Отечественная литература

Автор и главный герой поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Роль фольклорных мотивов в поэме

Одним из основных произведений Твардовского стала поэма «Василий Теркин». Образ советского солдата Василия Теркина задумывался как фельетонный образ, призванный смешить солдат на фронте, поднимать их боевой дух. Однако дальнейшая работа с материалом привела Твардовского к мысли о создании серьезного произведения.

На протяжении Великой Отечественной войны образ Васи Теркина оставался самым любимым в среде бойцов. Объяснить этот феномен можно тем, что этот герой пленил сердца читателей своей реальностью и достоверностью.

Теркин смел, находчив, несмотря на разговорчивость, в меру скромен, верен дружбе, всегда готов помочь своим товарищам. В нем воплощены характерные черты русского национального характера. В портрете своего героя Твардовский всякий раз подчеркивает его обыденность, массовость: «В каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе тоже». Да и по физическим возможностям Теркин ничем не отличается от других, он такой же, как все: «Не высок, не то, что б мал…»

На протяжении всех глав, в которых действует герой, от одного эпизода к другому, все полнокровнее раскрывается его характер. На первый взгляд, Теркин может показаться балагуром-весельчаком, и только. Да, он бывает и таким. Причем, делает это сознательно, для поднятия настроения товарищей. В других главах выступают и другие черты героя: героизм, находчивость, умение действовать согласно сложившейся ситуации. Книга построена таким образом, что каждый эпизод вносит нечто новое в образ Теркина, а в совокупности они создают собирательный образ русского солдата.

В «Книге про бойца» много лирических отступлений, рассыпанных по разным главам, а четыре из них так и называются - «От автора». Присутствие автора на страницах книги позволяет выделить его как особый образ. Но автор не идентичен главному герою. Строго говоря, персонаж «от автора» - это созданный по законам искусства обобщенный образ автора-повествователя, участвовавшего в Великой Отечественной войне и знавшего тысячи таких, как Василий Теркин. Возможно, одного из них автор знал лучше остальных. Недаром Твардовский сделал Василия своим земляком, уроженцем Смоленщины. Да и переживает автор за героя, как за своего близкого, будто бы находясь рядом с ним, он помогает ему советом в тяжелые моменты. Он не прочь даже выступить в роли свата, обращаясь к девушкам с просьбой обратить внимание на бравого пехотинца.

В главе «О себе» автор подчеркивает свою близость к Теркину:

И скажу тебе, не скрою, -

В этой книге, там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Поэма Твардовского – произведение выдающееся, подлинно новаторское. И содержание, и форма ее поистине народны. Даже фамилия главного героя корнями своими уходит к старинному словосочетанию «тертый калач», то есть бывалый. Василий имел предшественников в полуфольклорной литературе (газетный и стенгазетный фельетон, частушка, шуточная песня). Только у Твардовского он немного только изменил свой внешний облик, да и действия у него стали серьезнее.

Теркин – воплощение русского национального характера. Это человек мужественный и смелый, способный выжить («Переправа»), добросердечный, находчивый. По мысли Твардовского, эти качества помогли выжить не только Теркину, но всем русским солдатам.

Композиционные связи с фольклором углубляются идейно-стилевыми перекличками. Пафос поэмы, близкий народным былинам, словам и т. д., передан в афоризмах типа:

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Другой сквозной мотив: «Грянул год, пришел черед, Нынче мы в ответе За Россию, за народ и за все на свете».

Постоянен в поэме и мотив: «Сторона моя родная», «Мать-земля моя родная, сторона моя лесная». Наконец, образ «Матери-России» одухотворяет все события поэмы, придавая ей интимно-личностное и одновременно обобщенное, всем дорогое звучание.

«Василий Теркин», без сомнения, поэма, обладающая редкой глубиной и самобытностью. Молодой Твардовский заявил о себе как о крупнейшем художнике слова, вдохновенном первооткрывателе великой темы.

Человек, природа, мироздание в лирике Ф. И. Тютчева. Философская проблематика стихотворения «Silentium!»

Будучи современником Пушкина, Ф. И. Тютчев, тем не менее, был идейно связан с другим поколением – поколением «любомудров», которое стремилось не столько активно вмешаться в жизнь, сколько осмыслить ее. Эта склонность к познанию окружающего мира и самопознанию привела Тютчева к совершенно оригинальной философской и поэтической концепции.

