Коммерческое право

46. Проведение торгов и их виды

Торги - могут применяться при заключении любых договоров, направленных на продажу имущества (недвижимости, ценных бумаг, активов предприятий, а так- же прав, например права на заключение договора и др.), исключая лишь договоры, совершение которых на торгах несовместимо с их сущностью.

Форма торгов: 1) аукцион - предназначен, по общему правилу, для выявления покупателя, способного предложить наивысшую цену. Аукцион выступает способом привлечь предложения о заключении договора (оферт); 2) конкурс - разновидность публичного обещания награды, а объявление конкурса по своей природе - односторонняя сделка, он нацелен на выбор лиц, наиболее способных к оптимальному решению задачи, поставленной собственником имущества. Общим признаком обеих форм проведения торгов выступает состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть наиболее выгодные предложения, отвечающие условиям торгов. Состязание участвующих в аукционе покупателей может проводиться по различным правилам. Обычно конкурентный спор между ними, направленный на выявление победителя, ведется в активной форме в порядке выдвижения оферт, превышающих предыдущую предложенную цену выставляемого на торги имущества, начиная от начальной стоимости, назначенной собственником или специализированной организацией. В этом случае лицом, выигравшим аукцион, становится последний оферент, предложивший наивысшую цену. Другой способ заключения сделок на аукционе основан на пассивной конкуренции покупателей - вместо повышения начальной цены участниками аукциона применяется ее постепенное снижение аукционистом от уровня, превышающего в 2-3 раза среднюю рыночную цену, до уровня ее первого акцепта одним из участников/который, однако, не может быть ниже назначенного продавцом до начала аукциона. Здесь выигравшим аукцион становится первый оферент.

Специализированный аукцион - способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого  акционерного общества по единой цене за одну акцию. Специализированный аукцион является открытым по составу участников. Форма аукцион используется для приобретения права на заключение договора, в частности аренды нежилых помещений в жилых домах, а также зданий и сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, в государственной собственности республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, а также в муниципальной собственности.

Форма конкурс используется для выбора поставщиков, исполнителей или специалистов из числа лиц, удовлетворяющих определенным квалификационным требованиям. В числе таких требований порядок проведения конкурса предусматривает, по общему правилу, наличие у его участников необходимых возможностей (финансовых средств, оборудования, трудовых ресурсов, профессиональных навыков, не- обходимого опыта, положительной деловой репутации и др.). Если конкурс направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей, то он признается публичным.

47. Порядок проведения торгов

Собственник вещи или же обладатель имущественного права может сам организовать торги либо обратиться к услугам специализированной организации, которая в данном случае и выступает в качестве организатора торгов. В конкурсе или аукционе должно участвовать два или более лиц, иначе они теряют всякий смысл. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. В открытом аукционе или конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе или конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения.

Извещение должно содержать сведения о: 1) времени торгов; 2) месте торгов; 3) форме торгов; 4) предмете торгов; 5) порядке проведения торгов; 6) порядке определении лица, выигравшего торги; 7) начальной цене. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за 30 дней до его проведения. В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить реальный ущерб Организатор, отказавшийся от проведения закрытого аукциона или конкурса, обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о про- ведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка. Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть под- писан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о принуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

48. Правовое обеспечение развития товарного рынка

Структура товарного рынка - совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производителей к потребителям.

Элементы структуры товарного рынка: 1) изготовители товара; 2) оптовые торговые и иные посреднические организации ; 3) организации розничной торговли; 4) потребители.

Функции товарного рынка: 1) ценообразующая спрос и предложение диктуют размер общественно необходимых затрат; 2) информационная - сообщает о наличии товара, его количестве и качестве; 3) регулирующая - определяет объемы и ассортимент производства; 4) санирующая - выживают наиболее предприимчивые и эффективно работающие.

Проблемы товарного рынка: 1) отсутствие в ряде случаев четкой системы сбыта - многие производства терпят крах зачастую по причине недостаточной продуманности и организации сбыта произведенного товара, в результате чего произведенный товар остается на предприятии и не доходит до потребителя, а сотрудники предприятия вынуждены получать зарплату товаром, а не деньгами; для избежания данной ситуации предприятию не следует начинать производство до тех пор, пока не налажен сбыт; 2) недостаточная развитость рынка оптовых посреднических организаций, отсутствие их многофункциональности  в странах с развитым торговым рынком оптовые посреднические организации часто играют доминирующую роль в процессе торгового оборота в силу того, что посреднические организации на Западе стали фактически самодостаточным звеном, они в большинстве случаев освободили производителя от необходимости организовывать сбыт своих товаров; в силу этого предприятие передает свой товар посредникам, после чего сбыт товара идет по профессионально налаженной посредниками схеме без участия изготовителя; 3) слабое развитие розничных торговых сетей - в современной России мало правовых механизмов контроля над торговыми сетями, в результате чего на начальном этапе строительства рынка большое количество товара и денег застревало в неподконтрольных производителю посреднических и розничных организациях и так и не доходило до потребителя.

