Отечественная литература

Психологизм изображения внутреннего мира личности в лирике А. А. Ахматовой (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Земное и вечное в стихотворении «Приморский сонет»

А. Ахматову по праву считают хранительницей русской культуры. У нее нет таланта «счастливости». Открытие А. Ахматовой проявляется, прежде всего, в теме любви, неразделенной, драматической.

Облик героини поэзии Ахматовой предстает в житейской простоте, но в нем заключается пафос сильной личности. У нее нет культа романтической любви-стремления. Любовь осмысливается ею не с философской, а с психологической драматической точки зрения.

В своем творчестве захватила Ахматова почти всю сферу женских переживаний и явила универсальный лирический характер женщины. Ее лирическая героиня не отражает персональной судьбы Ахматовой, а отражает проявление женской доли, женского голоса. В лирике поэтессы отражены женские переживания, начиная со страданий юной девушки и заканчивая женской страстью.

«Песня последней встречи» - это разлука, расставание, равное смерти. При этом глубина переживаний лирической героини проявляется в бытовых деталях. Героиня подавлена, о чем говорит психологическая деталь – «перчатка» и «ступени». Предметный мир воспринимается уже в ином виде: три ступеньки кажутся вечностью (любимый прием Ахматовой – оксюморон), темный дом, свечи, горевшие «равнодушно-желтым огнем». Психологизм и быт здесь взаимосвязаны, переплетены. При этом бытовые психологические детали лишь обостряют чувства лирической героини.

Психологизм А. А.Ахматовой в изображении внутренних переживаний предстает в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью». Здесь контрастные чувства героев порождают острую ситуацию. Восприятие лирической героини вновь необычайно обострено.

Это небольшое стихотворение содержит свой законченный сюжет, законченные образы. При этом сам сюжет – ретроспекция, выражающая кинематографическую четкость. Здесь представлены как ближний, так и дальний планы (сначала герои близко общаются друг с другом, затем кричат издалека). Образы-детали «темной вуали»(символ скорби, печали, одиночества), образы-жесты(«сжала руки») усиливают эмоциональное напряжение.

Глубина психологизма лирической героини А. Ахматовой проявляется в цикле «Реквием».

Здесь зазвучала тема заступничества за миллионы матерей. Личное переживание автора тонет в общенародном страдании. Мы видим то простую женщину, у которой ночью арестовывают мужа, то библейскую Мать, сына которой распяли. Вот перед нами простая русская женщина, в памяти которой навсегда останется плач детей, оплывшая свеча у божницы, смертный пот на челе любимого человека, которого уводят на рассвете. И так же она будет плакать по нему, как когда-то плакали стрелецкие «женки» под стенами Кремля. То в образе лирической героини проступают черты самой Ахматовой, которая не верит, что все происходит именно с ней – «насмешницей», «любимицей всех друзей», «царскосельской грешницей».

Арестовывают невинных людей, и все сильнее матери невольно обращаются к смерти. После «каменного слова» - приговора – нужно научиться дальше жить, надо убить память, сделать душу окаменелой. И мать снова думает о смерти, как о спасении, только о смерти своей. Лишь смерть сможет спасти ее от страданий и от душевной пустоты, так как эти страдания сравнимы лишь со страданиями Матери Иисуса, также потерявшей Сына. Но она понимает, что это не выход, и не позволяет смерти унести ее с собой.

Одно из последних стихотворений А. Ахматовой «Приморский сонет» развивает тему земного и вечного. Спокойно и стойко лирическая героиня подводит итог прожитой жизни. Тема увядания раскрывается в гармоничном ключе. Свой уход в другую жизнь, «дорога не скажу куда» она воспринимает как закономерность, естественный процесс. Поэтому и не возникает антитезы земного (весеннего) и вечного. Все дышит спокойствием, весной: теплый воздух, «ветхие скворешни», «цветущие черешни», «сияние легкого месяца», «белеющая изумрудная чаща». Вечное у лирической героини неразрывно связано с ее лучшими воспоминаниями о Царскосельском лицее. Время замыкает свой круг. Поэтому дорога в вечность – это аллюзия «аллеи у царскосельского пруда».

Таким образом, лирика А. Ахматовой отличается глубиной психологических переживаний. Они накладывают свой отпечаток на любовную лирику, произведения, посвященные теме родины, ее страданий, философские стихотворения. Поэтесса уделяет огромное внимание раскрытию реально-бытовой ситуации, имеющей сложный психологический подтекст.