Лирику Тютчева тематически можно представить как философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Однако эти темы очень тесно переплетаются в каждом стихотворении, где страстное чувство рождает глубокую философскую мысль о бытии природы и вселенной, о связи человеческого существования с вселенской жизнью, о любви, жизни и смерти, о человеческой судьбе и исторических судьбах России.

Для мировосприятия Тютчева характерно восприятие мира как двойственной субстанции. Идеальное и демоническое – вот два начала, которые находятся в постоянной борьбе. Невозможно существование жизни, если отсутствует одно из начал, ибо во всем должно быть равновесие. Так, например, в стихотворении «День и ночь» два этих состояния природы противопоставляются друг другу:

День – сей блистательный покров –

День – земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов.

День у Тютчева наполнен жизнью, радостью и безграничным счастьем. Но он – лишь иллюзия, призрачный покров, накинутый над бездной. Совсем иной характер носит ночь:

И бездна нам обнажена,

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами:

Вот отчего нам ночь страшна.

С образом ночи неразрывно связан образ бездны; эта бездна – тот первозданный хаос, из которого все пришло и в который все уйдет. Он манит и пугает одновременно. Ночь оставляет человека наедине не только с космическим мраком, но и наедине с самим собой. Ночной мир представляется Тютчеву истинным, ибо истинный мир, по его мнению, непостижим, и именно ночь позволяет человеку прикоснуться к тайнам мироздания и собственной души. День потому и дорог человеческому сердцу, что он прост и понятен. Ночь порождает чувство одиночества, затерянности в пространстве, беспомощности перед неведомыми силами. Именно таково, по мысли Тютчева, истинное положение человека в этом мире. Может быть, поэтому он и называет ночь «святой».

Четверостишие «Последний катаклизм» пророчит последний час природы в грандиозных образах, возвещающих конец старого мироустраойства:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них.

Поэзия Тютчева показывает, что новое общество так и не вышло из состояния «хаоса». Современный человек не выполнил своей миссии перед миром, он не позволил миру вместе с ним взойти к красоте, к разуму. Поэтому у поэта много стихов, в которых человека как бы отзывают назад в стихию как несправившегося с собственной ролью.

Стихотворения «Silentium!» (Молчание) – жалоба по поводу той замкнутости, безвыходности, в которой пребывает наша душа:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои…

Истинная жизнь человека – жизнь его души:

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум…

Не случайно с внутренней жизнью связаны образы звездной ночи, чистых подземных ключей, а с жизнью внешней – образы дневных лучей и наружного шума. Мир человеческих чувств и мыслей – мир истинный, но непознаваемый. Стоит мысли облечься в словесную форму, как она мгновенно искажается: «Мысль изреченная есть ложь».

Тютчев пытается рассматривать вещи в противоречии. В стихотворении «Близнецы» он пишет:

Есть близнецы – для земнородных

Два божества – то Смерть и Сон…

Близнецы у Тютчева не двойники, они не вторят друг другу, один – рода женского, другой – мужского, у каждого свое значение; они совпадают друг с другом, но они же и враждуют. Для Тютчева было естественным всюду находить полярные силы, единые и, однако же, двойственные, сообразные друг другу и обращенные друг против друга.

«Природа», «стихия», «хаос», с одной стороны, космос – с другой. Это едва ли не важнейшие их тех полярностей, которые отразил Тютчев в своей поэзии. Разъединяя их, он глубже проникает в единство природы, чтобы снова сблизить разделенное.

Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1840 году, во времена политической и общественной реакции, которая привела к появлению так называемого образа «лишнего человека». В. Г. Белинский утверждал, что главный герой произведения - Печорин – это Онегин своего времени.

Печорин чувствует свое жизненное назначение, считая себя «необходимым действующим лицом всякого пятого акта». Он, как личность думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен исторической действительностью на вечное одиночество. Кроме того, одним из наиболее ярких качеств характера Григория Александровича является эгоцентризм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким.

