Отечественная литература

Смысл четырех «долой!» в поэме В. В. Маяковского «облако в штанах». Художественное своеобразие поэмы

Поэма «Облако в штанах» (1915) – центральное произведение дореволюционного творчества Маяковского. В ней поэт пытался показать горестную судьбу человека в буржуазном обществе. Его лирический герой не желает мириться с действительностью, поэтому в сознании возникает четыре протеста: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!» Эти четыре «долой!», охватывающие все основы буржуазного общества, являются глобальным протестом лирического героя Маяковского.

Лирический сюжет поэмы составляет неразделенная любовь героя к девушке Марии. Любовь эта – самая настоящая страсть. Герой «прекрасно болен», «у него пожар сердца». Но девушка выбирает не его, а «толстый кошелек», обеспеченность, стабильность. Герой убежден, что его возлюбленную купили. Мария продала свою любовь за деньги, роскошь, положение в обществе.

В разговоре с девушкой лирический герой спокоен, «как пульс покойника», но душа его умерла. Ее растоптала современная любовь, продающаяся за деньги и опирающаяся только на расчет.

Из второй части поэмы мы понимаем, что герой – поэт. Основное противопоставление этой части – поэт и толпа. Автор говорит о конфликте поэзии и окружающего мира. Желание творцов петь про барышню, «и любовь, и цветочек под росами» не соответствует требованию сегодняшнего дня. Лирический герой отвергает все псевдоромантическое и возвышенное и выбирает участь стать певцом «каторжан города-лепрозория», которые, по его мнению, чище «венецианского лазорья, морями и солнцами омытого сразу!»

Именно здесь, в этом пошлом страшном мире, где давка «выхаркивается» на площадь, а улица кричит: «Идемте жрать!», живут истинные герои жизни.

В двух последних частях поэмы Маяковский выступает как бунтарь, протестующий против всего буржуазного строя, его религии, обличает их как первопричину всех человеческих бед и несчастий. Так, в религии лирический герой поэмы видит только пошлость и искусственность. Вера в бога в понимании лирического героя Маяковского - это то, что придумано, чтобы сделать человека несвободным. В поэме герой становится даже выше бога и грозит ему:

Я думал – ты всесильный божище,

А ты недоучка, крохотный божик.

Таким образом, можно говорить о том, что данное произведение полностью отвергает сложившиеся устои. Лирический герой поэмы Маяковского «Облако в штанах» - это бунтующий герой. Он восстает против религии, политики, искусства и любви буржуазного мира. Герой призывает к решительным действиям. Своим произведениям Маяковский утверждает, что роль поэта в жизни общества огромна и именно он способен повлиять на ход истории.

В этой поэме проявились основные черты поэтического стиля Маяковского:

1. Сочетание правдоподобия и фантастики: «Упал двенадцатый час, как с плахи голова казненного».

2. Использование приема развернутой метафоры. Так, пожар любви, очаг которого – в сердце, постепенно охватывает тело героя, уподобленное архитектурному сооружению: «Мама! Петь не могу. У церковки сердца занимается клирос!» Сердце поэта сравнивается с «церковкой», в которой загорелась сердцевина – клирос.

3. Использование приема развернутой метафоры. Например, фразеологизм «нервы расходились» разрастаются у Маяковского в целую картину:

Слышу:

Тихо,

Как больной с кровати,

Спрыгнул нерв.

…………………..

Теперь и он, и новее два

Мечутся отчаянной чечеткой…

4. Широкое использование неологизмов: «маленький, смирный любеночек», «миллионы огромных, чистых любовей», «вечер декабрый», «улица безъязыкая», «грудь испешеходили».

5. В области стиха – использование «лесенки», делящей строку на смысловые и интонационные доли, акцентирующей внимание на определенных смыслах.

Печорин и его двойники в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Многообразие приемов психологической характеристики героя в романе

Для наиболее полного раскрытия образа своего героя Лермонтов использует не только особенную композицию (принцип нарушенной хронологии), но и сравнивает Печорина с другими героями.

В центре системы художественных образов находится Печорин. Все остальные персонажи группируются вокруг него, помогая раскрытию его характера. У Печорина есть своеобразные двойники. Это выразители второго «Я» героя. Под двойниками Печорина можно понимать Грушницкого, Вернера, Вулича.