Автор и его герои в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Жанровое своеобразие произведения

«Мертвые души» - итог многолетних наблюдений и раздумий автора над человеческими судьбами, судьбами России. Главный герой романа, авантюрист Чичиков, ездит по России, скупая души умерших крестьян. Этот сюжет помогает Гоголю охватить бескрайние просторы России. Перед читателем предстает галерея образов помещиков, чиновников, простого русского народа.

Большое внимание автор уделяет изображению поместного дворянства, подчеркивая его деградацию, поэтому главы о помещиках расположены Гоголем в строго продуманном порядке: от меньшего зла к большему. Автор представляет всех помещиков, изображенных в поэме, как силу крайне косную, лишенную патриотических чувств и устремлений, духовно неразвитую и неспособную выполнять свое общественное предназначение.

Каждый из помещиков представляет какую-то одну определенную черту, сформированную паразитическим и бесцельным существованием: беспочвенная мечтательность Манилова, бессмысленное накопительство Плюшкина, скопидомство и отсталость хозяйственных методов Коробочки и т. д. В целом, все эти персонажи составляют один портрет помещичьего сословия крепостнической России.

Безусловно, одним из главных составляющих России тех лет являлись чиновники. Их описанию Гоголь также уделяет достаточно большое место. Писатель не дает широко развернутых образов, уделяя основное внимание характеристике этой среды в целом. Чиновники сознательно обезличены. Автору важно подчеркнуть главное - антинародность и антигосударственность их деятельности, которую Гоголь доводит до степени гротеска и фантасмагории.

Живую, одухотворенную силу русской нации писатель увидел в русском народе. В изображении России народной Гоголь проявил себя как писатель-реалист. Он не идеализирует крестьянство. На протяжении всего произведения появляются гротескно-комические образы мужиков, спорящих о «колесе» и «Заманиловке», образы Селифана, Петрушки, дяди Митяя и дяди Миняя, Карпа, Поликарпа и других. Но в своих лирических отступлениях, в многочисленных эпизодах поэмы Гоголь проводит мысль об умственном и нравственном превосходстве русского народа над теми, кто распоряжается единовластно его судьбой.

Тема богатырства русской души вводится незаметно уже в первой главе и затем доходит до подлинного пафоса в заключительной: «Здесь ли не родиться богатырю…». Талантливость и трудолюбие русского народа изображены в образах «ярославского расторопного мужика», который одним долотом и топором смастерил экипаж, плотника-богатыря Степана Пробки, чудо-сапожника Максима Телятникова, каретника Михеева.

Жанр «Мертвых душ» не поддается однозначному определению. В нем есть черты романа, повести, поэмы. Безусловно, в этом произведении сильны черты романа: строго выстроенная завязка, раскрытие судеб разных героев и их необходимость в развитии основной идеи произведения. Можно даже выделить черты именно реалистического романа: в этом произведении глубоко раскрываются общественные отношения, выводятся различные типы людей.

Но в «Мертвых душах» невероятно сильно авторское начало. Сюжет произведения тесно переплетается с переживаниями и размышлениями автора. Поэтому «Мертвые души» изобилуют лирическими отступлениями. Гоголь сознательно включает в произведение свое «я». Это, безусловно, яркий признак лирического произведения.

В «Мертвых душах» также есть признаки эпопеи. Гоголю удалось показать свою эпоху во всей ее полноте. Он передал характер всего народа: от простолюдина до высшего общества.

Произведение Гоголя очень интересно, сложно, богато, гениально. Его трудно со всей полнотой отнести к какому-нибудь из жанров. Но в «Мертвых душах» основную роль играет то, что автор раскрыл здесь свою душу, обнажил свои мысли и переживания. Поэтому это уникальное произведение скорее можно отнести к лирическому жанру поэмы.

В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»?

Во многих своих рассказах А. П.Чехов обращается к проблеме духовной деградации человека. Одним из таких рассказов является «Ионыч», в котором на примере доктора Старцева писатель показывает падение человеческой души.

