XVI веке Амбруаз Паре: "Веселые люди всегда выздоравливают!" В медицине длительное время "психическое" часто подменяли "физиологическим" толкованием явлений.
Учение И. П.Павлова, имеющее огромное влияние на биологов и медиков всего мира, акцентируя внимание на физиологических процессах, невольно усилило значение объекта и отвлекло внимание от субъекта исследования. Не отрицая множество детерминант физиологического типа в процессе адаптивной деятельности организма человека, необходимо иметь в виду, что с психологическими факторами надо считаться принципиально всегда, независимо от характера расстройства биологической регуляции.
Определяя психологическую сопротивляемость, 3. Фрейд вводит понятие "силы Я", под которым понимает толерантность к неудовлетворительным аффективным переживаниям, их переносимость субъектом без распада его поведения, способность подчинять эти напряжения, приспособляя их к так называемому "принципу реальности", сопротивление, которое "Я" оказывает дезорганизации действий, если потребности не могут быть удовлетворены.
Продуктивно используя психоаналитический термин "силы Я", подразумевая под этим способность контролировать напряжение, стремящееся к реализации психологической установки, допуская, что объектами контроля могут быть различные психологические установки, создающие угрозу целенаправленной деятельности, клиницист должен повышать "силу Я", максимально увеличивая резервы "психологической защиты".
При этом необходимо помнить об огромной важности "значащих" переживаний, под которыми понимают выдвигаемые жизнью и исключительно индивидуальные эмоциональные напряжения (любовь, страх, горе, ненависть, зависть и другие). Они составляют главное содержание психической жизни человека, влияют на его психическое и соматическое состояние. "Удельный вес" психического фактора, видимо, особенно велик в начале болезни и убывает по мере углубления болезни, по мере развития процесса.
Таким образом, "психологическая защита" является важным механизмом предотвращения расстройства поведения и биологических процессов не только при конфликтах сознании и "бессознательного", но и при столкновении вполне осознаваемых аффективно насыщенных установок. Ее недостаточность облегчает развитие и функциональных и органических расстройств. Степень изменения психики при заболевании зависит от характера личности больного, его "Я", от психологической защиты и ее резервов.
В зависимости от характера личности, по-разному протекает "внутренняя картина болезни ", имеющая большое значение в понимании поведения больного и помогающая врачу вовремя и правильно корректировать субъективные переживания, нередко являющиеся гораздо более тяжкими, чем объективная картина болезни.
Учитывая то обстоятельство, что разобраться в мозаике личностных рисунков очень непросто, и принимая во внимание условность любой классификации, для выбора тактики психотерапии и удобства анализа мы предлагаем делить больных на пять групп: 1. Больные циклотимного склада оптимистичны и доброжелательны, легко вступают в контакт и верят в хорошую перспективу лечения. Влюбленные в жизнь, они нередко долго отказываются от обследования и лечения, преуменьшают серьезность заболевания.
Этот отказ идет не от глубокого внутреннего страха, как это иногда бывает, а от недооценки опасности заболевания: "Ерунда! Эта болезнь хорошо лечится, да и медицина у нас на уровне!" В разговоре с такими больными можно не бояться даже преувеличивать опасность заболевания, не боясь ятрогении.
2. Больные эпитимного склада угрюмы и раздражительны до злобности, с прямолинейными, лишенными сомнений суждениями; они требуют четкой формулировки диагноза и перспективы лечения, сами рекомендуют врачу "вырезать все радикально". Любое сомнение для таких больных мучительно, и, подчиняясь внутреннему сопротивлению этому состоянию, они создают сами гипотезу, тенденциозно укрепляя ее фактами и превращая в теорию происхождения своего заболевания.
Они могут подробно объяснить, "что и как у них произошло". С такими больными надо говорить четко и уверенно, по возможности показывая анализы и рентгенограммы. Два-три слова, даже не понятных больному, но проникнутых оптимистической безапелляционностью, действуют при этом весьма убедительно 3. Больные ювенильного склада возбудимы и очень внушаемы, склонны бурно и многословно преувеличивать свои переживания.
Плачут, громко рассказывают о себе, о положении дома, на работе в связи с болезнью, значительно преувеличивая значение собственной персоны. Склонные к яркому фантазированию, они рисуют страшные картины, видя себя то мучениками, то героями, вовлекая окружающих в свои фантазии и обращая на себя внимание. Такие больные тоже имеют "свое представление о болезни, в которой разобрались лучше всякого профессора". Следует отметить, что переживания у больных с ювенильным складом личности весьма нестойки.
Внимание их легко переключается на другой предмет, и тогда они успокаиваются. Но вот снова яркие картины "ужасного будущего", и снова слезы и жалобы. Спокойный, доброжелательный, ласковый разговор врача их сравнительно легко успокаивает. 4. Больные астенического склада застенчивые и робкие, обидчивые и честолюбивые, с вегетативной неустойчивостью, они легко краснеют, не любят быть в центре внимания, в отличие от больных ювенильного склада, постоянно требующих к себе особого внимания.
Заболевание свое и его перспективы воспринимают как "судьбу": "руки опускаются!", теряются, не знают куда идти, к кому обращаться, кого слушать... Добросовестные и пунктуальные, они не склонны детально размышлять о заболевании, аккуратно выполняют все назначения врача и легко успокаиваются от уверенного тона, доброжелательной и доверительной беседы "по душам". 5. Больные психостенического склада мрачные, неловкие, во всем сомневаются, видят только плохие перспективы, "весь мир в черных красках". Склонны преувеличивать опасность даже там, где ее можно не ждать. Боятся всего неясного, неизвестного. Переживания исключительно тягостны, эмоционально и мысленно насыщенны. Отсутствие четких определений и ясной перспективы в начальный период болезни приводит таких больных нередко к мысли о самоубийстве. Они угрюмы, всем недовольны, трудны в коллективе.
Их мучают сомнения. Тяжелые мысли лишают их сна, аппетита. Они замыкаются в себе, прислушиваются только к своим ощущениям. Дружеская беседа, уверенный тон и ободряющие разъяснения успокаивают их ненадолго. Снова и снова возникают новые мысли, новые сомнения, новые переживания... Стало общепризнанным требование учета личностных особенностей больного. Однако на деле требование это остается больше теоретическим признанием, чем конкретно проводимым в клиническую практику принципом.