С Грушницким читатель знакомится в самом начале главы «Княжна Мери». Сразу же акцентируется внимание на страсти Грушницкого производить впечатление: «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Грушницкий напоминает Печорину героя романтических трагедий. Этот персонаж бывает «довольно мил и забавен» лишь в те редкие минуты, когда он «сбрасывает трагическую мантию». Толстая солдатская шинель – трагическая мантия этого героя, которая скрывает фальшивые страдания и несуществующие страсти. «Страстного юнкера» невозможно представить без позы, без эффектных жестов и пышных фраз. В этом Грушницкий схож с Печориным. Молодой юнкер является своеобразной пародией на главного героя романа. Можно сказать, что Печорин тоже постоянно играет в чувства, переживания, по большому счету, играет в саму жизнь. Герой постоянно играет с чужими жизнями. Не дорожит и своей. Узнав о чувствах Грушницкого к хорошенькой княжне Мери, Печорин испытывает большой азарт. Герой делает все, чтобы княжна окончательно и бесповоротно увлеклась им, забыв о юном Грушницком. Печорин использует слабости Грушницкого, чтобы развить задуманную им светскую интригу, в результате которой юнкер погибает.

Еще одним двойником Печорина можно назвать доктора Вернера. С этим персонажем мы также знакомимся в «Княжне Мери». Этого персонажа можно назвать наиболее близким Печорину по типу сознания. Но скепсис Вернера уступает печоринскому. Убежденность в бессмысленности жизни человека основывается у Вернера на признании неизбежности смерти. «Я знаю, что в одно прекрасное утро я умру», - говорит он. Это накладывает отпечаток на его отношение к людям – покровительственное и ироническое. Печорин также циничен, холоден, отстранен от окружающей жизни, как и Вернер. Именно поэтому герои и стали достаточно близкими приятелями. Но, в отличие от Вернера, Печорин более глубок и сложен. Он совершенно безразличен к своей жизни, как и к жизни других людей. Поэтому он легко может поставить на карту любую жизнь. Цинизм Вернера во многом «на словах». Он больше претворяется циником, чем является им. Цинизм же Печорина – это его внутренняя философия, рожденная в глубоких и мучительных раздумьях о смысле жизни, о месте человека в этом мире.

В главе «Фаталист» появляется образ офицера Вулича. Этот герой тоже во многом схож с Печориным. Вулич фаталист, он верит в судьбу и уверен, что не умрет раньше положенного ему срока. Поэтому этот офицер с легкостью заключает пари с Печориным и стреляет в себя из заряженного пистолета. Пистолет дает осечку. Но Вулич умирает этим же вечером, после предсказания Печорина его скорой кончины. В этой главе читатель может увидеть, что Печорин, на самом деле, верит в фатум. Он такой же фаталист, как и Вулич. Но если Вулич отдается на волю рока, то Печорин желает сам управлять своей судьбой. На протяжении всей своей жизни он борется с фатумом. По-моему, это главный конфликт в его жизни.

Таким образом, наличие двойников в романе – это еще один способ как можно богаче и ярче раскрыть образ главного героя произведения, создать наиболее полный портрет человека той эпохи.

Для психологической характеристики своего героя Лермонтов использует разные способы. Основной – самоанализ самого Печорина. Григорий Александрович исповедуется перед некоторыми собеседниками. В монологах, обращенных к доктору Вернеру и княжне Мери, Печорин не лжет, но и не «расшифровывает» себя до конца. Также герой часто вспоминает и анализирует совершенные ранее поступки и пережитые мысли и чувства наедине с самим собой, в дневниковых или путевых записках. Также важной чертой Печорина является его постоянный самоконтроль, которым сопровождаются все его поступки, высказывания, размышления и переживания. В своих записях герой тщательно фиксирует то, что сделал, подумал, ощутил. Кроме этого, Печорин регулярно ставит психологические «эксперименты» над самим собой и другими людьми. Психологические эксперименты героя позволяют увидеть его с двух сторон: и как человека действующего, и как человека с сильными аналитическими способностями.