Четыре главы обращены к минувшему: описываются первые шаги Старцева в городе, его чувство к Катерине Ивановне Туркиной, начало стяжательской деятельности. Временные отрезки разные: «Прошло больше года», «Прошло четыре года», «Прошло еще несколько лет». Каждый из этих периодов «орнаментирован» показательными способами передвижения Старцева: «…шел пешком, не спеша», «… у него уже была своя пара лошадей», «… уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками». Последняя, пятая глава посвящена настоящему. Теперь, «когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками, кажется, что едет не человек, а языческий бог». Но во всех этих главах подчеркивается однотонный быт обывателей города. «Самая талантливая семья» Туркиных изменяется лишь внешне. Вера Иосифовна, к концу повествования «сильно постаревшая, с белыми волосами», лакей Пава, которого не устает демонстрировать гостям хозяйка, из 14-летнего мальчика превращается в усатого мужчину. Котик сначала потеряла «прежнюю свежесть и выражение детской наивности», а затем «заметно постарела». Но в течение долгих лет все они продолжают жить по-прежнему. Символом этой общей неподвижности воспринимается неизменно бравый вид главы семьи, Ивана Петровича, произносящего одни и те же плоские шутки.

Однотипные ситуации рассказа позволяют оттенить душевные метаморфозы Старцева. В начале рассказа доктор Старцев – молодой, думающий, образованный человек, не потерявший свою индивидуальность среди скучных и пустых жителей провинциального городка. Он терпеть не может «картежников, алкоголиков, хрипунов» - обывателей города С. Долгое время они раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Но вот сделано предложение, и получен отказ от Туркиной. Огонек в его душе погас. К 35-36 годам он уже превращается в Ионыча – ожирел, потерял совесть и стал похож не на человека, а на языческого божка. Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подкрадывается постепенно и моральное «ожирение»: закусывая с «обывателем», постепенно привык к такой жизни и втянулся в нее. Его перестали звать «надутый», а зовут по-родственному - «Ионыч». В конце рассказа мы уже не видим прежнего молодого человека, который мог бы прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Огонек в душе Ионыча погас окончательно. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег. Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Он променял живые мысли на сытое, самодовольное существование, он не смог сберечь в себе человека. Ужасна мещанская среда, но человек достоин имени человека лишь в том случае, если он борется против ее влияния.

Изображая падение Старцева под влиянием пошлости и мещанства, Чехов призывает не попадать под их власть, сопротивляться губительному влиянию среды и постараться сохранить в себе все хорошее и благородное.

Интимное и гражданское в лирике А. А. Ахматовой (На примере 2-3 стихотворений)

А. Ахматова в своем творчестве захватила почти всю сферу женских переживаний. Она явила универсальный лирический характер женщины. Ее лирическая героиня не отражает персональной судьбы Ахматовой, а отражает проявление женской доли, женского голоса. В лирике поэтессы отражены женские переживания, начиная со страданий юной девушки и заканчивая женской страстью.

В зрелом творчестве героиня предстает в необычном для женской поэзии ракурсе – поэт и гражданин. Ахматова – первая женщина-поэт, которая показала трагический путь женщины-поэтессы. Этот мотив прослеживается в стихотворении «Муза», где она писала о несовместимости просто женщины и женщины-творца. Автор с горечью призывает Музу посмотреть на обычную жизнь обычных девушек и женщин. И в этом плане понятны последние строки стихотворения:

Тихо отвечу: «Она отняла

Божий подарок»

Обычная жизнь обычной женщины – «божий подарок» - это право на любовь, на ошибки. Но автор – поэт, и жизни как у всех у нее быть не может. Поэзия и божественное творчество – «подарок», и в то же время тяжелая ноша, которую женщине трудно нести. И тогда уже «божьим подарком» для нее представляется обычная жизнь.

Вся ранняя лирика – это любовная лирика. Ахматова была первой женщиной в поэзии, которая раскрыла сложный мир женских переживаний. Любовь в изображении поэта драматическая, неразделенная, законченная, но она никогда не романтизировала, а наоборот, слишком приземляла и слишком окружала бытовым фоном это чувство.

«Песня последней встречи» - это разлука, расставание, равное смерти. Героиня подавлена, о чем говорит психологическая деталь – «перчатка» и «ступени»:

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!»

В 20-30 годы отмечается кризис в творчестве Ахматовой, он закончился в 1936 году. В полный рост как гражданский поэт Анна Ахматова предстала перед Россией в военные годы. Ее женское, материнское начало, ее мужество, страдание и сострадание, ее простонародная честность складывались в величавый образ Матери – Родины. В предреволюционные годы, а также в годы революции и позже она все чаще задумывается над сутью своего поэтического ремесла, над обязанностями поэта, пишет о долге художника перед временем:

Мне голос был, он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда»

Быть поэтом – трудная миссия. Поэту сулят покой, славу, но за это она должна покинуть Родину и забыть ее. Лирическая героиня отказывается, называя все предлагаемое ей «недостойной речью».