Как правило, врачи не включают в изучение больного анализ структуры его личности, особенности его реагирования ни в целях клинико-диагностических, ни при составлении индивидуального плана терапевтических мероприятий. Психика как функция наиболее тонкой и организованной материи, естественно, одна из первых реагирует на более или менее серьезные непорядки в соматической сфере. Поэтому поведение и характер больного являются самым тонким показателем его состояния.
Принцип индивидуализации в лечении предполагает не только знание конкретного больного, но и конкретной фазы развития болезни и формы психоэмоциональной реакции на болезнь. Именно поэтому медицина должна быть личностной наукой.
Изучение личности больного, "внутренней картины болезни " позволяет клиницисту реально осуществлять принцип индивидуализации лечения, своевременно распознать и предупредить осложнения, целенаправленно проводить малую психотерапию, которую обязаны применять в своей практике врачи всех специальностей. Поговорим о психологии [М. Горбачев, Ю. Маницкая, Ю. Яковленко] Методы психоэнергетической саморегуляции и саморазвития [А. Хайкин, Н. Шерстенников] Стрессы, аутотренинг и здоровье [А. Хайкин]
© Мацанов Аркадий
Реакции личности на болезнь.
Фобическая реакция — тревога и страхи с переоценкой тяжести заболевания. Пациент, вовремя не обращается за помощью к врачу из опасения серьезного диагноза или напротив, по любому поводу вызывает «скорую», боится лечь в стационар, страшится обследований и возможных болей при лечении, теряется при виде незнакомой медицинской аппаратуры, волнуется после разговоров о болезнях. Опасается осложнений, не принимает лекарства либо устанавливает «безопасные» их дозы. Часто выявляется страх повторения болезни, ее затягивания, тяжелых последствий, опасения инвалидизации. Легко формируется зависимость от врача.
Сенситивная реакция — чувство стыда, связанное с болезнью. Пациент ощущает свою неполноценность, моральную несостоятельность, греховность, если считает болезнь постыдной и осуждаемой. Медлит с обращением за помощью, скрывает ее проявления. Испытывает сенситивные идеи отношения: подозревает, что окружающие знают о его болезни, презирают его, говорят о нем, распускают слухи. Очень болезненно воспринимает замечания в свой адрес, держится скованно и напряженно, склонен к депрессии и импульсивным реакциям.
Депрессивная реакция — переживание чувства вины из-за болезни. Подавленное настроение сочетается с самообвинениями в нарушениях лечебного режима, в отклонениях от здорового распорядка жизни, в легкомыслии и безответственности, а иногда и с мазохистическими тенденциями. Болезнь м. восприниматься как заслуженная кара свыше, как возмездие и справедливое наказание. Аутоагрессивные тенденции могут стать серьезным препятствием к своевременному и полноценному лечению, побуждая пациента отклонить предлагаемую помощь, не выполнять необходимых рекомендаций, хотя пациент вроде бы осознает неправильность подобного поведения. Нередко чувство вины возникает перед близкими людьми. Отказываются от ухода за собой, не желая быть бременем для окружающих. Считают, что врач уделяет им слишком много внимания. Не выкупают дорогостоящих медикаментов, нарушают режим питания, если думают, что ущемляют достаток других, торопятся с выпиской на работу, предполагая, что там их поведение могут расценить как симулятивное. Депрессивная реакция на болезнь встречается у гипотимных личностей, нередко свидетельствует о депрессивных сдвигах настроения.
Ипохондрическая реакция — погружение в болезнь. Последняя становится центром внимания и интересов пациента. Он не может либо даже не пытается отвлечься от мыслей о болезни, все прочие аспекты жизни смещаются на периферию сознания или полностью вытесняются. В разговоре «вязнет» на теме болезни, задает множество вопросов, пытаясь доискаться до ее первоистоков. Отмечается склонность к фармакофилии, иногда, напротив, привередливость в выборе средств лечения. Часто настороженно относится к врачам, особенно если они не разделяют ипохондрических интерпретаций. Повторение ипохондрических реакций и их фиксация может вести к ипохондрическому развитию личности.
Истерическая или нозофильная реакция — бегство в болезнь, которая становится средством преодоления психологических проблем и манипулирования окружающими. Это потребность в заботе, внимании, опеке, желание удивить, вызвать панику чем-то из ряда вон выходящим, удержать жену или мужа, возбудить чувство вины и др. Достаточно часто истерическая реакция на болезнь связана с асоциальными, паразитическими установками. Пациенты с истерической реакцией на болезнь часто неискренни, склонны к сочинительству, постоянно меняют жалобы, порой заимствуя новые из опыта других больных, крайне неохотно расстаются с больничной койкой и ролью пациента, в которой чувствуют себя более комфортно, нежели в качестве здорового человека. Демонстративно стремятся убедить окружающих и врача в факте серьезной болезни, обижаются на них, когда они не склонны в это верить, типичны «обострение» болезни перед выпиской, миграция от врача к врачу или детская привязанность к тем из них, от кого исходит «понимание» и родительское отношение. Иногда ревнуют врача к больным, которым он уделяет больше внимания.
Дисфорическая реакция — раздражительность, озлобленность, со склонностью винить окружающих в своей болезни, мстить им за это. Пациенты добиваются наказания виновных, н-р, подают в суд на учреждение или предприятие, где они «потеряли» здоровье. Более всего их волнует не сам факт болезни, а возможность восстановить «справедливость» — тут можно говорить также о сутяжно-паранойяльной реакции, иногда весьма длительной и переходящей в развитие. Озлобление прорывается и в таких действиях, как спаивание неопытных людей, провоцирование пациентов с зависимостью, намеренное распространение инфекции, н-р, туберкулезной и венерической, злорадство при виде страданий других людей и «ненависть» по отношению к здоровым. В отделении больные придирчивы, постоянно чем-то недовольны, часто вступают в конфликты, бывают грубы, заносчивы, требуют внимания к себе, легко переходят к ультиматумам и угрозам. Под маской агрессии нередко скрывается страх, чувство беспомощности и растерянности, но это не всегда ясно осознается самими пациентами и понимается окружающими.
Эйфорически-анозогностическая реакция — непонимание факта болезни или недооценка ее тяжести в сочетании с благодушием, необоснованным оптимизмом и наплевательским отношением к вопросам лечения. Наблюдается большей частью у пациентов с органическими повреждениями головного мозга, при алкоголизме и токсикомании, иногда при эпилепсии.