Также важен внешний портрет Печорина. Странствующий офицер видит Печорина и передает читателям свои ощущения: угадывает скрытность характера («при ходьбе не размахивал руками»), страстность (морщины на благородном лбу, «обозначавшиеся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства»), злой нрав или, вернее, «глубокую постоянную грусть» («глаза его не смеялись, когда он смеялся»). Внешний портрет героя помогает глубже понять его характер.

Лермонтов в своем романе очень удачно использует все известные способы психологической характеристики своего героя. Это подтверждает его звание мастера психологической прозы.

Какова роль притчи «О двух великих грешниках» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

Притча «О двух великих грешниках» входит в состав главы «Пир на весь мир». «Древняя быль» - один из наиболее социально острых эпизодов эпопеи «Кому на Руси жить хорошо».

Начинается притча с описания бесчинств Кудеяра, жестокого разбойника. Он ворует, грабит, похищает людей. Ему нравится такая жизнь. Но вот однажды в нем пробудилась совесть, опостылела ему такая жизнь, жестоко раскаялся он в своих злодеяниях. Кудеяр становится затворником, всю жизнь он молится, просит отпущения грехов. Но ни паломничество ко гробу Господню, ни отшельничество не приносят его душе успокоения.

Угодник, явившийся Кудеяру, обещает ему, что он будет прощен лишь тогда, когда «тем же ножом, что разбойничал», срежет «дуб вековой». Кудеяр принялся за работу, но дуб оказался настолько большим, что его не под силу было срубить даже молодому. Уже почти отчаявшись, Кудеяр однажды за своей спиной слышит насмешливый вопрос: «Эй, старина, что ты делаешь?». Голос принадлежал барину-помещику пану Глуховскому. Он похваляется своей спокойной совестью:

Спасения

Я уж не чаю давно,

В мире я чту только женщину,

Золото, честь и вино…

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Отшельник в порыве бешенного гнева убивает пана. И в ту же минуту столетний дуб падает: «Рухнуло древо, скатилося бремя грехов».

Один из главных вопросов поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - кто всех грешней: «кабатчики», «помещики», «мужики» или «разбойники». В «Притче о двух великих грешниках» есть решение этого давнего спора. В соответствии представлениям народа о добре и зле убийство жестокого крепостника – подвиг, избавляющий рабов от тирана. Душа человека, совершившего такой подвиг, преображается, очищаясь от всех прежних грехов и пороков. Некрасов противопоставляет неправому, помещичье-чиновничьему, полицейски-бюрократическому царскому суду справедливый, скорый и беспощадный народный суд.

Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Горький начал писать свои произведения в то время, когда человек, в сущности, обесценился. Он становился рабом вещей, падала ценность личности.

В пьесе «На дне» Горький показывает совершенно особый тип людей – людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Именно здесь, на дне, в ночлежке, месте, где уже не видно личности, а только общую серую массу, и возникает спор о человеке, о правде человеческой. На этот спор обитателей ночлежки провоцирует неизвестно откуда появившийся Лука, бродячий старик. Он любит людей, но самое главное, он их понимает. Много лет, и видимо, нелегких, прожил он на свете. Это и дает ему право говорить, что «всякого человека уважать надо». И уважать, по большей части не за то, что он огромен и всем известен, но за то, что он мал и не проявил себя, за потенциал, в нем заложенный, за то, что он еще сможет сделать всем на пользу, если сами же люди ему не помешают.

Лука не лжет людям, он просто верит им, верит в них. Он верит в силу слабого Актера, и тот, пока в него верят, и сам загорается верой в то, что сможет изменить и исправить свою жизнь. А лишившись поддержки, он вешается. И не потому, что разбита хрупкая ложь о лечебнице, но потому, что разбита хрупкая истина о его человеческом достоинстве, об уважении, которое может питать к нему другой человек.

Лука верит в чистоту души проститутки Насти, верит в то, что у нее была чистая и высокая любовь, и Настя выпрямляется, начинает чувствовать себя человеком. Но когда вокруг нее остаются только издевающиеся над ней люди, она теряет всякую любовь и желает им смерти.

На Сатина Лука действует, «как кислота на старую и грязную монету». Спор со странником позволил развить бродившие в нем мысли, довести их до логического завершения. Во многих фразах Сатина мы слышим авторский голос, голос самого Горького. Писатель искренне верил, что «Человек! это звучит гордо!», что «надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!».