Ахматова относится пренебрежительно к тем, кто уехал из России. Истинный гражданин должен оставаться с родиной в любые трудные времена:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Анна Ахматова внесла свое понимание в такие темы, как любовь, творчество, женская душа, патриотизм.

Сатира на помещичью Русь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Гоголь задумал монументальное произведение в трех томах, великую «национальную поэму». Он тремился показать не только современную Россию, но пытался заглянуть в ее завтрашний день, раскрыть положительные начала русской жизни, указать родине путь к спасению. В поэме Гоголя «Мертвые души» выведена целая галерея типажей, ставших нарицательными именами.

Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы. Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые так не похожи друг на друга, и в то же время в каждом их них выступают типичные черты русского помещика. Образы помещиков, которых посещает Чичиков, представлены в поэме контрастно, поскольку несут в себе различные пороки. Один за другим, каждый духовно ничтожнее предшествующего, следуют в произведении владельцы усадеб: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Если Манилов сентиментален и слащав до приторности, то Собакевич прямолинеен и груб. Писатель создает многочисленные варианты социального упадка и духовного омертвения. Привычка жить за счет крепостных крестьян, праздность и беззаботность по-разному проявляются у Манилова и Ноздрева. У Манилова они формируют слащавую сентиментальность, бесхарактерность, отвлеченную мечтательность. У Ноздрева, напротив, выражаются во внешне неуемной энергии и удальстве, участии во всевозможных историях, драках, попойках. Но деятельность Ноздрева также бесцельна, как мечты Манилова. Сходными и вместе с тем глубоко различными являются и характеры Коробочки и Собакевича. Эти герои погружены в заботливое, рачительное хозяйствование, которое, однако, будучи лишено всякого гуманного содержания, так же эгоистично, как и существование Манилова и Ноздрева, выливается в накопительство и стяжательство и ведет к духовному омертвению.

Все персонажи поэмы сатиричны. Писатель умело выделяет «говорящую» деталь внешнего облика героя. Сразу создается зрительное впечатление живого лица: сходство с медведем, косолапость Собакевича, расплывчатость черт пустослова Манилова. Не меньше поражает гоголевская способность вложить в уста тупых обывателей «разоблачительные» речи. Любой из них, разумеется, высказывает о своем и по-своему. Все они и не подозревают о том, что обычные, привычные их разглагольствования обнаруживают прежде всего их убогость, глупость, грубость, ханжество. В «Мертвых душах» все: затейливые фамилии, предметы быта – выполняют резко обличительную функцию.

Галерею образов завершает образ Плюшкина. Этот герой не столько смешон, сколько страшен и жалок, так как в отличие от предыдущих персонажей он утрачивает не только духовность, но и человеческий облик. Чичиков, увидев его, долго гадал, мужик это или баба, и, наконец, решает, что перед ним ключница. А между тем это помещик, владелец более чем тысячи душ и громадных кладовых. Писатель очень точно прослеживает деградацию человека, и читатель понимает, что человек не рождается чудовищем, а становится им.

Все гоголевские помещики – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые. Истинных движений живой души мы не видим ни в пустом мечтателе, ни в крепколобой хозяйке, ни в «жизнерадостном хаме», ни в похожем на медведя помещике. Все это лишь видимость с полным отсутствием духовного содержания, потому эти герои и смешны.

«Испытание любовью» как средство характеристики героя в произведениях отечественной классики 19 века

Тема любви - одна из излюбленных тем русской и мировой литературы. По мнению русских писателей, все счастье, выпавшее в жизни человека, проистекает из любви; в любви заключается мировая тайна. Любовь - это философский камень, который обладает свойством все превращать в золото, в добро. Но очень часто многие пугаются этого чувства и отвергают его. Одним из таких героев является Евгений Онегин – человек, который прожигал свою жизнь в ресторанах, театрах, на балах, в быстротечных романах с женщинами. Такой образ жизни был ему привычен. Не смогла изменить его взгляды и любовь юной Татьяны Лариной. Онегин, получив от девушки письмо с признанием, дает ей «отповедь». Переломным моментом в жизни героя становится дуэль с Ленским. Убийство юного друга переворачивает все миропонимание Онегина. Он отправляется в странствия, в результате которых его натура во многом «перерождается». Вновь встретив уже замужнюю Татьяну, Евгений внезапно влюбляется в нее. Теперь он пишет героине письмо, мечтает «поминутно видеть вас, // Повсюду следовать за вами...». Но Татьяна, все еще любя, отвергает Онегина. Она считает недостойным изменять мужу, в верности которому поклялась перед Богом. Поэтому и отказывает Онегину.

