Шпора по истории политические и правовые учения древней греции и древнего рима

10. Политико-правовые идеи Аврелия Августина

В своем главном произведении «О Граде Божием» А. Августин (354430) объясняет, что существуют два града: град божий - церковь, град земной - государство. Церковь странствует по земле, но цель имеет на небе. Град земной - создание человеческое, и его цель временная. Он создан насилием, держится принуждением. Государство - большая разбойная шайка. Государства разделяются на те, которые начинаются от братоубийцы Каина, и другие - от Авеля. Те, которые от Авеля, - христианские государства. Их суть - забота о подчиненных. Государство существует в помощь небесному граду, чтобы направлять мир земной к небесному.

Августин первый призвал обращать всех в христианство насильственными методами. Источник зла - свободная воля людей. Прежде чем понимать, мы должны верить. Рабство создано не природой. Грех - первопричина рабства. Бог разделил людей на бедных и богатых, установил частную собственность.

Создал богатых - чтобы помогать бедному, бедных - чтобы испытать богатых.

Он считает, что несовершенство земной жизни человека - результат, порожденный «великим преступлением» Адама и Евы. Их греховность породила греховность государственного устройства, при котором существует господство человека над человеком. Но эта греховность - естественный порядок человеческой жизни, предопределенный судом Божиим, у которого нет неправды и который выносит наказания, соответствующие вине согрешающих. Но этот порядок не будет вечным, он прекратится со вторым пришествием Христа, когда будет установлено царство небесное. Оправданием существующего государства может быть лишь его служение церкви.

Августин стоит на страже справедливости, считая, что в ней проявляется истинное право, без которого неизбежна гибель государства; осуждает жестокость и аморальность. Однако все его рассуждения о земных правах в конечном итоге определяются главным правом, в соответствии с которым божественная власть стоит над властью светской и поэтому может предоставить государству право, идущее от церкви, на борьбу со всем тем, что противостоит христианской вере. Августин затрагивал и проблему естественного права, которое, как он считал, люди изначально получили от Бога, его разума и воли.

Следует отметить, что в учении Августина прослеживается и прогрессивное начало, связанное с реалистическим подходом к оценке возможностей и способностей человека, его законных устремлений подниматься в своем развитии, но, конечно, лишь при помощи Бога.

11. Политико-правовые идеи Фомы Аквинского

Ф. Аквинский (ок. 1225-1274) первый соединил науку с религией. До него церковь не соглашалась на существование науки как отрасли знания. Религия первична (наука - производное от религии), но духовный мир должен возглавляться наукой.

Ф. Аквинский создал сеть законов. Четыре основных:

1) вечный - божественный, естественный;

2) естественный - человеческий,

3) человеческий - положительный;

4) божественный - положительный.

Первым из них он называет вечный закон, который лежит в основе всего миропорядка. Его носитель - божественный разум. К этому закону он относил и Библию. Отражением вечного закона в человеческом разуме является естественный закон. Этот закон направлен на самосохранение и продолжение рода человеческого, на установление должных отношений между людьми. Наконец, человеческий закон, который устанавливается государством. Необходимость его обусловливается несовершенством людей, способных творить зло, проявлять нечестность, руководствоваться ложным пониманием правды. Человеческий закон служит претворению в жизнь естественного закона путем имеющихся у государства средств.

Если человеческий закон (право) противоречит естественному, то он признается несостоятельным и подлежит отмене. Суть теории: предписания человеческого закона вытекают из воли и разума Бога, а если это так, то нарушение этого закона есть тяжкий грех.

Власть от Бога не значит, что каждый князь, поставленный Богом, может быть тираном, деспотом, с ним можно бороться. Аквинский выступал за монархию как форму правления. Царь один править не должен. Умный царь подбирает себе советников и правит вместе с ними.