Суицидальная реакция — мысли и действия в направлении самоубийства, мотивация которого связана с переживанием и осознанием болезни. Возможна у разных пациентов и в рамках различных реакций на болезнь: депрессивной, ипохондрической, истерической, сенситивной. Иногда бывает обусловлена жестокими, невыносимыми болями, страхом перед умиранием при неизлечимых заболеваниях, ужасом, охватывающим человека, осознавшего факт психического заболевания, мучительным стыдом из-за «позорной» болезни, дискредитирующей пациента. М. б. следствием психического шока, наступающего после прямолинейного объявления врачом диагноза безнадежной болезни, порою диагноза, который, как потом выясняется, оказался неподтвержденным.
Регрессивная реакция — снижение уровня мотивации и поведения, наступающего в связи с осознанием болезни. Н-р, покорность, отказ от активности в роли пациента, нацеленность на инвалидность, склонность к праздности, пьянству, вымогательству и попрошайству, инфантильная зависимость от врача, лекарств и многое другое, отчасти упомянутое в других формах реакции на болезнь.
Утилитарная реакция — в противоположность регрессии это прогрессия, повышение уровня мотивации и поведения, обусловленное сознанием болезни и приближением роковой черты. Пациенты отказываются от лечения, если не верят в его эффективность или не желают тратить на него быстро тающий остаток жизни. Всю свою энергию целиком посвящают делам, с которыми связывают цель своего существования, желая умереть с чистой совестью и сознанием своего человеческого достоинства.
Эргопатическая реакция — сокрытие, диссимуляция болезни, если она препятствует профессиональной деятельности. Особенно часто встречается у пилотов, машинистов, водителей и вообще там, где доступ к работе регламентируется очень жестко. Диссимуляция нередко наблюдается у пациентов, настойчиво стремящихся к выписке по болезненным мотивам, н-р, у депрессивных больных, склонных к самоубийству, у больных с бредом ревности, у желающих избавиться от психиатрического диагноза и в ряде других случаев.
Реакция отчуждения — отстраненное переживание перенесенной болезни как случившегося не на самом деле, происшедшего «во сне», «в воображении», «не со мной». Это «какой-то бред, я стараюсь поскорее о нем забыть, вспоминать это неприятно». «Кажется, это было очень давно и никогда не повторится». «Не верю, что такое вообще бывает, это что-то нереальное».
От «специфических расстройств личности» отличают «хроническое изменение личности после переживания катастрофы». Примерами стресса катастрофы м. б. пребывание в концентрационных лагерях, положение в блокаде, плену или в качестве заложника с постоянными ожиданиями быть убитым, инсценирование смертной казни, казни близких людей, стихийные бедствия, пытки и т. п. Индивидуальная уязвимость в отношении подобных стрессов не имеет основного значения, так как упомянутые или подобные им ситуации выходят за рамки того, что способен перенести человек.
Хроническим изменениям личности после переживания катастроф может предшествовать фаза манифестного посттравматического расстройства (психоза). Собственно изменения личности являются хроническими, длящимися минимум два года, выражаются стойкими нарушениями адаптации и разрывом межличностных связей. Паттерн изменений личности после катастроф включает:
1. враждебное или недоверчивое отношение к миру;
2. социальную отгороженность;
3. переживание опустошенности и безнадежности;
4. ощущение существования «на грани» с постоянным ожиданием угрозы и повторения катастрофы;
5. отчужденность.
«Хроническом изменении личности после психической болезни», наблюдающемся после окончания душевной болезни, в частности, шизофрении. Его характеризуют следующие клинические признаки: чрезмерная зависимость и требовательное отношение к другим; убежденность в наличии такой степени внутренней измененности, которая делает неспособным формировать и поддерживать тесные и доверительные отношения в личностном и социальном плане; аспонтанность, снижение интересов к занятиями досугу; ипохондричность, постоянные жалобы на болезнь; неустойчивое и дисфорическое настроение; значительное снижение в социальном и трудовом функционировании в сравнении с преморбидным периодом.
Хроническое изменение личности после психической болезни м. б. установлено спустя два года и более после окончания болезни, если оно не связано с обширным повреждением или болезнью мозга. Вероятно, подобные изменения личности возникают также после тяжелых, инвалидизирующих соматических заболеваний.
32.Московская школа клинической психологии и ее вклад
Несомненные заслуги в развитии отечественной клинической (медицинской) психологии принадлежат «московской школе», у основания которой стояли А. Р.Лурия и Б. В.Зейгарник, а продолжают развивать ими заложенные традиции их ученики: Ю. Ф.Поляков, Е. Д.Хомская, Л. С.Цветкова, В. В.Николаева, Б. С.Братусь, В. В.Лебединский и др. (МГУ).
Факультет психологии был создан в 1966 г. В настоящее время он является основным центром подготовки квалифицированных специалистов по всем направлениям бурно развивающейся психологической науки.
Главное направление научных исследований, ведущихся на факультете, - разработка теории деятельности, основы которой были заложены в советской психологии в работах Л. С. Выготского и затем развивались С. Л. Рубинштейном и другими учеными Московского университета. Это направление стало широко известно в мировой психологии благодаря трудам А. Н. Леонтьева, который был создателем психологической теории деятельности и внес большой вклад в ее развитие.
На фак-те ведутся теоретические и экспериментальные исследования по таким основным направлениям, как структура и развитие личности чка, формирование деятельности и психики рка, закономерности взаимодействия коллектива и личности, нарушения и коррекции деятельности и психики. Проводятся работы по изучению отдельных психических функций: восприятия, памяти, воли, эмоций. Интенсивно развиваются исследования закономерностей взаимодействия человека и ЭВМ. В нашей стране и за рубежом широко известны работы ученых факультета психологии МГУ по исследованию психики животных (зоопсихология), а также нейронных механизмов психических процессов (психофизиология).
Мировое признание получило новое направление в психологии, созданное профессором А. Р. Лурия, - нейропсихология. Она занимается анализом нарушения психики при локальных поражениях мозга и коррекцией этих нарушений. Лурия рассматривает нейропсихологию как Науку о роли отдельных мозговых зон в поведении человека. Основоположник нейропсихологии А. Р.Лурия, развивая идеи Л. С.Выготского о социальной детерминации и системном строении высших психических функций, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов, являющуюся теоретической основой нейропсихологии. Отечественная нейропсихология сформировалась на основе положений общепсихологической теории, разработанной в советской психологии Л. С. Выготским и его последователями – А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем и другими психологами. Нейропсихология – одна из областей психологического знания, которая способна решать как теоретические, так и практические задачи клинической психологии.
Широко известна теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий, сформулированная профессором П. Я. Гальпериным. Эта теория, раскрывающая закономерности обучения, создает новые возможности для оптимизации учебного процесса.