Человек – хозяин себе, только от него, от его выбора зависит, жить ему или прозябать. В этом и заключается не только ответ на главный вопрос спора, но и истинный смысл пьесы Горького. Сатин утверждает, что бог свободного человека – правда, а ложь – религия рабов и хозяев. Но вся сложность именно в том и состоит, что в ночлежке свободных людей нет. Нет тех, которых можно назвать «человеки».

Финал пьесы трагичен. Разбуженные Лукой люди неизбежно вступают в конфликт с внешним миром, и многие выходят из него не победителями. А жизнь устроена таким образом, что свободным человеком в этом мире быть очень и очень не просто. Однако лейтмотивом всего произведения является мысль писателя о том, что всякий, как бы низко он ни пал, всегда может подняться, нужно только рассмотреть в себе Человека.

Печорин и Максим Максимыч в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Печорин и Максим Максимыч, единственный персонаж, сопутствующий главному герою на протяжении большей части повествования, - два структурно-художественных полюса романа. Максим Максимыч – настоящий «кавказец», не в пример Печорину, Грушницкому и другим офицерам, лишь волею случая занесенным на Кавказ. Он служит на Кавказе давно, хорошо знает его природу, местные обычаи, нравы, психологию горцев. У Максима Максимыча нет ни романтического пристрастия к Кавказу, ни пренебрежения к горским народам. В каком-то смысле ему, носителю патриархального сознания, горцы даже более понятны, чем рефлектирующие соотечественники типа Печорина.

У Максима Максимыча золотое сердце и добрая душа, он ценит душевное спокойствие и избегает приключений. На первом месте для героя стоит долг, но с подчиненными он не чинится и ведет себя по-приятельски.

Лишенный личностного самосознания, как бы не выделенный из «естественного» мира, Максим Максимыч воспринимает Печорина и Вулича как «странных» людей. Ему неясно, почему Печорин скучает, но зато он твердо знает, что с Бэлой тот поступил нехорошо и неблагородно. Еще более уязвляет самолюбие Максима Максимыча та холодная встреча, какой «наградил» его Печорин после долгой разлуки. По понятиям старого штабс-капитана, люди, прослужившие вместе, становятся чуть ли не родными. Между тем, Печорин вовсе не хотел обидеть Максима Максимыча, просто ему не о чем говорить с человеком, которого он никогда не считал своим другом.

Благодаря Максиму Максимычу обнаруживаются и сильные, и слабые стороны печоринского типа – разрыв героя с патриархально-народным сознанием, одиночество, потерянность молодого поколения интеллектуалов. Но и сам Максим Максимыч тоже оказывается одиноким и обреченным. Его мир ограничен и лишен сложной гармонии, а целостность характера «обеспечена» неразвитостью чувства личности.

Смысл столкновения Максима Максимыча и Печорина не в преобладании и превосходстве личного начала над патриархально-народным или патриархально-народного над личным, а в их драматическом разрыве, в желательности сближения и движения к согласию.

Мотивы преступления и возмездия в произведениях отечественной литературы

Человеческая мораль не раз указывала на то, что любое преступление в конечном итоге должно приводить к наказанию, или, так сказать, к возмездию. Эта мысль не раз подтверждается и в отечественной литературе.

Вспомним одну из «Повестей Белкина» (А. С. Пушкин) - «Выстрел». В ней повествуется о том, как некий граф Р*** слишком равнодушно отнёсся к возможной гибели от его пули главного героя Сильвио. Фуражка Сильвио была прострелена на вершок ото лба, право своего выстрела он оставил за собой. Возмездие для графа наступило через шесть лет, когда тот женился и уже не так легко относился к предстоящей дуэли. Граф больше ценит свою жизнь, больше боится возмездия Сильвио. Сильвио прекрасно понимает это, поэтому приходит в дом к своему сопернику, объясняется с ним при его жене. Доведя героев до панического состояния, Сильвио стреляет в графа, зная, что промахнётся.

В дуэли Печорина и Грушницкого (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») проявляется мысль о наказании последнего за клевету. Грушницкий заявляет, что Печорин провёл ночь у Мери. Печорин незамедлительно требует у противника отказаться от своих слов, следствием чего становится их дуэль.