В целях придания своему учению большей достоверности и привлекательности он предпринял попытку соединить в нем теологию с наукой. Для этого он использовал труды Аристотеля, но с таким расчетом, чтобы подчинить их богословию. Это привело Аквинского к схоластике. Следуя за Аристотелем, Аквинский утверждает, что государство - результат естественного стремления человека к общению, которое ему необходимо для удовлетворения своих потребностей. Цель государства - общее благо, т. е. создание необходимых условий для достойной жизни человека. Эта цель, по мнению Аквинского, предполагает сохранение феодальных устоев с их сословным делением, крепостничества, беспрекословное подчинение властям. «Всякая власть от Бога», поэтому долг каждого состоит в повиновении правителю, если, конечно, он не злоупотребляет своим положением, не нарушает законов. В противном случае народ имеет право на восстание и свержение его, но лишь при согласии на это церкви и папства.

12. Ранние ереси (II в. н. э.)

Ересь - иное учение. Понятие ереси - свободное следование здравому смыслу. Ереси служили религиозной формой движений социального и политического протеста. Еретики выступали против посредничества церкви. Выступали за то, что человек должен сам обратиться к Богу, без церкви. Они выступали против дороговизны церкви. Ереси создали предпосылки к известной Реформации. Постепенно ереси стали внутрицерковной проблемой. Сейчас они не ставят юридических, политических задач.

Движение Ариан (ариане) происходит от просвитера (старейшины) Ария. Он был возмущен, что ему наказывалось, что нужно говорить в проповедях. Христос - сын Божий не по существу, а по благодати.

Монопритство - движение возникло в Византии в конце IV в. Основным представителем считают константинопольского архимандрита Евтихия. Иисусу присуща одна природа - божественная, а не человеческая и божественная.

Монофелитство - это христианское догматическое учение, утверждающее, что Христос имел две сущности - божественную и человеческую.

В X в. одно из крупных движений начинается в Болгарии - протест крестьян против закрепощения феодалами. Богомилы (милые Богу). Они обратили внимание на то, что в самом начале Нового Завета сказано о двух потусторонних силах. Доброму Богу Христу противостоит злой дьявол, которому принадлежат все царства мира. Нельзя служить Богу и богатству, нельзя служить одновременно двум господам. Дьявол - богатство.

Катары взяли догматику от богомильцев. Они выступают за дуалистическое учение о наличии доброго и злого (Бога и дьявола), духовного и телесного. Они не признают смерть Христа; крест, храмы, школы, таинства - не нужны. Выступают за публичную исповедь, за аскетический образ жизни, за безбрачие.

В XXI вв. сильнейшие еретические движения появились в Византии, Сербии, Боснии, Киевской Руси и других государствах.

Бюргерство. Ересь выражала интересы низшего дворянства, была направлена против попов, требовала восстановления простого строя ранне-христианской церкви, упразднения монашества, духовенства, выступала за упразднение римских курий. Одним из первых представителей бюргерской ереси был профессор

Оксфордского университета Джон Уиклифор. В конце XIV в. он выступал против зависимости английской церкви от папской курии, выступал против вмешательства церкви в государственные дела. Уиклифор осудил церковную иерархию и церковное богатство.

Лолларды. Они требовали передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права.

Их учение имело большой резонанс в Западной Европе.

13. Политико-правовые идеи Максимита Падуанского

М. Падуанский (ок. 1275 - ок. 1343) - один из идеологов бюргерства.

Падуанский критично подходит к теократической теории. Основная причина войн, смут - неверное представление о соотношении церкви и государства.

Попытки церкви вмешаться в дела светские сеют раздоры, лишают мира европейские государства.

Падуанский различает два вида законов: божественный и человеческий. Первый из них дает оценку жизни и деятельности человека на земле и в зависимости от ее результатов определяет место смертного в потустороннем мире. Второй - нацелен на достижение общего блага, укрепление власти и выполнение ее решений. Из этого следует, что церковь, служа высшей цели, определяемой Богом, не должна вмешиваться в мирские дела; она имеет право учить, но не наказывать. Человеческий закон должен приниматься народом, который является законодателем.

Законы, по Падуанскому, - основа государственной власти. Издавать законы имеет право народ: представители, им выбираемые. Но выполнять законы должен тоже народ. Падуанский один из первых завел речь о разделении власти на исполнительную и законодательную. Законодательная власть выше исполнительной. Источник законодательной власти - народ. Исполнительная власть действует в рамках, отведенных ей законодателем, и призвана строго выполнять его решения, законы.