Ученые-психологи оказывают большую помощь народному хозяйству, отраслям культуры и медицины: разрабатывают инженерно-психологические рекомендации, пути повышения производительности труда, методы усовершенствования процесса обучения школьников и студентов, способы диагностики психических нарушений при локальных поражениях ГМ и душевных заболеваниях.
Обучение на факультете включает социально-гуманитарные, естественно-научные, общепрофессиональные психологические дисциплины и дисциплины специализации. Общепрофессиональная психологическая подготовка складывается из курсов общей психологии, истории психологии, экспериментальной психологии, курса лекций по методологическим вопросам психологии, психогенетики. Серьезные навыки экспериментальной работы студенты получают в общем практикуме по психологии, где они выполняют задания по разделам: "Наблюдение и беседа в психологии", "Эксперимент", "Психодиагностика" и "Измерение в психологии". Фундаментальная психологическая подготовка включает также учебные дисциплины, которые знакомят студентов с отраслями психологической науки: клинической психологией, нейропсихологией, психофизиологией, возрастной и педагогической психологией, психологией труда и инженерной психологией, социальной психологией, зоопсихологией. В цикле дисциплин специализации студенты более основательно знакомятся с избранной отраслью психологии, а также овладевают методами исследования и практической работы психолога.
Под руководством Л. С. Выготского из небольшой группы его учеников и соратников (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, вскоре к ним присоединились А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина, Р. Е. Левина) в Институте психологии сложилась школа превратившаяся в одну из самых больших и влиятельных школ в советской психологии. Выделение этого направления было связано с введением в психологию деятельности как центрального образования.
Идейным основанием московского направления стали, как было уже сказано, работы Л. С. Выготского (1896-1934). Один из основоположников советской психологии, он внес огромный вклад в разработку ее методологических принципов, он создал культурно-историческую концепцию, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин). Трактовка Л. С. Выготским опосредствованной структуры психических процессов и психического как человеческой деятельности послужила краеугольным камнем, основой для всей разрабатывавшейся им научнопсихологической теории – теории общественно-исторического развития психики человека. Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма этого влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Л. С. Выготский считал интериоризацию, прежде всего интериоризацию знаков – искусственно созданных человечеством стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением.
Из учеников и последователей Л. С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечественной психологии фигур был А. Н. Леонтьев (1903-1979), с именем которого связано развитие теории деятельности. В целом А. Н. Леонтьев развивал важнейшие идеи своего учителя, уделяя, однако, основное внимание тому, что оказалось недостаточно разработано Л. С. Выготским - проблеме деятельности. Если Л. С. Выготскому психология представлялась наукой о развитии высших психических функций в процессе освоения человеком культуры, то Леонтьев ориентировал психологию на изучение порождения, функционирования и строения психического отражения реальности в процессе деятельности. Общий принцип, которым руководствовался А. Н. Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя – психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней – практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности. Сложившиеся в результате интериоризации внутренние структуры, интегрируясь и преобразуясь, являются, в свою очередь, основой для порождения внешних действий, высказываний и т. п. этот процесс перехода внутреннего во внешнее обозначается как экстериоризация. Принцип интериоризации-экстериоризации – один из важнейших в теории деятельности. А. Н. Леонтьев выделяет стадии эволюционного развития психики. Первая обозначается как “элементарная сенсорная психика”. Следующая стадия – “перцептивная психика”; третья – названа стадией интеллекта. Согласно идее А. Н. Леонтьева, новые ступени психического отражения возникают вследствие усложнения деятельности, связывающей организм с окружающей средой. В связи с развитием деятельности А. Н. Леонтьев обсуждает и проблему возникновения сознания. Возникновение сознания обусловлено возникновением особой формы деятельности – коллективного труда. Другим фактором выступает включенность человека в речевое общение. Итак, деятельность выступает исходным моментом формирования психики. А. Н. Леонтьев описал структуру деятельности (потребность, мотив, действие, цель), выделил понятие ведущей деятельности.
Основатель патопсихологии Б. В.Зейгарник (ученица К. Левина). Ею разработаны теоретические основы патопсихологии, описаны расстройства психических процессов, сформулированы принципы работы патопсихолога. Последователи: Поляков, С. Я.Рубинштейн, Соколова, Тхостов, Братусь. Патопсихология исследует структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада в их сопоставлении с нормой, при этом она дает классификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии.
Научная школа, у истоков которой стоял Л. С. Выготский, - одна из ведущих в отечественной психологии. Помимо А. Н. Леонтьева, к ней принадлежат замечательные ученые, работавшие в различных областях психологии: А. Р. Лурия (1902-1977), Д. Б. Эльконин (1904-1981) – крупнейший отечественный специалист в области детской психологии; А. В. Запорожец (1905-1981), исследовавший роль практических действий в генезисе познавательных процессов и роль эмоций в смысловой регуляции деятельности; Л. И. Божович (1908-1981), основные работы которой посвящены проблемам развития личности ребенка; П. И. Зинченко (1903-1969), исследовавший память с позиции деятельностного подхода; П. Я. Гальперин (1902-1988) – создатель теории поэтапного формирования умственных действий.
33. Отношение клинической психологии и медицинской психологии (как психологии для медиков)
Понятие клинической психологии в разное время имело различные акценты. Зарождение научной клинической психологии датируется концом XIX в., когда американец Лайтнер Уитмер (Ligthner Witmer) (1867-1956), учившийся в Лейпциге у Вундта, ввел понятие клинической психологии, основав первую психологическую клинику и первый специальный клинико-психологический журнал «The Psychological Clinic» (об истории клинической психологии см. часть II). С 1917 г. клиническая психология как организация исследователей и практиков представлена Американской ассоциацией клинической психологии (впоследствии интегрирована в Американскую психологическую ассоциацию, АРА). В немецкоязычных странах уже с начала XX в. в психологии существовало большое количество научных и практических направлений, которые можно отнести к сфере клинической психологии; но само понятие как таковое оформилось только в середине XX в. Так, в 1946 г. Гельпах издал труд по клинической психологии (Hellpach, 1946), имея в виду психологию соматической медицины. Шрамль (Schraml, 1970, S. 21) одним из первых в немецкоязычных странах предложил понимать клиническую психологию гораздо шире, чем просто как психологию в клинике: «Клиническая психология есть применение знаний, техник и методов основных психологических специальностей, а также смежных с ними дисциплин, таких как глубинная психология, социология и социальная педагогика, в широком клиническом поле: от консультационных бюро и специализированных воспитательных учреждений до больниц». В то время как определение Шрамля опирается на учреждения, мы определяем клиническую психологию исходя из предмета ее исследования — расстройств:
Клиническая психология Есть частная психологическая дисциплина, предмет которой — Психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств/болезней. Сюда относятся следующие разделы: этиология / анализ условий возникновения расстройств, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья, оценка).