Финал романа остается открытым. Мы не знаем, что будет дальше с героями. Но можем сказать, что «испытание любовью» открыло, насколько изменился Онегин. Обстоятельства раскрыли истинные качества его натуры, показали, что герой больше не зависит от мнения света, что он стал сильным, независимым, цельным человеком, способным на глубокие искренние мысли и чувства.

Ещё одним героем, прошедшим через «испытание любовью», является Печорин Лермонтова («Герой нашего времени»). Этот герой только во время прощания с Мери понял, что он не только мог бы полюбить, но и любит эту девушку. Однако он боится, что не сможет полюбить надолго, не сможет дать Мери то, чего она заслуживает и тем самым причинит девушке еще большую боль. Но прощание с ней он вспоминает, находясь в крепости.

Печорин спрашивает себя: «Отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?». Вопреки своему сердцу, реальному состоянию эмоций Печорин «бежит» от Мери. Однако насилие над своими чувствами не проходит даром, ведь это вызов жизни, «бунт» против неё. В таких случаях жизнь мстит за себя: в крепости Печорин пытается заглушить тоску сердца любовью к «дикарке» Бэле, но очень скоро убеждается в бесплодности своих усилий. Печорин не способен полюбить, он боится истинного чувства, боится довериться другому человеку, поэтому он остается несчастным и умирает несчастным по дороге в Персию. Можно сказать, что этот герой не прошел «испытания любовью».

Любовь стала самым большим испытанием в жизни главного героя романа Тургенева «Отцы и дети». Базаров, отрицавший это чувство и презиравший людей, которые его испытывали, влюбился сам. Влюбился сильно, страстно, со всей мощью, на которую была способна его натура. Любовь к Одинцовой заставила Евгения Васильевича пересмотреть свои взгляды, прежде всего, на самого себя. Так значит, любовь существует? Больше того, ей подвержены все люди и даже такие выдающиеся, как Базаров?

Герой причислял себя к способным и сильным людям, в чем-то даже необыкновенным. Он думал, что он-то уж сможет контролировать ситуацию и все подчинять доводам разума. Но не тут-то было. Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой вмиг все перевернула.

Герой испытывает к ней смешанное чувство. С одной стороны, это сильная любовь, а с другой – злоба и даже ненависть: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей...»

С этого момента нигилистические теории в жизни героя отошли на второй план. Он стал заниматься медициной и естественными опытами. Вскоре, поранив палец, Базаров заражается тифом и умирает. Последней, кого он захотел видеть, была Одинцова. Только ей Евгений Базаров открывается полностью и только ее просит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»

«Испытание любовью» - один из распространенных приемов в отечественной литературе. Он позволяет глубже раскрыть характер героев, выявить их сильные и слабые стороны, показать их преображение или деградацию, проследить их развитие. Кроме того, «испытание любовью» помогает выявить авторское отношение к герою, авторский взгляд на мир.

Конкретно-историческое и вечное в проблематике поэмы А. А. Ахматовой «Реквием». Своеобразие композиции поэмы

Основная часть поэмы А. Ахматовой «Реквием» создавалась в 1935-1940 годах. Это произведение посвящено времени «большого террора», страданиям репрессированного народа. Слово «реквием» (лат.) значит «заупокойная месса» - католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение.

Поэма состоит из десяти стихотворений, прозаического Предисловия, названного Ахматовой «Вместо предисловия», Посвящения, Вступления и двухчастного эпилога. Кроме того, поэме предпослан эпиграф из стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали…».

Сюжетный центр поэмы— 5 и 6 главы. Обе они посвящены сыну и движению Времени — времени его заключения. Этим двум центральным главам предшествуют четыре коротких, в которых звучат различные голоса. Первый — женщины из российской истории, может быть петровской эпохи; второй— женщины из русской (казачьей) народной песни; третий — женщины из трагедии, близкой по стилю к шекспировской; четвёртый— некий голос, обращающийся к Ахматовой десятых годов и к Ахматовой тридцатых годов 20 века.