Общество должно быть разделено на две категории: высшую и низшую. Первая - чиновники, священники, военные. Вторая - ремесленники, земледельцы, торговцы.

В своем сочинении «Защитник мира» Падуанский выступает в качестве обличителя католической церкви, возлагая на нее ответственность за все людские несчастья, включая сюда и войны, которые нарушают должный порядок в обществе, обостряют отношения между государствами. Его требование - свести деятельность церкви к занятию духовной жизнью людей.

Государство - результат естественного развития человеческого общежития, начало которому положила семья. Далее был род, племя. Завершающей стадией явилось государство, основанное на согласии людей, его населяющих, и защищающее их общие интересы.

Падуанский - сторонник монархии, но не наследственной, а избираемой. Единственным источником власти он считал народ в лице его высших сословий: военных, священников, чиновников. Именно они озабочены общими интересами. В то время как низшие сословия: торговцы, земледельцы, ремесленники - представляют собой простой народ, занятый лишь своими интересами.

Его идеи - это предтеча развития демократических начал в политической правовой мысли Западной Европы.

14. Средневековые ереси

Становление и развитие феодализма с его четко выраженным сословным делением, при котором все блага жизни доставались крупным землевладельцам и сановникам римско-католической церкви, а угнетение, насилие, произвол и бесправие были уделом широких трудящихся масс города и деревни, породили ересь.

Ереси появились на ранней стадии феодализма, но в то время они еще не носили массового характера.

Далее, подъем еретического движения произошел позднее и был связан в первую очередь с богомильством. Они выступали против эксплуатации со стороны феодалов и церкви, а также насилия, чинимого Византийской империей. Особенно резко богомольцы выступали против римско-католической церкви, погрязшей в роскоши и пороках священнослужителей и тем самым нарушившей истинную сущность учения Христа.

Массовое еретическое движение, зародившееся в Болгарии, стало распространяться по европейскому континенту, охватив собою целый ряд стран. Повсюду его особенности определялись спецификой условий жизни людей, их насущными интересами.

После казни Я. Гуса в Чехии развернулось широкое крестьянско-плебейское еретическое движение, вошедшее в историю как гуситское. Это движение переросло в Гуситские войны (14191437), в ходе которых образовались два лагеря: чашников и таборитов.

Чашники стояли за ликвидацию привилегии духовенства, секуляризацию церковных богатств, признание независимости чешской церкви. Табориты шли дальше, требуя уничтожения привилегий дворянства, ликвидации крепостного права, феодальных повинностей. Борьбу против гуситов возглавили феодально-католические силы во главе с папой Мартином V и императором Сигизмундом I, которым после ряда безуспешных походов с переходом на их сторону чашников удалось разгромить таборитов.

К XV в. в Западной Европе окончательно обозначились два основных типа ереси: бюргерская и крестьянско-плебейская. Первая из них была вызвана быстрым развитием в Западной Европе городов и связанным с ним укреплением нового - третьего сословия, выступавшего против привилегий и богатств церкви, за ликвидацию сословия священников, против вмешательства религиозных деятелей в государственные дела. Интересы нового сословия были особенно четко выражены в их требовании создания единого национального государства, а также в защите частной собственности, идущей якобы от Бога.

Еретические идеи не были забыты, не канули в Лету. Спустя годы они были востребованы Реформацией XVI в., последовавшими за ней первыми буржуазными революциями в Европе.

15. Политико-правовые идеи Мартина Лютера

В начале XVI в. страны Западной и Центральной Европы охватило массовое движение, направленное на реорганизацию католической церкви и поэтому получившее название Реформации.

Идейным вдохновителем Реформации в Германии был доктор богословия Мартин Лютер (14831546). В основе его доктрин лежали следующие постулаты: источником веры может быть только Священное писание, т. е. Библия, но не догмы, придуманные церковью; религия - личное дело самого мирянина, но не церковной иерархии; равенство паствы и духовенства между собой и равенство их обязанности повиноваться Богу; демократизация уклада церковной жизни; осуждение стремления клира к богатству; отмена индульгенций.