По выпавшему жребию Грушницкий стреляет первым, но только ранит главного героя. Печорин стремиться закончить дело миром, если только Грушницкий откажется от своих слов, но тот не принимает этого предложения. Печорин стреляет и убивает его.

Тема преступления и возмездия очень ярко проявляется и в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Причём возмездие осуществляется силами зла, а именно Воландом и его свитой. По мнению Булгакова, ничто в этом мире не остаётся безнаказанным, что и подтверждается сюжетом романа. Так, например сюжет, связанный с событиями в Ершалаиме подтверждают, что за свою трусость и малодушие Понтий Пилат поплатился вечной тоской и душевным неспокойствием. Что же касается событий в Москве, то и тут герои получают свое наказание. Каждый из них получает наказание «по заслугам».

Таким образом, Воланд и его свита становятся той силой, которая устанавливает справедливость в городе. Не случаен эпиграф к роману, взятый из «Фауста» Гёте: «…Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Таким образом, в этом романе возмездие достигается за счёт появления потусторонней силы.

Человек, природа, творчество в лирике Б. Л. Пастернака. Художественное своеобразие стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..»

Стихотворное наследие Бориса Пастернака достаточно велико. Оно отличается многообразием тем и глубиной философского осмысления. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви. Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…» Казалось бы, это стихотворение - обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой:

Любить иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

В этом стихотворении поэт разграничивает два мира – мир природной, естественной красоты и мир людей, повседневных дрязг, «словесного сора» и мелочных мыслей. Символичен здесь образ весны как времени возрождения и перерождения: «Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин». И сама лирическая героиня подобна весне, она «из семьи таких основ», она как свежее дыхание ветра, является проводником из одного мира в другой, мир прекрасного и естественного. В этом мире есть место только для чувств и истин. Ключом к этой новой и прекрасной жизни является красота.

В лирике Пастернака невозможно четко выделить какую-то одну тему. Конкретное переходит у этого поэта в отвлеченное, в осмысление мира и человека, в познание законов Вселенной. Так, жизнь и природа – вещи неразделимые в поэзии Пастернака. «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех…» - написал поэт в одноименном стихотворении.

Поэт наделяет природу философским смыслом. Интересно, что у него нет разделения на живую и неживую природу, ведь в мире все едино. Автор наделяет весь окружающий мир свойствами, равноправными с человеком. Поэтому мир перестает быть пассивным объектом описания. Он – без человека, он самобытен.

Пастернак показывает единство мира, собирает его разрозненные детали в единое целое. Предметы и явления переплетаются между собой, временами даже срастаясь. В этом плане примечательно стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..»:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

В картине «февраля» вступают во взаимодействие детали окружающего мира с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне. Так, пролетка за шесть гривен переносит его в мечты о весне с пасхальным «благовестом», «ливнем» и «слезами». Это явления различных уровней реальности, но в стихотворении они оказываются взаимопроницаемы. Это помогает Пастернаку создать наиболее полную картину своих ощущений. Мир природы перекликается с внутренним миром человека. Так, неожиданно описание грачей, «обугленных груш», помогает нам заглянуть во внутренний мир лирического героя. Его душа полна «сухой» грусти от созерцания весеннего оживления этих птиц. Благодаря этой грусти, душевному оживлению, в душе поэта вновь просыпается творчество. Он вновь слагает стихи «случайно», «навзрыд». Это герой, равно как и Пастернак, считает единственно верным путем для истинного творчества:

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Природные явления помогают автору передать философские размышления по поводу вечных человеческих проблем. Показательно стихотворение «Снег идет». Сперва нам кажется, что в нем говорится об обыденных вещах – снегопаде за окном, лестнице, перекрестке. Но автор сравнивает падающий снег с годами человеческой жизни. Тем самым он напоминает о мимолетности нашего существования. Поэт уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас:

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и все в смятеньи…

Тема поэта и его предназначения – одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает.

Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу: «Цель творчества – самоотдача…» Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие».

Лирическое творчество Бориса Пастернака проникнуто любовью к жизни и человеку. В своих стихотворениях поэт пытался проникнуть в тайны мироздания, одной из которых была тайна человеческой души. Творчество Пастернака – это его «картина мира», его ответы на вечные вопросы бытия…

Путь исканий Григория Мелехова в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». Смысл финала шолоховской эпопеи

При всем богатстве затрагиваемых в «Тихом Доне» проблем центральное место занимает проблема поиска личностью своего места в меняющемся, зачастую враждебном, античеловечном мире.