Каждое из десяти стихотворений, составляющих поэму, лирическое. Почти каждой главке поэмы свойственна фрагментарность. Это может быть отрывок народно-исторического сюжета, песня, без начала и конца, фрагменты из Евангелия.

После обширного «Посвящения», раскрывающего адресатов поэмы, следует «Вступление». Оно, в отличие от «Посвящения», в котором речь идёт о женщинах, разлучённых с арестованными, обращено непосредственно к тем, кого они оплакивают, то есть к уходящим в лагеря или на расстрел.

И только после «Вступления» начинает звучать конкретная тема «Реквиема» - плач Матери по Сыну. А. Ахматова придаёт сцене прощания широкий смысл. Прощаясь с сыном, она имеет в виду не только себя, но и тех, с которыми вскоре сведёт её тюремная очередь. Говоря о «стрелецких жёнках», воющих под кремлёвскими башнями, она тем самым показывает кровавую дорогу, которая тянется из глубины времён в современность. Эта кровавая дорога никогда не прерывалась. А в то время она стала ещё более широкой.

Затем в «Реквиеме» неожиданно появляется мелодия, напоминающая колыбельную. Мотив колыбельной, связанный с Доном, подготавливает другой, ещё более страшный мотив – безумия, бреда, полной готовности к смерти или самоубийству:

Сама трагично возникающая в «Реквиеме» ситуация Матери и казнимого Сына неизбежно соотносилась в сознании А. Ахматовой с евангельским сюжетом. Она расширила рамки поэмы до вселенского, общечеловеческого масштаба. С этой точки зрения стихотворение «Распятие» можно считать философским центром произведения. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери. Поэт слышит речь Иисуса (и своего сына), но не слышит голоса Матери. Нет таких слов, которые способны передать её состояние, ощущение вины, её бессилие при виде страданий и смерти сына. В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. И если Иисусу — смерть, ей — страдания: старость, страх, молитва.

Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребёнка, и любая мать, теряющая сына, степенью своей боли как бы сближается с ней. Постепенно к «Эпилогу» голоса сливаются: голос матери и поэта начинают звучать нераздельно.

Эпилог, состоящий из двух частей, сначала возвращает читателя к мелодии и общему смыслу «Посвящения» и «Предисловия». Здесь мы вновь видим образ тюремной очереди, но уже обобщённый, символический:

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх.

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках.

Вторая, заключительная часть «Эпилога» развивает хорошо известную в русской литературе тему памятника. Но у А. А. Ахматовой она приобретает совершенно необычный, глубоко трагический облик. Никогда ещё в русской и мировой литературе не возникало столь необычного образа Памятника Поэту, стоящему по его желанию, у Тюремной Стены. Это памятник всем жертвам репрессий, замученным в страшные 30-е годы:

А здесь, где стояла я триста часов,

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь.

Своеобразие интриги и развитие конфликта в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина как социальное явление

Основная идея комедии Гоголя «Ревизор» – обличение пороков российского чиновничества. Уездный город, где происходят события произведения, – это зеркало страны, типичный, не частный случай. Порядки города N – следствие бюрократической системы современной писателю России, когда служили лицам, а не делу, когда каждый, или почти каждый, находясь на службе, старался обмануть другого. Взятки, ничегонеделанье были в порядке вещей, вспомним, например, что, заискивая перед лжеревизором, городничий ловко подсовывает Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста и радуется, когда тот берет деньги. Сам Гоголь замысел «Ревизора» определил так: «В «Ревизоре» я решил собрать в кучу все дурное в России, какое я точно знал, все несправедливости... и за одним разом посмеяться надо всем».

В связи с этим связана необычность общественного конфликта «Ревизора», который выражается в раскрытии внутренней противоречивости, несостоятельности и нелепости общественного устройства. Оригинальность конфликта комедии заключается в том, что в пьесе нет положительного героя. Положительный идеал автора формируется на основе негатива: отрицания реалии русской жизни, обличения и высмеивания пороков.

Главное действие пьесы разворачивается вокруг одного события – в уездный город едет ревизор из Петербурга, причём едет он инкогнито. Это известие будоражит чиновников: «Как ревизор? Вот не было заботы, так подай!», и они начинают суетиться, пряча свои «грехи» к приезду проверяющего. Особенно старается городничий - он спешит прикрыть особенно большие «дыры и прорехи» в своей деятельности.