Лютер выступал за существование двух независимых правлений, учрежденных Богом: духовного и светского. Каждое из правлений имеет свои законы. Светское правление располагает законами, которые распространяются на землю и отношения людей друг с другом, чтобы можно было оценивать, судить, наказывать и спасать людей. Законы духовного правления заключены в Евангелии и распространяются на небо и душу, т. е. на божественные дела.

Лютер отходит от практики римско-католической церкви преследования еретиков. Он исходит из того что ересь следует пресекать не силой, ибо это духовное дело, а словом Божиим. Насилие лишь усиливает сопротивление. Да и в светском правлении он осуждает тех князей, которые действуют силой. Бесправие, считает он, нужно преодолевать правом.

Учение Лютера не выходило за пределы бюргерской ереси, но в условиях накаленной социальной обстановки в Германии оно послужило мощным идейным толчком к выступлению народных масс - крестьянской войне в Германии 15241526 гг. Ее возглавил Томас Мюнцер (14901526). В отличие от Лютера он оценивал Реформацию не столько с точки зрения глубины церковных, сколько социальных преобразований. Мюнцер призывал народ к вооруженной борьбе против власть имущих и установлению своей собственной власти. Он стремился к утверждению царства Божьего на земле. Авторитету веры, активно защищаемому Лютером, Мюнцер противопоставил авторитет разума.

Крестьянская война, гневно осужденная Лютером и не поддержанная бюргерством, была сравнительно быстро подавлена. Но лютеранство одержало победу. Оно вскоре было признано равноправным с католической религией. Больше того, в результате его идейного воздействия происходит дальнейший раскол католической церкви, в ходе которого в разное время из нее выделяется еще несколько религий и сект.

16. Политико-правовые идеи Жана Кальвина

Наиболее радикальным из идей Реформации был кальвинизм, основателем которого является Жан Кальвин (1509-1564).

Под его руководством в Женеве была осуществлена реформа церкви в соответствии с идеями, изложенными им в труде «Наставления в христианской вере» (1536). Идейной основой сочинения является положение о божественном предопределении, согласно которому жизнь и деятельность людей складывается в соответствии с волей Бога. Изменить свою судьбу, предначертанную Всевышним, человек не может, но Божье отношение к себе он способен уяснить по тому, какова его жизнь. Если человек проявляет деловую активность, является бережливым и рачительным хозяином, добивается успехов в работе, то он выполняет свое жизненное предназначение.

Кальвин призывает всех, независимо от своего социального положения, принять деятельное участие в общественно полезном труде и на основе полученных результатов уяснить свое место в соответствии с божественной предопределенностью. Таким образом, Кальвин использовал религию в интересах генезиса капитализма путем активизации деятельности людей, своим трудом объективно содействующих становлению буржуазного общества.

Кальвин создал новую церковь, опиравшуюся на пробуржуазные демократические принципы. Церковная община стала управляться выборной консисторией, в состав которой входили просвитеры (старосты) и проповедники, не имевшие специального священнического сана. Выборность церковных деятелей оказала свое влияние на дела светские, проявившиеся на практике в утверждении выборных начал во властных структурах (например, в парламенте).

Идеи кальвинизма сыграли заметную роль в истории. Они получили широкое распространение в целом ряде стран Западной Европы, а также в Северной Америке; оказали воздействие на революционные процессы в Старом Свете, вместе с другими течениями общественной мысли содействовали формированию буржуазной политико-правовой мысли.

Приверженцев новых церквей и религиозных учений (лютеран, кальвинистов, баптистов, адвентистов, представителей англиканской церкви и др.) стали называть протестантами.

В связи с идеями преобразования церкви католическая церковь на реформаторскую деятельность ответила реакцией. Усилились гонения на еретиков.

Именно тогда утверждается составленный папской цензурой «Список запрещенных книг». Возникает католический монашеский орден иезуитов, основанный в Париже И. Лойолой и ставший для папы главным орудием контрреформации.

17. Еретические движения в XVII-XX вв

В XVII - XVIII вв. еретическое движение приобретает организованный характер.