Сталкивая Печорина сначала с «дикаркой» Бэлой, затем с «добрым» Максимом Максимычем, с «честными контрабандистами, Лермонтов неизменно показывает, что Печорин превосходит их, способен подчинить их своей воле или оказывается нравственно их благороднее. В «Фаталисте» Печорин сражается уже не с людьми, а с самой идеей судьбы, бросая ей вызов. Но все эти победы Печорина не приносят ему ни общественной чести, ни нравственного удовлетворения, более того, разрушают его, каждый раз лишь усиливая одиночество героя.

Характер Печорина сложен и противоречив. Главный герой говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит себя в душе стариком». По мнению Белинского, Печорин, «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Но нигде герой не находит ни счастья, ни покоя.

Причина подобного отношения к жизни - в самом обществе, которое построено на лицемерии и неискренности. «Узнав хорошо свет и пружины общества», Печорин «стал искусен в науке жизни», то есть научился скрывать истинные порывы своей души, лицемерить, перестал верить в искренность, любовь, дружбу. В итоге он превратился в одинокого и несчастного человека, несмотря на всю «внешнюю оживленность» его существования.

Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Этот герой не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Печорин погибает.

В своем романе Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

Таким образом, Лермонтов утверждает, что причина одиночества героя лежит в обществе, которое сформировало Печорина таким, каким он был. Но, кроме того, в этом «повинны» и внутренние качества героя, который позволил среде сделать из него холодного и равнодушного игрока на поле жизни.

Образ «русского труженика-солдата» в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Поэма «Василий Теркин» повествует о Великой Отечественной войне. В ней Твардовский показывает, как жилось русскому солдату в годы тяжелых испытаний. Его герой – Василий Теркин - рядовой пехотинец из простых смоленских крестьян:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный…

Главный герой воплощает лучшие черты русского характера русского, проявляя их на войне. Перед нами возникает образ солдата – труженика. Теркин с некоторым юмором повествует молодым бойцам о фронтовой жизни. Этот человек воюет с самых первых дней, был ранен и три раза оказывался в окружении. Но Теркин не теряет бодрости духа, несмотря на все испытания, которые ему приходится преодолевать:

Будем живы – не помрем,

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали – все вернем.

Два раза приходится Теркину переплывать через холодную реку, чтобы восстановить утерянную связь со «своими». Ему даже удается занять немецкий блиндаж, хотя он и оказывается под обстрелом со стороны собственной артиллерии. Однажды Теркину даже удается из винтовки сбить немецкий штурмовик.

Твардовский показывает, что простой солдат на войне – это труженик, который изо дня в день делает свою работу – защищает Родину. И делает он ее на совесть, не забывая о своей душе, оставаясь человеком.

У Твардовского особое отношение к простому солдату. Для него не начальники вершат историю, а обычные люди. Так было и раньше, так есть и сейчас:

…тем путем идут суровым,

Что и двести лет назад

Русский труженик – солдат.

Твардовский говорит, не только о простом народе, но и генералах и начальниках, которым достается вся слава. Автору трудно принять эту несправедливость, но такова суровая действительность:

…Разделен издревле труд:

Города сдают солдаты,

Генералы их берут.

Нет сомнений в том, что Твардовский на стороне тех, кого именует в своей поэме «труженик – солдат». Это человек, который чувствует свою значимость, и поэтому тверд в своем стремлении к победе.

Философские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева (на примере 2 -3 стихотворений по выбору)

Творчество Тютчева во многом носит философский характер. Поэт считал, что весь мир заключает в себе какую-то истину, которую человеку определить очень сложно. По мнению Тютчева, слова не могут в полной мере показать и рассказать тайны вселенной, мироздания.

Но, несмотря на это, мир людей и мир природы тесно переплетены и являют собой одно целое. Природа очеловечивается поэтом:

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездумный лик:

В ней дума, в ней есть свобода,

В ней любовь, в ней есть язык.

Для мировосприятия Тютчева также характерно восприятие мира как двойственной субстанции. Идеальное и демоническое – вот два начала, которые находятся в постоянной борьбе. Невозможно существование жизни, если отсутствует одно из начал, ибо во всем должно быть равновесие. Так, например, в стихотворении «День и ночь» два этих состояния природы противопоставляются друг другу:

Дей – сей блистательный покров –

День – земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов.