Для преодоления несовершенства структуры рынка в первую очередь необходимо: 1) планирование производства с учетом возможности продажи (сбыта) будущих товаров; 2) создание разветвленной системы профессиональных оптовых посреднических организаций; 3) создание контролируемых торговых сетей; 4) принятие иных мер по совершенствованию структуры товарного рынка. Нормативно-правовое обеспечение функционирования товарных рынков: 1) разработка и внесение изменений в законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность участников товарных рынков; 2) разработка нормативных документов по организации оптовой торговли, оказанию услуг, предупреждению правонарушений в сфере торговли, созданию условий для функционирования товарных рынков; 3) разработка нормативно-методических документов по стандартизации и сертификации продукции; 4) разработка методических документов по снабженческо-бытовой и торговой деятельности.

49.Назначение, особенности и принципы деятельности товарных бирж

Товарная биржа - организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Основная цель деятельности товарной биржи - организация и регулирование биржевой торговли. Товарная биржа не вправе осуществлять деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, в том числе торговую, торговопосредническую, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели осуществления биржевой деятельности.

Биржевая деятельность система осуществляемых биржевых сделок. Биржевая сделка - зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Классификация биржевых сделок: 1) реальные сделки; 2) форвардные сделки; 3) фьючерсные сделки; 4) опционные сделки. В учреждении биржи не могут участвовать: 1) высшие и местные органы государственной власти и управления; 2) кредитные организации; 3) страховые и инвестиционные компании; 4) общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; 5) физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельнссть. Участники биржевой торговли - члены биржи и посетители биржевых торгов. Члены биржи - лица, участвующие в формировании ее уставного капитала (учредители) либо внесшие членские или иные целевые взносы в ее имущество. Членство на бирже дает право участвовать в биржевой торговле; в принятии решений на общих собраниях, а также в работе других органов управления; получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами, и другие права. Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки. На биржах ограничивается время участия постоянных посетителей в торгах на конкретной бирже тремя годами, а их общее число не может превышать 30 процентов от общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет.

Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками, но разрешено устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы, взимаемые за нарушение устава и правил биржевой торговли. Биржевая деятельность отнесена к лицензионным видам деятельности. Лицензии выдаются Комиссией по товарным биржам при Федеральном антимонопольном органе в соответствии с Положением о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории РФ.

50. Порядок деятельности товарной биржи

Товарная биржа - организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Главная цель товарных бирж - формирование товарного оптового рынка (а не проведение просто торгов). Биржа учреждается юридическими или физическими лицами, подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Для осуществления биржевой торговли необходимо получение лицензии. Лицензия на организацию биржевой торговли выдается Комиссией по товарным биржам при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур после установления соответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли законодательству РФ, а также при условии соответствующего оформления документов и представления их в Комиссию не позднее чем через 2 месяца со дня подачи заявления на получение лицензии. Ликвидация биржи осуществляется по решению высшего органа управления биржи, а также судом или арбитражным судом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ.

Высший орган управления биржи - общее собрание членов биржи, которое может решать все вопросы организации и деятельности биржи и принимает ее главные документы - Устав и Правила биржевой торговли. В Уставе биржи закрепляются: 1) структура управления и органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений; 2) размер уставного капитала; 3) перечень и порядок формирования постоянных фондов; 4) максимальное количество членов биржи; 5) порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства; 6) права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли; 7) порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.

В Правилах биржевой торговли определяются: 1) порядок проведения биржевых торгов; 2) виды биржевых сделок; 3) наименования товарных секций; 4) перечень основных структурных подразделений биржи; 5) порядок регистрации и учета биржевых сделок; 6) порядок котировки цен биржевых товаров; 7) иные вопросы организации деятельности биржи. Товарная биржа может иметь филиалы и другие обособленные подразделения.

Биржи могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, в том числе для организации совместных торгов. Биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Биржа не вправе приобретать доли (паи), акции предприятий, учреждений и организаций, если указанные предприятия, учреждения и организации не ставят целью организацию биржевой торговли. Биржа не вправе устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар в биржевой торговле, раз- меры вознаграждения, взимаемого биржевыми по- средниками за посредничество в биржевых сделках.