Баптизм. Разделение общехристианской догмы о Троице и божественном происхождении Христа. Баптисты отрицают роль церкви как посредницы между Богом и людьми; они отказываются от почитания икон, креста, веры в святых, у них нет богослужений, есть только молитвенные собрания. Единственный источник учения у них - Новый Завет. Посредником между людьми и Богом считается Иисус Христос, потому что он своей жертвой спас грешников. Принцип - жить в мире, но быть не от мира сего (жить по земным законам, но сердце Отдать небесному жениху). Нормы:

1) отказ от употребления алкоголя;

2) отказ от сквернословия;

3) всемерная помощь нуждающимся.

Квакеры. Эта протестантская секта стала отстаивать принцип равенства всех людей. Основа идеологии - Господь заключен в сердцах людей, и истину нужно искать во «внутреннем свете». Квакеры предлагали путь безмолвной молитвы, т. е. не нужна всякая внешняя обрядность, церковная иерархия. Они не признают таинства, не причащаются. Этические требования квакеров:

1) безусловная правдивость и честность во всем;

2) непритязательность, простота, отказ от роскоши и развлечений.

Квакеры ставят превыше всего личную независимость и собственное достоинство.

Пятидесятники - протестантская секта. Они живут по мифу о сошествии Святого Духа. Они отличаются от других тем, что крещение у них происходит Святым Духом, а не святой водой. Крестят только тех, кого можно причислить к истинным последователям Сына Божия. Церковь - излишество, иконы - не нужны.

Мормоны. Одно из основных моментов учения - мысль о необходимости труда, который должен дать благосостояние в земной жизни. Особенность - мормоны говорят, что есть другие боги, но они менее престижны. Чтобы стать богом, нужно, чтобы человеческая душа высвободилась из оков плоти.

Адвентисты. Отрицают бессмертие, душа после смерти погружается в сон до Страшного суда, чтобы обрести вечное блаженство. Они отрицали многое из христианской культуры. Но есть причащение и крещение. Крещение - только над взрослыми. Норма - забота о собственном здоровье, так как тело человеческое - божественный сосуд, его нужно беречь.

Свидетели Иеговы. Для них характерно:

1) отрицание веры в загробную жизнь;

2) божественная сущность Христа.

Армия спасения. Цель создания общества - нравственное возрождение людей. Для него характерно то, что следует заботиться не только о спасении души и потустороннем существовании, но и о том, чтобы облегчить жизнь низшим слоям населения.

18. Развитие политико-правовой мысли в Киевской Руси в IX-XIII вв

Русская политико-правовая культура - часть наследия, которая дает толчок к пониманию политико-правовых процессов, происходящих сегодня. Раскрытие политико-правовой мысли нужно начинать с возникновения Русского государства. Формирование государственности у восточных славян происходило в течение длительного времени.

VIII - IX вв. - в структуре и деятельности Руси проявляется государственное начало. В IX в. Русь заявляет о себе как о суверенном государстве, обладающем политическим весом в цивилизованном мире. В 988 г. христианство принимает великий князь Владимир. Христианская религия объявляется государственной.

Принятие христианства и распространение письменности обусловили появление множества исторических и правовых произведений самых разнообразных жанров (хроники, трактаты и т. д.). Активная политико-правовая жизнь (вечевые собрания, принятие правового сборника «Русская Правда», внешние отношения) способствовала развитию политико-правового мышления.

Первый русский политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан русским священником Илларионом. Трактат состоит из двух частей: первая посвящается пониманию соотношения закона и истины; вторая - анализу форм государственного устройства, содержания власти, характера власти.

По мысли Иллариона, Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли еще совершенства, он дан им только «на приуготование Благодати и Истины».

Именно благодаря подзаконному состоянию человечество способно избежать взаимного истребления.

Закон и Истина не противопоставляются друг другу, напротив, они показаны во взаимодействии, причем с заданной последовательностью. Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Иллариона с постижением Истины и достижением в силу этого благодати как идеала христианина.

В трактате он стремится показать международное значение Русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран.

Источник верховной власти он усматривает в божественной воле, поэтому сам великий князь воспринимается как «причастник Божественного царства», который обязан обеспечивать мир и хорошее управление.

«Повесть временных лет» приписывается Нестору (XII в.). Основная задача летописи - обозначить законность происхождения власти. Оно обосновывается путем введения легендарного объяснения русской государственности, основанного на акте призвания варягов к управлению Русью.

Страница 2 из 812345...Последняя »