Понятие клинической психологии встречается и в англоязычных странах; наряду с ним в специальных журналах и учебниках употребляется и понятие Abnormal Psychology (патологическая психология) частично как синоним (например, Davison & Neale, 1996), частично при описании области психологической дескрипции и этиологии психических расстройств. См., например, руководство Айзенка, впервые изданное в 1969 г. (Eysenck, 1973).
Психологические дисциплины часто подразделяют на фундаментальные и прикладные, при этом клиническая психология рассматривается как прикладная дисциплина. Однако научно-теоретическая дискуссия (ср. также главы 3 и 4) показала, что подразделение наук на прикладные и фундаментальные во многом произвольно, так как первые не могут не касаться также и фундаментальных вопросов, а вторые способствуют решению прикладных проблем. Точно так же обстоит дело и с клинической психологией: например, прикладное исследование нарушений функций вносит свой вклад в представления об интактных функциях. Это во многом относится к этиологическому исследованию, имеющему преимущественно фундаментальный характер, а также в какой-то мере к исследованию интервенции.
Если говорить о статусе клинической психологии с точки зрения представителей теории науки, то здесь нет разногласий: клиническая психология — это эмпирическая наука (Baumann, 1995; см. главы 3 и 4), то есть эмпирико-научная дисциплина, в кото рой эксперименту придается особое значение. Несмотря на это, среди практиков такого единодушия нет, поскольку значительное число практикующих клинических психологов используют в своей работе методы глубинной психологии или гуманистической психотерапии и на этом основании считают себя скорее приверженцами «понимающего подхода» (феноменологическое, герменевтическое понимание науки), а к эмпирической психологии относятся критически.
Медицинская психология. В широком смысле под медицинской психологией понимается «применение знаний и методов психологии для решения медицинских проблем» (Rösler, Szewczyk & Wildgrube, 1996, S. 19); предмет медицинской психологии — это прежде всего «эмоции и поведение в состоянии болезни и все формы предупреждения болезни и профилактики» (S. 19). По мнению других авторов (Schwenkmezger & Schmidt, 1994), на первом плане в медицинской психологии стоят нарушение пациента и взаимоотношения врача и пациента. В вузах медицинская психология представлена таким учебным предметом, как «психология для медиков» и не выделяется в особую специальность; «психологию для медиков» в высшей школе часто преподают психологи, но иногда и медики. Что касается тематики исследований, то медицинская психология, клиническая психология, поведенческая медицина и психология здоровья тесно соприкасаются друг с другом.
34. В. Вундт и его вклад в развитие клинической психологии
Начало экспериментальной психологии относится к 1879 г., когда Вундтом была открыта первая лаборатория экспериментальной психологии в Лейпциге, в которой началось систематическое изучение ощущений, восприятия, скорости реакций, ассоциаций и чувств. Однако, применяя объективные методы исследования, Вундт подходил к их интерпретации с идеалистических позиций. Основным источником знаний о психических реакциях испытуемых на внешний стимул был самоотчет человека о его переживаниях, то есть метод интроспекции по-прежнему оставался ведущим
. В 1879 г. в Лейпциге Вундтом была организована первая в мире экспериментально-психологическая лаборатория. Вундт стал основоположником психологии как формальной академической дисциплины. Его труд «Основания физиологической психологии», вышедший в 1874 г., положил начало психологии как самостоятельной науки. За годы научной и преподавательской деятельности Вундта 17000 студентов прослушали его лекции. Он учредил первый журнал по психологии, открыл Институт экспериментальной психологии, основал свою научную школу, где обучались и работали известные в дальнейшем ученые — Крепелин, Мюнстерберг, Кюльпе, Киршман, Мейсман, Марбе, Липпс, Крюгер (Германия), Титченер (Англия), Скрипчур, Энджелл, Г. С. Холл, Уитмер (США), Бехтерев, Чиж, Ланге (Россия), — многие из которых считаются основателями клинической психологии.
ВУНДТ, ВИЛЬГЕЛЬМ МАКС (1832–1920), немецкий физиолог, психолог, философ и языковед.
В своих работах Вундт предложил программу построения психологии как отдельной, самостоятельной науки, опирающейся на эксперимент и в 1879 в Лейпциге основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Почти все психологи начала 20 в. были его прямыми или косвенными учениками. Вундт считал, что Психология – наука о непосредственном опыте, т. е. о постижении феноменов сознания с Помощью интроспекции. В целом, он придерживался Идей ассоцианизма, задачей психологии считал изучение элементов сознания и выявление тех законов, по которым образуются связи между элементами. Иначе говоря, его интересовала Структура сознания, в связи с чем это направление называется Структурализм, а теория Вундта – Теорией элементов сознания.
Как было сказано выше, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о “непосредственном опыте”. Он назвал ее Физиологической психологией. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания - психофизики и направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы. Использовал он и достижения Гальтона. Оказалось, что на одно и то же слово человек, которому его предъявляют, отвечает различными реакциями, для подсчета и классификации которых Гальтон применял количественные методы.
Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек, можно изучать психические процессы, до этого времени недоступные для опытного исследования. Т. о., в лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные результаты были им изложены в главном труде “Основы физиологической психологии”. Рассматривая психологию как естественнонаучную дисциплину, Вундт в то же время считал, что экспериментальные методы пригодны лишь для изучения простейших психических процессов, тогда как доступ к высшим формам психической жизни обеспечивается лишь через изучение мифов, верований, обрядов, языка. Психология при этом выступает как наука о духе, причем о духе народа.
Взгляды Вундта на соотношение психологии и языкознания первоначально были намечены еще в Основаниях физиологической психологии. Вундт подробно рассматривал эволюцию человеческих форм выражения – от физиологических через жестовый язык (в изучение которого Вундт внес значительный вклад) до языка звукового. Он также рассматривал свою концепцию как Психологическое обоснование сравнительно-исторического метода.
Публикация первых томов Психологии народов вызвала оживленную дискуссию. Лишь в последней трети 20 в. в науке о языке снова стали актуальными некоторые положения, отчетливо сформулированные Вундтом в начале века, – в частности, идея о том, что Первичной единицей языка следует считать предложение (точнее, с современной точки зрения, высказывание), которое не складывается из слов, а лишь разлагается на них и далее на более мелкие элементы. Созвучными более поздним этапам развития лингвистики стали также предложенные Вундтом Психологические трактовки различных типов предложения, порядка слов, грамматических классов.