День у Тютчева наполнен жизнью, радостью и безграничным счастьем. Совсем иной характер носит ночь:

И бездна нам обнажена,

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами:

Вот отчего нам ночь страшна.

Две этих стихии космоса поэт именует «хаосом». Вся жизнь, все существование основано на борении светлого начала и темного, но одержать победу в таком противостоянии просто невозможно. В этом самая главная жизненная истина. Однако подобная борьба происходит не только в природе, в космосе, но и в душе самого человека. Он, «как сирота бездомный», находится на перепутье и стремится к истине, существующей как и в светлом, так и в темном начале.

Таким образом, философия Тютчева тесно связана с «глобальным», поэт не видит существования обычного, конкретного без большого и великого. В философской лирике Тютчева, «самой ночной души русской поэзии», открывается вся прелесть окружающего мира как божественного космоса.

Образ природной стихии и его роль в раскрытии проблематики произведений отечественной классики XIX века

В ряде произведений русских писателей огромную роль играет природа. В произведениях писателей-классицистов природа являлась лишь красивым декоративным фоном. Сентименталисты же, романтики, реалисты вводили в свои произведения пейзажные зарисовки не просто ради декорации: у них природа часто является полноправным действующим лицом, входит в систему образов произведения, радуется и страдает вместе с его героями, а нередко служит олицетворением душевной борьбы, настроений персонажей.

В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» развивается идея внесословной ценности человека. Не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству – вот главные человеческие достоинства. Героиня повести – трудолюбивая, чистая девушка, христианка Лиза – принадлежит низшему сословию. Она вынуждена работать, не покладая рук, чтобы им с матерью не умереть с голоду. Влюбившись в молодого человека, Эраста, аристократа по происхождению, греясь в лучах его любви, Лиза теряет голову. Забыв обо всех своих принципах, о христианском веровании, не позволяющем интимных отношений, если мужчина и женщина не венчались в церкви, Лиза отдается Эрасту. И в эту минуту падения девушки природа ведет себя так, будто и сочувствует Лизе, и в то же время осуждает ее. На небе «ни одной звездочки не сияло», мрачным был этот вечер. Более того, - через некоторое время «блеснула молния и грянул гром». «Грозно шумела буря, дождь лил из черных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизой невинности». «Лиза вся задрожала. «Эраст, Эраст! – сказала она. – Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!».

В начале второй главы романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» большую роль играет стихия. Направляясь в Белгородскую крепость, Гринев сбился с пути. «Мрак», «вихорь», «ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным». Свирепствующий буран кружит сбившихся с пути путников и их ямщика по «снежной пустыне».

Этот буран явился сюжетообразующим звеном в произведении: именно в этой обстановке разбушевавшейся стихии происходит знакомство Петра Гринева с «вожатым», который помог путникам найти дорогу и который оказался ни кем иным, как Пугачевым. Кроме того, разбушевавшаяся стихия как бы является грозным предзнаменованием народной войны, которая всколыхнет Россию, принесет с собой много волнений, бед, слез… Символично и то, что человек, которого встречает Петр Андреевич во время бурана – Пугачев, то есть человек, ставший главарем, инициатором народной войны…

Важную символическую нагрузку содержит пейзажная зарисовка в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

В этой связи представляется важным упомянуть также о величайшем памятнике древней русской литературы – «Слове о полку Игореве». Природа предсказывает князю Игорю, собравшемуся в поход против половцев, неудачу и несчастье. Природная стихия «взволнована»: «волки угрозою воют по оврагам, клекотом орлы на кости зверей зовут, лисицы брешут на червленые щиты».

Природа предсказывает беду и героям «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В тот день, когда в дом супругов Калашниковых пришла беда: когда опричник Кирибеевич своим легкомысленным, опрометчивым поступком разрушил счастье этой купеческой семьи, вдруг разнепогодилось, «метелица разыгралася»: «тучки на небо набежались», а ближе к вечеру повалил такой снег, что «следа человеческого» не стало видно.

Таким образом, мы видим, что в этих произведениях разбушевавшаяся стихия играет большую роль: является предзнаменованием будущих, грозных событий; страдает вместе с героями произведений.