Григорий Мелехов – главный герой романа. Его судьба, формирование и развитие характера, подвиги, разочарования, поиск пути – основа сюжета произведения. Этот образ соединяет семейно-бытовую, любовную и социально-историческую линии действия.

«Мельничьи жернова» войны проходят по душе Мелехова. На войне герой возмужал, заслужил четыре георгиевских креста и четыре медали, стал офицером, поддержал казачью «честь и славу», но стал «злым». Герой мечется в поисках ответа на вопрос: в чем смысл войны? Зачем это нужно всем людям, казакам и, в частности, ему, человеку, стремящемуся к мирной жизни?

После знакомства с большевистской «философией» герой чувствует себя «зрячим», но недолго. В начале третьей книги романа показана гражданская война 1918 года. Мелехов воюет в отряде под командованием своего старшего брата Петра. Но и сейчас он испытывает всю ту же «густую тоску» по мирной жизни.

Теперь, вместе с другими казаками, Мелехов готов винить большевиков, разделивших народ. Трех коней убили под Григорием, в пяти местах продырявлена его шинель, но геройство оказывается напрасным – «поток Красной армии затопляет» Донскую землю.

В образе Григория Мелехова созданы черты человека переходного момента истории. В его судьбе преломляются все важнейшие направления революционной эпохи в России. В то же время, герой изображен как личность, вступающая в конфликт с неизбежной судьбой, стремящаяся проложить собственную дорогу в истории.

Индивидуальные особенности образа Мелехова глубоко своеобразны. Герой показан как настоящий донской казак. Отличительной особенностью Григория являются его духовные искания и глубина переживаний. Он выделяется на фоне простой, неграмотной, живущей по дедовским обычаям народной массы. У Мелехова есть потребность жить в согласии со своим сердцем, найти справедливое обоснование общим действиям.

Но герою не удается это сделать, потому что нет обоснования войне, а тем более, братоубийственной. Григорий всей душой стремится к мирной жизни. Он хочет жить так, как жили его предки. Мелехов мечтает работать на земле, быть женатым на любимой женщине, растить детей и радоваться их успехам.

Именно поэтому в конце романа герой возвращается на свой хутор, рискуя жизнью. Мелехову просто необходимо было увидеть свою хату, почувствовать родной воздух, прикоснуться к родной земле. Герой видит сына, и к нему возвращаются силы, у него вновь появляется смысл жизни. Но мы предполагаем, что Григория будут преследовать, его мечте о мирной жизни не будет суждено сбыться. «Красные», по всей вероятности, не дадут спокойно жить бывшему белому офицеру.

Казак возвращается на казачью землю, сын возвращается к своей матери. Только вместе они чувствуют себя хорошо, комфортно, целостно. Круг замкнулся. Роман заканчивается так, как должна, по мысли автора, протекать жизнь казака: вместе со своей родной землей, несмотря ни на что.

Основные мотивы и образы лирики М. Ю. Лермонтова. Нравственно-философское звучание стихотворения «Дума»

В творчестве Лермонтова нашли отражение мысли и настроения передовых людей его времени (30-е годы XIX века), их жажда дела и борьбы, их свободолюбие, их мечты о свободе родины, а также тоска и отчаяние от осознания невозможности воплотить в жизнь свои замыслы и стремления. Уже в ранний период творчества определились основные мотивы и темы его поэзии: тема любви, поэта и поэзии, свободы, философская лирика.

В своих стихотворениях Лермонтов поэтизирует и воспевает свободу. Стихотворение «Новгород» адресовано ссыльным декабристам, о которых поэт отзывается как о мужественных людях, сердца которых трепещут при имени свободы. Поэт восхищается их мужеством. Стихотворение названо «Новгород» неслучайно: этот город – для поэта символ свободы, независимости и демократии.

В целом ряде стихотворений Лермонтов создает романтический образ тюрьмы и узника: «Узник», «Пленный рыцарь», «Соседка».