В традициях ассоциативной психологии Вундт рассматривал ее как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи же, стоящие перед психологией, он видел в том, чтобы:
-выделить путем анализа исходные элементы;
-установить характер связи между ними и
-найти законы этой связи.
Он считал, что Сознание (которое он отождествлял с психикой, отрицая наличие бессознательных психических процессов) Состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Ощущениям (т. е. элементам сознания) присущи такие качества, как Модальность( например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и Интенсивность. К основным элементам сознания относятся также Чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет Три измерения: удовольствия - неудовольствия, напряженности - расслабленности, возбужденности - успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах.
Идея Вундта о том, что Чувства являются такими же исходными элементами сознания, как и ощущения, стала отправной точкой для многих исследователей, которые, как и он, считали, что чрезмерное внимание, уделяемое исследованию познавательных процессов, “интеллектуализировали” характер психологии, что стало ее серьезным недостатком. С точки зрения Вундта, Чувства, особенно воля, которая руководит деятельностью человека, Имеют не меньшее значение, чем познание, тем более что и воля, и внимание направляют течение процессов познания. Перенесение исследовательского внимания с процесса познания на изучение других аспектов психики, на волевое поведение сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии, которое получило название Волюнтаризм.
Главной частью теории Вундта стало его Учение о связях между элементами. Связи - это и есть те универсальные механизмы, которые соединяют отдельные элементы в комплексы - представлений, идей и т. д. До Вундта такими универсальными механизмами считались ассоциации. Он же ввел еще одну связь - Апперцептивную. Понятие апперцепции он заимствовал у Вольфа и Канта, которые определяли ее как Спонтанную активность души. Оно было использовано Вундтом для объяснения высших психических процессов, которые с его точки зрения нельзя связывать только с законами ассоциаций. Важным моментом является связь восприятия, памяти и других элементарных психических функций с внешней ситуацией. Именно Внешний мир, изменение его предметов, стимулирует и определяет их деятельность.
В то же время мышление невозможно объяснить, по мнению Вундта, только законами ассоциаций. Он пришел к мнению, что именно Спонтанная, внутренняя активность регулирует течение мыслей, отбирая нужные ассоциации и выстраивая их в определенную связь, исходя из заданной цели. В его концепции апперцепция фактически отождествлялась с вниманием и волей, улучшающими и регулирующими деятельность человека. Вундт говорил о том, что Воля является первичной, абсолютной силой человеческого бытия, помогая ассоциациям связывать отдельные элементы в целостную картину на высших этапах развития психики.
Важная часть теоретической концепции Вундта была связана с Изучением законов, по которым строится психическая жизнь. Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, а ее явления подчинены особой “Психической причинности”. К важнейшим законам он относил: Закон творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста и закон гетерогенности целей.
35. Психотерапия — психологические основания и место в структуре клинической
Психотерапия – психологические основания и место в структуре клинической психологии.
Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально-психологических и других аспектов изучения механизмов и эффективности психотерапевтических вмешательств. Объект воздействия (психика), и средства воздействия (клинико-психологические вмешательства) представляют собой психологические феномены, то есть психотерапия использует Психологические средства воздействия в лечебных целях и направлена на достижение, прежде всего, определенных Психологических изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.
Психотерапия рассматривается в контексте психологических воздействий (вмешательств), которые широко используются не только в клинике, но и в других областях человеческой практики (педагогической, производственной, организационной).
Подход к психотерапии как к одной из функций или целей психологического воздействия в клинике подчеркивает роль научной психологии — теоретической основы психотерапии. Наряду с лечением, которое является основной, но не единственной целью (или функцией) психологического воздействия в клинике, можно также назвать такие цели, как профилактика и реабилитация. В этом смысле понятие «психотерапия» можно рассмотреть как более частное по отношению к понятию «психологическое воздействие (вмешательство)».
Определение психотерапии. Единого определения психотерапии в настоящее время не существует. Это связано со стремлением представителей разнообразных направлений и школ, основанных на различных теоретически подходах, дать собственное определение психотерапии, соответствующее взглядам авторов. Трудности в выработке определения вызваны также и различными подходами к пониманию самого термина «психотерапия». Психотерапия традиционно понимается дословно как лечение души (от греч. psyche - душа, therapeia — лечение), иными словами, при таком подходе фиксируется Объект Воздействия — психика. Однако душевные болезни (психические расстройства) и их лечение — это область психиатрии. В этом случае психотерапия становится частью психиатрии, причем довольно ограниченно, поскольку лечение психических заболеваний, лечебное воздействие на психику может осуществляться и по-иному, в частности, фармакологически ил хирургически. Другой подход к пониманию термина «психотерапия» акцентирует внимание не столько на объекте или предмете, сколько на Средства Воздействия. В русском языке сходные по образованию термины — например, физиотерапия, фармакотерапия, иглотерапия пр. — также указывают не на объект, а на средства воздействия: физиотерапия — воздействие, лечение физическими средствами; фармакотерапия - лечение медикаментозными средствами и т. д. В этом случае психотерапия может пониматься как лечебное воздействие психологическими средствами.
В отечественной литературе в большей степени представлен первый подход. Психотерапия определяется, прежде всего, как система лечебных воздействий, входящих в компетенцию медицины. Эти определения включают понятия: лечебные воздействия, больной, здоровье, болезнь, организм и подчеркивают объект воздействия. В качестве примера можно привести следующие определения. Психотерапия — это:
«система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека»;
«специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечениями сохранения его здоровья»;
«процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание».
В зарубежной литературе определения психотерапии в большей степени связаны с ее психологическими аспектами, включают понятия: межличностное взаимодействие, психологические средства, психологические проблемы и конфликты, отношения, установки, эмоции, поведение, средства воздействия. В качестве примера можно привести следующие определения. Психотерапия — это:
«особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера»;
«средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными»;
«длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался по коррекции человеческих взаимоотношений»;
«персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее между техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения человека, и познавательным процессом, который, в отличие от любого другого, ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями».
Попытка объединить оба этих подхода находит отражение в определении психотерапии, предложенном Кратохвилом: «Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами».