51 . Деятельность оптовых ярмарок

Оптовая ярмарка - самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.

Задачи оптовых ярмарок: 1) усиление влияния торговли на формирование планов производства товаров; 2) оказание воздействия на промышленность в целях расширения и обновления ассортимента товаров; 3) внедрение в производство новых изделий; 4) бесперебойного снабжения розничной торговли товарами в соответствии с заказами торговых организаций с учетом покупательского спроса.

Признаки оптовых ярмарок: 1) эпизодический характер -проводятся 1 -2 раза в год; 2) предварительно установленные сроки проведения ярмарок; 3) определенное место проведения ярмарки; 4) ведение торговли в форме гласного публичного торга; 5) торговля товарами осуществляется по образцам, стандартам, сертификатам, каталогам и описаниям. По масштабу деятельности оптовые ярмарки проводятся как: 1) международные; 2 общероссийские; 3 региональные; 4 местные; 5 отраслевые; 6 межотраслевые.

По товарной специализации ярмарки делятся на: 1) универсальные; 2) специализированные. Традиционно ярмарки организуются следующим образом. 1) центральные органы исполнительной власти, органы власти субьектов Российской Федерации создают ярмарочный комитет; 2) в ярмарочный комитет входят представители органов управления промышленности и торговли; 3) комитет формирует руководящие и иные органы ярмарки - дирекцию, арбитраж, отделы; 4) дирекция решает вопросы непосредственной организации и управления деятельностью ярмарки - определяет сроки проведения ярмарки, устанавливает для участников сумму взносов, решает вопросы размещения участников, разрабатывает график мероприятий. В ходе проведения ярмарки: 1) устанавливаются прямые связи между продавцами и покупателями, а также посредническими организациями; 2) в сжатые сроки устанавливаются многочисленные договорно-хозяйственные связи; 3) решаются вопросы сбыта и снабжения; 4) осуществляется купля-продажа товара; 5) демонстрируются образцы большого количества товаров самых разных отраслей экономики; 6) разрешаются споры тут же в арбитраже ярмарочного комитета. Торговая ярмарка дает возможность предприятиям с помощью образцов ознакомить посетителей с объективным масштабом товаров одной или нескольких отраслей экономики, их качеством. На оптовых ярмарках формируются связи торговли с производителями товаров, отрабатывается система заказов и заявок. Оптовые и розничные торговые организации и индивидуальные предприниматели, заключая договоры на оптовых ярмарках, могут сравнить товары разных изготовителей, выбрать лучшие из них, выявить товары устаревшие, не отвечающие веяниям моды и современному дизайну, оценить работу промышленности по обновлению ассортимента и повышению качества товара. Несмотря на экономическую эффективность, крупным недостатком современной ярмарочной торговли в России является ее слабая нормативная урегулированность.

52. Дилерские сети

Дилерская деятельность - совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по ценам, объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность. На рынке ценных бумаг дилер осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дилер имеет право: 1) объявлять существенные условия договора купли- продажи ценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых ценных бумаг; 2) срок, в течение которого действуют объявленные в договоре цены. Дилером может быть только коммерческая организация. Дилер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся дилерской деятельностью. Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией. Цена в договорах купли-продажи ценных бумаг, заключаемых дилером, является существенным условием.

Дилер обязан заключить договор купли-продажи ценных бумаг на публично объявленных им условиях, являющихся по существу публичной офертой. При этом если дилер не оговорит в оферте такие условия, как минимальное и максимальное количество покупаемых или продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные им цены, то он обязан заключить договор по этим условиям в том виде, в каком они предложены клиентом. В случае уклонения дилера от заключения договора к нему может быть предъявлен иск о понуждении заключения договора или о возмещении причиненных клиенту убытков. Если дилер является одновременно и брокером, то сделки, осуществляемые по поручению клиентов на основании договоров комиссии и поручения, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера.

В структуре дилерской сети можно выделить следующие подразделения, связанные с процессом исполнения и учета сделки: 1) торговый отдел - занимается заключением сделок с ценными бумагами от имени компании и по поручению ее клиентов. При этом на торговый от- дел возлагается минимум учетных и расчетных операций - они передаются бэк-офису; 2) бэк-офис - занимается подготовкой документов, являющихся неотъемлемой частью сделки: подтверждение сделки, договор купли-продажи, пере- даточное распоряжение для перерегистрации прав собственности; 3) бухгалтерия - занимается учетом (проведением) операций, непосредственно связанных с торговлей ценными бумагами (в основном это платежи по сделкам и постановка своих ценных бумаг на баланс). Кроме того, бухгалтерия составляет финансовую отчетность в соответствии с правилами российского бухгалтерского учета и осуществляет обычные, характерные для любого предприятия хозяйственные процессы (начисление и выплата заработной и арендной платы, начисление амортизации и т. д.).