Чувство одиночества придавало всей лирике Лермонтова трагический характер. Причины трагизма следует видеть не только в обстоятельствах личной жизни поэта (ранняя смерть матери, жизнь в разлуке с отцом, муки любви в юности, жизнь изгнанника в последние годы жизни), но и в особенностях той эпохи («Парус», «Утес», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок»).

Стихотворение «И скучно, и грустно» представляет собою исповедь лирического героя, его напряженный внутренний монолог. Это своеобразная запись в дневнике. Герой – представитель поколения 30-х годов XIX века. Ему свойственно трагическое восприятие жизни. Ничто не радует лирического героя: ни желания, ни любовь, ни страсти, а жизнь в целом – «такая пустая и глупая шутка». Герой одинок в обществе, которое его окружает, в любви, в дружбе, он одинок в своей стране, и, наконец, в целом мире. Наиболее полному раскрытию темы помогают особые средства выразительности: множество риторических вопросов, восклицаний, умолчаний, пауз.

Тема одиночества и предчувствия собственной гибели у Лермонтова находятся в неразрывной связи с темой любви: «Не смейся надо моей пророческой тоскою», «Я не унижусь пред тобою», «Я не люблю тебя…», «Нет, не тебя так пылко я люблю». Ряд стихотворений адресован Варваре Александровне Лопухиной. Самое известное из них – «Валерик». Оно написано в форме любовного послания. После традиционного вступления совершенно неожиданно для читателя идет описание страшного кровавого сражения при речке Валерик. Здесь очень ярко создано ощущение трагизма. Это подчеркивается и самим названием реки, которое буквально переводится как «река смерти». В сражении при Валерике принимал участи сам Лермонтов, где поэт проявил чудеса храбрости, а потому он описывает его как очевидец и участник этого события, которое рисует реалистическими красками.

Большое количество произведений Лермонтова посвящено теме родины. Так, например, в «Бородино» поэт прославляет патриотизм и героизм русских солдат в войне 1812 года. Стихотворение построено на контрасте храброго и мужественного поколения 10-х годов и бездеятельного и равнодушного поколения 30-х годов: «Да, были люди в наше время».

В стихотворении «Родина» Лермонтов называет свою любовь к отечеству «странной». Автор не отрицает героического прошлого страны, но более он любит Россию народную. Образ родины дается в стихотворении в развитии: от широкого плана к более узкому. Создается ряд пейзажных и других картин, воссоздающих ее облик. Центральный образ стихотворения – «чета белеющих берез».

В теме поэта и поэзии Лермонтов продолжает традиции Пушкина и поэтов-декабристов. Но у него – свой взгляд на эти проблемы. В стихотворении «Нет, я не Байрон…» Лермонтов сопоставляет себя с великим английским поэтом, следовательно, говорит о своем романтическом восприятии жизни, так как Байрон был романтиком. Этот поэт представляется Лермонтову одиноким, «с гордою душой», недоступным толпе. Здесь же, однако, Лермонтов понимает, что во многом его путь отличен от пути Байрона, потому что он – русский поэт: «как он, гонимый миром странник, но только с русскою душой». К теме поэта и поэзии можно отнести стихотворения «Кинжал», «Журналист, читатель и писатель», «Смерть поэта», «Поэт».

«Чаша жизни» - символического плана стихотворение философской тематики. В нем жизнь представляется как золотая чаша, из которой люди пьют прекрасный напиток. Однако, это только иллюзии: жизнь – не золотая чаша. Люди обманывают самих себя, и истина открывается им только перед смертью. И тогда оказывается, что чаша была пуста, а вместо напитка были лишь слезы.

Стихотворение «Дума» отражает все основные темы и мотивы лирики Лермонтова. Основное же здесь – размышления наедине с собой о современном поэту поколении. Уже в первой строке выражена основная мысль стихотворения: «Печально я гляжу на наше поколенье». Собеседников у поэта нет, он смотрит на свое поколение отчужденно, хотя местоимение «мы» непрестанно повторяется в тексте. Однако начало и конец стихотворения отделяют поэта от его поколения, и суд в «Думе» беспощаден. Равнодушие, с которым поколение поэта относится к жизни и своей судьбе, оказывается обоюдоострым мечом. Оно может заслужить лишь презрение потомков и скорое забвение.

Страница 13 из 19« Первая...1112131415...Последняя »