Ответить четко на вопрос, что же такое «психотерапия» — воздействие на психику и через психику на организм или же воздействие психологическими средствами, достаточно трудно. Процесс развития психотерапии как самостоятельной научной дисциплины внесет большую определенность и в сам этот термин. Тем не менее, понимание психотерапии как процесса, специфика которого заключается в использовании психологических средств воздействия, кажется более обоснованным. При этом понятие «лечебное, психотерапевтическое воздействие» (вмешательство, интервенция) необходимым образом входит практически во все, самые различные определения психотерапии.
36. Основатели (зарубежные и отечественные) клинической психологии
АЙЗЕНК (Eysenck) Ганс Юрген (4 марта 1916 — 4 сентября 1997), английский психолог немецкого происхождения, основатель клинической психологии в Британии, один из ведущих современных исследователей интеллекта, придерживающийся идеи его генетической предопределенности.
Родился в Берлине, обучался в различных частных школах Европы, в 1934 покинул Германию. Изучал физику, а затем психологию в Лондонском университете. Профессор психологии (с 1955), преподавал в ряде ведущих университетов, в 1983-1985 президент Международного общества исследователей индивидуальных различий, редактор-основатель журнала «Behavior Research and Therapy» (1963), с 1980 редактор журнала «Personality and Individual Differences».
Первые научные публикации посвящены факторному аналитическому исследованию тестов по определению коэффициента интеллектуальности. Продемонстрировал наличие общего фактора интеллектуальности, фактически поддержав идею Ч. Спирмана об общей интеллектуальной функции. Разработал несколько широко используемых стандартных психологических тестов: «Mandsley Personality Inventory» (1959), «Eysenk Personality Inventory» (1963), «Eysenk Personality Questionaire» (1975, совместно с женой Сибиллой Б. Г. Айзенк). Позднее, будучи сотрудником ведущих психиатрических центров Великобритании, начинает заниматься проблемами клинической психологии, главным образом, теорией личности и критикой психоанализа. Одна из основных идей Айзенка состоит в выделении экстраверсии – интроверсии и невротизма –стабильности в качестве основных факторов человеческой личности. Кроме того, Айзенк предположил, что существуют типы личности, склонные к определенным видам психопатологий; например, невротические интроверты более склонны к депрессиям, а невротические экстраверты – к истериям. В дальнейшем ученый расширил сферу исследований личностной предрасположенности к различным заболеваниям. Не считая психоанализ (особенно в его фрейдистском варианте) эффективным средством лечения душевных расстройств, Айзенк высказывается в пользу так называемой «бихевиоральной психотерапии». С 1970-х возобновляет исследования по проблемам искусственного интеллекта, сконцентрировав внимание на поиске критерия оценки интеллекта и взаимосвязи наследственных факторов и воспитания.
КЕЛЛИ (KELLY) ДЖОРДЖ АЛЕКСАНДЕР - (1905 Перт, Канзас, США - 1977, Колумбус, Огайо, США) - американский психолог, автор теории личностных конструктов. В 1931 г. защитил докторскую диссертацию по философии в университете Айовы. С 1946 г. - профессор и директор клинической психологии университета штата Огайо. Келли является одним из основателей современной клинической психологии. В рамках его теории, каждый человек рассматривается как некий исследователь, который строит образ окружающего мира при помощи определенных категориальных шкал, или "личностных конструкторов", свойственных именно ему. На основе этого образа мира происходит выдвижение гипотез о событиях, планирование и реализация тех или иных действий. Диагностика. Для изучения личностных конструктов им был разработан метод "репертуарных решеток", который был призван дополнить клинический метод описания уникального индивидуального опыта. The Psychology of Personal Constructs. 1955; A Theory of Personality. 1963
В 1896 году Л. Уитмер, сменивший на посту профессора университета Пенсильвании Кеттелла, открыл первую в мире психологическую клинику. Уитмер — по отзывам, «безнадежно сварливый и скрытный», «тщеславный карлик» — начал развивать направление, которое он назвал клинической психологией. То, что Уитмер практиковал в своей клинике, не было клинической психологией в том смысле, какое сегодня вкладывается в это понятие. Его деятельность была посвящена диагностике и лечению отклонений в умственном развитии школьников. Современная же клиническая психология занимается более широким диапазоном психологических нарушений — от легких отклонений до тяжелых форм — людей всех возрастов. Хотя Уитмер способствовал развитию клинической психологии и вполне обоснованно пользовался этим термином, на самом деле это направление намного шире того, с чем он имел дело.
Он являлся одним из тех представителей функционализма, которые полагали, что современная наука должна помогать людям решать их проблемы, а не изучать содержимое их умов.
Страницы жизни. Лайтнер Уитмер родился в 1867 году в Филадельфии, штат Пенсильвания, в семье зажиточного аптекаря, который верил в силу образования. Он закончил Пенсильванский университет в 1888 году, затем некоторое время преподавал историю и английский язык в частной школе в Филадельфии, после чего вернулся в университет, поступив на курс юриспруденции.
Очевидно, что Уитмер не думал о карьере психолога, но по причинам, которые остаются неясными, он изучал экспериментальную психологию у Кеттелла и получил место ассистента на психологическом факультете. Уитмер начал исследовать индивидуальные различия во времени реакции; его надежды были связаны с получением докторской степени в университете Пенсильвании. Но Кеттелл порекомендовал ему поехать в Германию и продолжить там свое образование.
В Германии он учился у Вундта и Кюльпе. Уитмера не вдохновлял подход Вундта, и позже он говорил, что кроме степени ничего в Лейпциге не получил. Вундт не позволил Уитмеру продолжать работу по изучению времени ответной реакции, которую тот начал с Кеттеллом, принуждая его заниматься интроспективными исследованиями элементов сознания. Уитмер критиковал метод исследования Вундта, называя его «сомнительным». Он описывал, как Вундт заставлял Титченера повторять наблюдения, «потому что результаты, полученные Титченером, были не теми, что ожидал Вундт». Но Уитмер все же получил свою докторскую степень, вернулся домой и летом 1892 года занял новый пост в университете штата Пенсильвания. В том же году Холл организовал Американскую психологическую ассоциацию, одним из членов которой стал Уитмер. Американскую психологию начал охватывать функциональный, прикладной дух.