53. Сбытовые и снабженческие подразделения предприятий

Предприятие - имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В целях нормального функционирования производства при недостаточности финансовых средств от структурного подразделения, отвечающего за снабжение, требуется обеспечение минимизации стоимости закупаемого сырья и комплектующих, а также взаимодействия работы структурных подразделений, отвечающих за работу внутризаводского транспорта и доставку грузов. Эффективная деятельность структурных под- разделений предприятия, отвечающих за снабжение, должна основываться на максимальном владении оперативной информацией о реальных по- ставках предприятию сырья, материалов, комплектующих изделий и так далее и существующих потребностях предприятия в них.

В связи с этим в распоряжении этих подразделений должна находиться следующая оперативная информация:

1) текущая потребность в отдельных видах сырья, материалов, комплектующих изделий и т. д.; 2) объем запасов сырья и материалов на складе; 3) объем производственного задела (незавершенного строительства); 4) уровень загрузки производственных мощностей; 5) сроки выполнения текущих заказов. Независимо от размера и сферы деятельности предприятия структурные подразделения, отвечающие за снабжение, должны иметь необходимую оперативную информацию о рынке. Необходимо иметь по любому виду сырья и материалов не менее двух поставщиков. В этих целях целесообразно проведение конкурсного отбора поставщиков. Структурные подразделения, отвечающие за сбыт, основные подразделения предприятия, выполняющие функции оперативного маркетинга. От эффективности деятельности этих подразделений зависит во многом эффективность деятельности всего предприятия.

Организация деятельности этих структурных подразделений включает следующие основные направления: 1) подбор кадров; 2) организация стимулирования работников; 3) информационное обеспечение; 4) внедрение логистики в свою работу. Эффективная деятельность структурных подразделений, отвечающих за сбыт продукции, должна основываться на полном владении оперативной информацией как о самом предприятии, так и о его клиентах. Для эффективного использования информации о рынке целесообразно создавать и поддерживать работника- ми этого подразделения информационную базу данных. На основе анализа существующей практики предлагаются следующие рекомендации по организации работы структурных подразделений предприятия, отвечающих за сбыт: 1) организация рекламной кампании; 2) изучение требований покупателей к качеству и ассортименту продукции; 3) проведение постоянной работы по улучшению качества продукции, усовершенствованию и расширению ас- сортимента, информирование об этом покупателей; 4) постоянное отслеживание рынка своей продукции; 5) организация производства новой продукции, ее рекламы, изучение спроса и определение объемов и регионов ее реализации; 6) изучение сезонного спроса и подготовка к нему; 7) организация доставки товаров своими структурны- ми подразделениями, отвечающими за транспортные средства; 8) участие в выставках, семинарах.

54. Создание конкурентной среды в сфере коммерческой деятельности (правовые вопросы)

Конкуренция - соперничество, борьба за более выгодные условия и, соответственно, за лучшие результаты деятельности. - Борьба за более высокую прибыль возникает как естественный процесс в товарном, рыночном обществе. Государство поощряет конкурентную борьбу и регулирует ее в нужных обществу направлениях, используя различные механизмы формирования конкурентных отношений: 1) увеличение числа однородных предприятий; 2) поддержка мелкого и среднего предпринимательства; 3) обеспечение сравнимости качественных характеристик и цен на товары; 4) создание системы пропаганды; 5) поощрение лучших результатов и новшеств.

Главная цель государства при поддержке конкуренции - создание здоровой конкурентной среды. В данном направлении поддержка конкуренции со стороны государства осуществляется двумя основными видами мер: 1) стимулирующими, которые развивают, поощряют конкуренцию, - законодательство о проведении экономических конкурсов; законодательство в области ценообразования, налогов, экспорта и импорта товаров. Наряду с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает или предусматривает признание недействительными определенные действия, ограничивающие конкуренцию, в частности соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, направленные на установление или поддержание цен (тарифов); раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей; ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов; отказ от заключения договоров с определенными продавца- ми или покупателями; 2) запретительными (ограничительная мера) - принятие актов и совершение отдельных действий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает федеральным органам, органам власти субъектов РФ, органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. За нарушение законодательства о конкуренции установлена административная и уголовная ответственность. Министерство РФ по антимонопольной политике и предпринимательству и его территориальные органы вправе давать хозяйствующим субъектам предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Недобросовестная конкуренция - любые направления на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Страница 6 из 10« Первая...45678...Последняя »