За ревизора принимают мелкого чиновника из Петербурга Ивана Александровича Хлестакова. Хлестаков ветрен, легкомыслен, «несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове», и сама возможность принять его за ревизора - абсурд. Именно в этом и заключается своеобразие интриги комедии «Ревизор».

Поначалу Хлестаков даже не понимает, что его принимают за высокопоставленного государственного служащего. Он ничего не делает для того, чтобы обмануть провинциальных чиновников, они сами себя обманывают («сами себя высекли»). Чиновникам важно только то, чтобы не обнаружились их «грешки». Комичны эпизоды, где каждый из городских чиновников приходит к Хлестакову и делает упор на грехи другого, стараясь спрятать свои.

Мнимому ревизору ничего не остаётся, кроме как вести себя в соответствии с поставленными условиями. В обществе городничего и чиновников он чувствует себя все более свободно: запросто обедает у городничего, ухаживает за его женой и дочкой, «одалживается» у чиновников, принимает «приношения» от «рядовых» просителей. Постепенно Хлестаков входит во вкус: если сначала он робко выпрашивает обед, то от Бобчинского и Добчинского он требует «денег нет у вас?», выдумывает себе фантастическую карьеру и жизнь.

С образом Хлестакова связано понятие «хлестаковщины». Это воплощение желания сыграть роль повыше той, что тебе предназначена. Кроме того, это еще и воплощение пустоты существования, ничтожество, возведенное в n-нную степень, как сказал Гоголь: «возникшая до высшей степени пустота».

В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Наташа Ростова – одна из главных героинь романа Л. Н.Толстого «Война и мир». В этом образе Толстой воплотил свое идеальное представление о женщине. Все герои Толстого показаны в развитии, в эволюции, в том числе и образ главной героини. Впервые мы встречает Наташу у себя дома в гостиной: маленькая тринадцатилетняя девочка, «черноглазая, с большим ртом; некрасивая, но живая».

Она жизнерадостна, естественна, непосредственна. Автор противопоставляет ей красоту Элен, но эта красота холодная. Важна красота не внешняя, а внутренняя, и Толстой подчеркивает богатство внутренней натуры Наташи: одаренность, способность понять, прийти на помощь, чуткость, тонкая интуиция.

Непосредственность и искренность Наташи Ростовой обновляют душу любого человека. В ней царствует гармония духовного и телесного, естественного и нравственного. У нее есть высший дар женской интуиции – нерассудочное ощущение правды. Жизнь Наташи свободна и раскованна, а все поступки согреты теплотой нравственности, воспитанной русской атмосферой дома Ростовых. Наташу все любят, все желают ей добра, потому что сама Наташа всем делает только добро. Она живет не умом, а сердцем. Но и сердце несколько раз подталкивало Наташу на ошибки. Пьер не может понять, как Наташа могла променять Болконского на «дурака» Анатоля. В Анатоле Курагине притягивала свобода и независимость. Именно поэтому под его влияние попала Наташа. Она хочет жить свободно, без принятых условностей. Ошибка Наташи спровоцирована не только Анатолем, но и князем Андреем. В нем оказалось слишком много духовности и обязательности, чтобы понять непосредственную силу чувств. История с Анатолем приводит Наташу к душевному кризису и одиночеству, которое для нее непереносимо. В это время она живет в полусне, пробуждаясь лишь для того, чтобы молить судьбу и небо о снисхождении к ней: научи меня, что мне делать, как мне исправиться навсегда, навсегда, как мне быть с моей жизнью…».

Военные события в стране дают ей первое испытание и отдохновение. Общенациональная беда заставляет Наташу забыть о своей личной трагедии. Она полностью забывает о своем «я» и подчиняет жизнь служению другим: раненым, умирающему Болконскому, больной матери. Не задумываясь, Наташа отдает все подводы раненым, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в данной ситуации.

Наташа близка к народу. Народное в ней очень естественно. Вспомним русскую пляску в имении дядюшки: «Дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка…» Она любит народные песни, традиции, музыку. Все богатство натуры Наташи растворяется в материнстве и семье, она иначе жить не может.

В образе Наташи Ростовой Толстой воплотил идеал женщины. Он дал ей все те качества, которые необходимы женщине, жене, матери. Толстой воплотил в ней самые прекрасные, лучшие черты.

Страница 11 из 19« Первая...910111213...Последняя »