Становление современной отечественной психологии связано с именами Сеченова, Бехтерева, Павлова, заложившими физиологические основы изучения психики. Всемирное признание получили работы Павлова, посвященные изучению условных рефлексов, механизмов высшей нервной деятельности. Многие вопросы, имеющие существенное значение для современной психологии, такие как теория темперамента, учение о взаимодействии полушарий и др., были впервые поставлены Павловым. Однако в целом для подхода Павлова был характерен физиологический редукционизм, который проявился в сведении психического к его физиологическим механизмам. Бехтерев, сформулировавший концепцию психологии как науки, исходил из принципиальных положений теории Сеченова. Основой его научной программы изучения психики явилось положение об объективности психологического исследования и разносторонности изучения психики. При этом Бехтерев исходил из сложной детерминации поведения личности условиями ее прошлой жизни, актуальными обстоятельствами и наследственностью. Следовательно, для изучения поведения и личности в целом необходим целостный подход с привлечением не только психологии, но и смежных наук. Под его руководством развернулись работы по изучению одаренности, интересов детей, особенностей трудновоспитуемых, профессиональных особенностей личности, работоспособности, влияния патогенных факторов на мозговую деятельность и др. Фактически эти исследования носили комплексный науковедческий характер.
Большой вклад в развитие психологии внес Выготский, разработавший культурно-историческую концепцию; он писал: «Для того, чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной жизни человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности не в глубинах мозга, и не в глубинах духа, а во внешних условиях жизни, в социально-исторических формах существования человека». Особое внимание Выготский уделял изучению высших психических функций, мышлению и речи, рассматривая слово, знак как психологическое орудие, посредством которого строится сознание. Разработка культурно-исторической концепции поставила вопрос о двойной детерминации психического: природной и социальной. Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах Леонтьева об общественно-историческом развитии психики и концепции деятельности, а также в работах Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, в которых механизмы интериоризации (то есть перевода внешних действий во внутренний план) рассматриваются в качестве основных механизмов формирования психического. Проблемы детерминации психического нашли свое разрешение в трудах Рубинштейна, который выступает не только как ученый, методолог, но и как один из организаторов Российской психологической науки. Систему своих идей Рубинштейн изложил в фундаментальном труде «Основы общей психологии». Он провел научный анализ деятельности, действий и операций в их отношениях к целям и мотивам. Им разработаны методологические принципы, составившие основу отечественной психологии, такие как принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности. Ананьев продолжил разработку идей Бехтерева, под его руководством были всесторонне изучены почти все виды ощущений, восприятий и представлений, особенно зрение и осязание, он разрабатывал учение о сенсорной организации человека. Ананьев заложил теоретические основы и реализовал на практике комплексное изучение человека, им заложены основы возрастной психологии взрослых и проведены масштабные лонгитюдинальные исследования, в которых получены уникальные данные о развитии взрослого человека. Предметом психологии, с точки зрения Ананьева, является многоуровневая система организации психики, взятая в связях с разными сторонами природы человека — его структурой, развитием и деятельностью.
37.Правовые вопросы деятельности клинического психолога
Существенная задача Закона – охрана интересов граждан, обращающихся за психотерапевтической помощью. Из-за нечеткого определения понятий психотерапии, ее методов, форм и др. вопросов, в этой области велико число неподготовленных и плохо подготовленных специалистов, а также альтернативных целителей, манипулирующих сознанием страдающих людей.
Законопроект создан на основе концепции развития психотерапевтической помощи, разрабатывающейся Федеральным научно-методическим центром по психотерапии и медицинской психологии Минздрава России и Российской Психотерапевтической Ассоциацией.
В настоящее время не существует единого общепринятого научного определения психотерапии, авторы законопроекта исходили из того, что действие Закона будет распространяться на все методы, формы психотерапии и научные теории, которые реализуются на практике.
1-ый раздел: общие принципы оказания психотерапевтической помощи, ее содержание и пути оказания. Подчеркивается добровольность участия в психотерапии и ее конфиденциальность, а также важность заключения психотерапевтического контракта (вид, характер, продолжительность). Перед началом психотерапии психотерапевт (врач, психолог и другие) и пациент должны будут заключить контракт о предстоящей психотерапии.
2-ой раздел: виды психотерапевтической помощи, формы ее финансирования. Рассмотрение психотерапии как медицинской специальности, но медицинский характер психотерапии не означает, что психотерапию может проводить только врач. Психотерапия сможет оказываться в виде врачебной психотерапии врачом-психотерапевтом и неврачебной психотерапией, которую могут получить право проводить две категории специалистов – клинический (медицинский) психолог и специалист по социальной работе, прошедшие в соответствии с данным законопроектом специальное обучение и при выполнении ряда дополнительных условий.
3-ий раздел: особенности работы учреждений, оказывающих психотерапевтическую помощь, права и обязанности специалистов, занимающихся психотерапевтической деятельностью. Психотерапевтическая деятельность реализуется в качестве самостоятельной медицинской специальности с последующим включением ее в число научных дисциплин, по которым ВАК РФ присуждает ученые степени. В случае принятия Закона (2002) психотерапия будет представлена тремя группами специалистов: врач-психотерапевт, клинический психолог-психотерапевт, специалист по социальной работе-психотерапевт. Условия допуска к профессии: психотерапию может проводить лишь психически здоровый человек. Изложены принципы сертификации и лицензирования в психотерапии. В результате несоблюдения этических норм может быть прекращено право на психотерапевтическую деятельность. В оказании психотерапевтической помощи может принимать участие помощник (ассистент) врача-психотерапевта.
4-ый раздел: подготовка всех субъектов психотерапевтической деятельности. Требования к стандарту подготовки врачей-психотерапевтов: общая продолжительность подготовки увеличивается до 1200 часов (с 700 часов), предусматривается теоретическая подготовка, практическая подготовка (в нее входит супервизия – 500 часов на все), тренинги (предусматривается личный тренинг). Структура подготовки клинических психологов-психотерапевтов и специалистов по социальной работе-психотерапевтов та же, что и для врачей психотерапевтов, но увеличивается продолжительность практической работы в клинике. После окончания обучения сдается экзамен, после чего выдаются сертификаты специалистов.
5-ый раздел: виды и особенности оказания психотерапевтической помощи. Психотерапия представляется в качестве врачебной (оказываемой врачом-психотерапевтом) и неврачебной (оказываемой клиническим психологом-психотерапевтом, специалистом по социальной работе-психотерапевтом). Один из главных принципов организации медицинской помощи – преемственность в работе различных специалистов.
6-ой раздел: механизмы обеспечения контроля за качеством различных видов психотерапевтической помощи. Осуществляется Общероссийскими профессиональными психотерапевтическими, медицинскими ассоциациями. Они выполняют две функции: 1) сертификация в области психотерапии через специальные комиссии на базе образовательных учреждений; 2) оценка этических норм этическими комиссиями.