Образ художника в лирике М. И. Цветаевой. Тема поэта и Родины в стихотворении «Тоска по родине. Давно…»

Марина Цветаева выросла в очень необычной семье – отец - искусствовед европейского масштаба, мать - пианистка. Росла она как бы вне окружающей реальности, поэтому творчество Цветаевой так своеобразно. Лирическая героиня Марины Цветаевой абсолютно тождественна личности поэта. Известно, что она считала, будто «я» стихотворений должно соответствовать биографическому «я», с его настроениями, чувствами и цельным мироощущением. Это значит, что стихотворения Цветаевой можно воспринимать как её собственную речь.

Художник в творчестве Цветаевой – это, прежде всего, творец, противостоящий обыденному и бытовому, «всему остальному миру». Отсюда яркая поэтическая особенность Цветаевой - её стихотворения построены на контрастах вечного и сиюминутного, бытия и быта. Причём источником противоречий оказывается сама героиня, как, например, в стихотворении «Вы, идущие мимо меня…»:

Сколько тёмной и грозной тоски

В голове моей светловолосой…

Но главное противостояние в мире Цветаевой – это вечное противостояние поэта и черни, творца и мещанина. Цветаева утверждает право художника на свой собственный мир, право на творчество. Поэтический дар, по её мнению, делает человека крылатым, возносит его над житейской суетой, которая может убить поэта. В стихотворении «Думали – человек!» поэт, «светоносное солнце», убит бытом:

Думали – человек!

И умереть заставили.

Умер теперь. Навек.

Плачьте о мёртвом ангеле!

Одно из наиболее характерных состояний Цветаевой-поэта – состояние одиночества, вызванное постоянным противостоянием. Даже в родной стране она чувствует себя эмигрантом – никто не может понять поэта:

Мне безразлично – на каком

Не понимаемой быть встречным!

«Всякий поэт по существу эмигрант, даже в России», - пишет Цветаева. И в стихотворении «Тоска по родине! Давно», казалось бы, она доказывает, что может существовать где угодно:

Мне всё равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной – непременно – …

Но всё же, несмотря на все отговорки, Цветаева тоскует по родине, это видно из последних строк стихотворения:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё – равно, и всё – едино.

Но если по дороге – куст

Встаёт, особенно – рябина…

Только касаясь темы родины, Марина Цветаева перестаёт протестовать и в полной мере отдается тоске по горячо любимой России.

Образ нигилиста Базарова и тема смены поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Тургеневский принцип «тайной психологии» в изображении человеческих характеров

Роман «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. Действие романа происходит в 1859, а эпилог рассказывает о событиях, случившихся после 1861 года. Сюжет строится на столкновение двух враждебных идеологий – разночинно-демократической, к которой относится Евгений Базаров, и либерально-дворянской.

Взгляды Базарова, главного героя романа, сводятся к резкой критике того положения, которое сложилось в стране. Он не верит, что отмена крепостного права может что-либо изменить. Ни либералы, ни аристократы ничего не могут сделать, они лишь только разглагольствуют, убеждения и тех и других изжили себя. Но Базаров не видит силы и в народе.

Базаров – «нигилист»: он отрицает государственное устройство, семью, церкви, искусство – все основы дворянского и буржуазного общества. Он готов признать только то, что ощутимо полезно. Базаров и внешне стремится выделиться, отличиться от своих «врагов»: он носит большие бакенбарды, одевается в балахон с кистями. Лицо его выражает уверенность и ум. Базаров занимается естественными науками, он учится на доктора. Его занятие соответствует его убеждениям: герой - материалист и всё, что нельзя пощупать руками или доказать опытным путём, он отрицает.

Тургенев показывает Базарова в чуждой, и даже враждебной, ему среде, поэтому в герое выделяется, с одной стороны, его резкость и грубоватость, с другой – спокойная уверенность в себе, ум, сила, убеждённость.

Евгений Базаров - свободомыслящий человек. И, несмотря на молодость, он имеет своё мнение о положения и роли аристократии, о народе, искусстве, природе. У героя отсутствует эстетическое восприятие мира – ни музыка, ни поэзия его не интересуют, он утверждает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник».

Об этих вопросах с Базаровым спорит Павел Петрович Кирсанов. Он представитель поколения аристократов, который не понимает и не хочет понять «новомодного» Базарова. Их споры могут продолжаться бесконечно, и они никогда не придут к согласию, потому что каждый смотрит на обсуждаемые проблемы с точки зрения своего поколения. В этом проявляется тема смены поколений в романе – консервативные отцы не понимают взглядов своих детей.

Интересно, что Базаров конфликтует не только с аристократом Кирсановом. Он не может найти общий язык и со своими родителями-разночинцами. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы: с одной стороны, он их любит, а с другой, в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов».

Аркадий Кирсанов, пытаясь быть похожим на своего кумира Базарова, тоже увлекается нигилизмом. Ему очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Отсюда происходит его конфликт с отцом. Юный Кирсанов ещё не понимает, что на самом деле он хочет домашнего уюта, семейного тепла. Его нигилизм ненастоящий, и вскоре он возвращается домой во всех смыслах этого слова.

Для полного раскрытия образа Базарова, его характера нужно было испытание любовью, ведь «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, какого не может дать ничто другое». В отношениях с Анной Сергеевной Одинцовой становиться понятно, что Базаров – пылкая и страстная натура. Он был захвачен чувством целиком: «Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, - страсть, сродне злобе». Но чувства героев не взаимны. Одинцовой нужна уравновешенная и спокойная жизнь, позже она вступает в брак по расчёту. А Евгений импульсивен, он мучительно переживает потерю, тем более, что она связана с крушением всех его взглядов не только на окружающий мир, но и на самого себя.

Таким образом, в изображении характера своего героя Тургенев пользуется приемом «тайной психологии» - он изображает натуру Базарова, его духовную эволюцию через жизненные, духовные испытания.

Что сближает балладу В. А. Жуковского «Светлана» с произведениями русского фольклора?

К началу XIX века в русской поэзии существовала баллада, но Жуковскому удается создать именно «подлинную» балладу. Главным элементом в балладе становится фантастическое, таинственное, загадочное. Главные герои: мертвецы, приведения. Действие происходит в полуфантастическом мире.

«Светлана» стала самой популярной балладой Жуковского. Это первая национальная русская баллада. Недаром современниками она считалась лучшим произведением поэта и дала право критикам называть поэта «певцом Светланы».

От необычно певучих и музыкальных стихов «Светланы» веет очарованием старинных преданий, большой сердечностью и задушевной теплотой. Жуковский использует многочисленные фольклорные элементы и образы, использует древние поверья и гадания девушек перед Крещением.

Начинается баллада описанием старинного девичьего гадания. В старину на Руси бытовало суеверное представление, что перед религиозным праздником Крещенья человеку открывается его будущая судьба. Но ко времени Жуковского гаданья в крещенские вечера стали своеобразной игрой, во время которой девушки гадали о женихах. Девушки бросали на улицу башмаки, и считалось, что та девушка первой выйдет замуж, чей башмак поднимет случайный прохожий. Девушки клали в большую чашу или блюдо с водой кольца и под пенье вынимали их по одному: под какую песню вынется кольцо – значит, в той песне и содержится намёк на будущую жизнь.

Поэт связал балладу со сказкой, и потому все образы в ней подчинились законам сказки. В частности, образ дороги типичен и для баллады, и для сказки. В «Светлане» он приобрёл сказочную функцию. В сказке герой тоже отправляется в путь и преодолевает множество препятствий. В конце пути его ждёт заслуженная награда.

Внедрение сказки в балладу расширило фольклорную основу, причем именно русского фольклора. Но не только в описаниях русских обычаев передан национальный колорит, передано русское народное отношение ко всем фантастическим ужасам. Здравый и реалистический взгляд русского народа проявился в том, что почти все сказочные истории с ведьмами, мертвецами, встающими из могил, и прочими ужасами в русском фольклоре оканчиваются победой человека над темными силами.

Действие баллады сопряжено с таинственным событием. Героине во сне кажется, что является жених, увозит её, привозит в хижину. Но это начинает приобретать таинственный характер. Героиня видит гроб, из которого поднимается мертвец, неожиданно голубок защищает Светлану и она просыпается.

Это единственная баллада, которая лишена трагизма. Именно обращение к поверьям позволило Жуковскому включить в свое произведение гадания, приметы, свадебные песни, народные придания – всё это передаёт мир фольклора, русский национальный характер.

Страница 9 из 19« Первая...7891011...Последняя »